Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
УРОК МУЗЫКИ № 5 в 6 классе 2 ч. Тема: Танцевальная музыка сквозь века Цель урока: Формирование представлений учащихся о средствах выразительности танцевальной музыки; расширение представления об истории развития танцевальной музыки, об известной казахской танцовщице Шаре Жиенкуловой; закрепить понятие «танец», «вальс», «средства музыкальной выразительности». Задачи урока: • Познакомить учащихся с танцами разных эпох. • Развивать творческое образное мышление и понимание взаимодействия музыки с танцевальным искусством; развитие слушательской и исполнительской культуры; • Воспитывать желание совершенствовать художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности, интерес к музыкальному и танцевальному классическому искусству. Тип урока: комбинированный Оборудование: компьютер, презентация, проектор, тетради по музыке, музыкальные фрагменты, видео-ролики, бумага формата А-4, А-3, краски, кисти, фломастеры План. 1.Орг. момент. 2. Беседа 3. Слушание 4. Музыкальная грамота 5. Пение 6. Вопросы для повторения 7. Домашнее задание, 8. Оценки за урок Ход урока: I. Организационный момент: дети входят в класс и садятся по рядам за столы -на прошлом уроке мы говорили о средствах музыкальной выразительности - вспомните, о каких средствах выразительности вы узнали? (мелодия, темп, регистр, динамика, лад, тембр, форма) - тема сегодняшнего урока «Танцевальная музыка сквозь века» - Сегодня вы познакомитесь с танцами разных эпох. - Критерии оценок на уроке сегодня – активная индивидуальная и групповая работа (сегодня у всех есть возможность получить пятерки) II. Беседа - сначала, давайте вспомним, что значит «ТАНЕЦ»? (один из видов искусства, в котором выразительными средствами являются пластические движения человеческого тела) - музыка, ребята, связана с разными видами искусства и не только с изо и литературой, но еще и с танцем. - сегодня, я приглашаю, вас ребята, на необычный бал. Этот бал будет проходить во времени. Вы уже разделились на группы, и каждая группа будет представлять свою эпоху и свои танцы. - Я предлагаю вам самостоятельно познакомится (по группам) с характерными чертами некоторых танцев и затем поделиться с нами. - У вас на столах есть рисунки танцев по эпохам и их определения 1 группа - 16-18 в, 2 группа - 19 в, 3 группа - 20-21 в. Вам нужно определить соотношение картинки с определением танца и обозначить это стрелочками. (3 мин) 1 группа – 16-18 век Алеманда – Придворный плавный танец с изящными движениями в изысканном характере и умеренном темпе; известен с 16 века. Получил распространение на придворных балах (ВИДЕО – 1 мин) Эпоха Возрождения (эпоха расцвета искусства) Павана – торжественный бальный танец, распространённый в Европе XVI веке. Темп медленный. Исполняли дамы в длинных платьях с кавалерами (ВИДЕО – 1 мин) Куранта (от французского courante) – в переводе с французского текущий, бегущий. Французский придворный плавный танец-шествие. Распространился в Европе. (ВИДЕО – 2 мин) Полонез (от французского dance polonaise-польский танец) – бальный танец-шествие. Истоки в народном польском танце. Был придворным танцем во Франции и в других странах. Один из самых больших долгожителей среди танцев. В Польше есть красивый обычай – любое значимое событие, открывать торжественным шествием танцевальных пар. Такое шествие называлось полонезом. Пары держат себя горделиво, подтянуты, шаг мягкий, скользящий. Музыка звучит удивительная. На третьей четверти каждого такта танцующие мягко приседают. Всё это настраивает на праздничную волну, глаза радуются красивому зрелищу, душа вторит музыке. Двигаться в ритме полонеза умеют практически все. (ВИДЕО – 2-3 МИН) II. СЛУШАНИЕ: танцевальная музыка 16-18 вв 2 группа - XIX век • Полька -Танец быстрого, живого характера, появился в середине 19 века в Чехии и стал известным народным танцем (Видео – 2 мин) • Кадриль переводится как “четыре”. Танцующие располагаются квадратом. Народный и бальный подвижный парный танец. • Падеспань - Умеренно-быстрый русский парный бальный танец с элементами сценического испанского, создан в конце 19 века (ВИДЕО - 1 мин) • Вальс – бальный танец. Завоевал все слои европейского общества. При слове «вальс» положено было снимать шляпу, поскольку вальс – король танцев. В недалёком прошлом его танцевал весь мир. Это был главный танец на танцевальных вечерах. Вальсы писали многие композиторы: Моцарт, Шопен, Глинка, Чайковский. А Иоганн Штраус сочинил 447 вальсов! Недаром его называют «королём вальсов». Родился вальс в Европе. Сначала его танцевали простые люди в сёлах. Кавалер, обняв даму за талию, кружил её под музыку. В разных странах танец назывался по-разному. В Австрии - лендлер, во Франции - вольта. Главный элемент вальса «вращение». Вальс звучал и на балетной сцене и в операх, и в художественных фильмах (ВИДЕО – 2-3 мин). II. СЛУШАНИЕ: танцевальная музыка 19 вв. 3 группа - XX – XXI век Фокстрот - в переводе с английского «лисий шаг», но этот танец считается американским. К лисе он никакого отношения не имеет, а назван так по имени Гарри Фокса, который его придумал. Быстрый фокстрот называется квикстеп, медленный слоуфокс. (ВИДЕО – 3 мин ) Чарлстон – американский бальный танец. Распространился во многих странах в начале 20-х годов.(ВИДЕО – 1,5 мин) Мамбо – появился в результате слияния афро-кубинских ритмов и джаза в 1940-е годы. Зажигательный, подвижный, отличается четким ритмом (ВИДЕО – 3 мин) Брейк-данс – модный танец 80-х годов с дёргающимися движениями. В переводе с английского «ломаться». (показ движений детьми) II. СЛУШАНИЕ: танцевальная музыка 20-21 вв. ?- Вспомните, какой танец называют королем танцев? (вальс) -Одной из известных исполнительниц ВАЛЬСА в Казахатане считается Шара Жиенкулова- казахская советская танцовщица и педагог. Годы жизни 1912-1991 гг. В 1929-1930 гг. танцевала в Казахском драматическом театре. С 1934 г. - в музыкально-драматическом театре (ныне Казахский театр оперы и балета). Здесь она исполняла народные танцы в музыкальной драме "Айман - Шолпан" Ауэзова, в операх "Кыз Жибек", "Жалбыр" и "Ер Таргын" Е.Г. Брусиловского. Жиенкулова танцевала партию Мамыр в первом казахском национальном балете "Калкаман - Мамыр" (1938). Снималась в кино. В 1940-1962 гг. - работала в Казахской филармонии; в 1962-1966 гг. - руководитела ансамблем песни и танца КазССР. В 1966-1975 гг. - работала директором Алматинского хореографического училища. С целью развития национального танцевального искусства Жиенкулова много ездила по республике, исследуя быт, традиции разных регионов. Жиенкулова сумела соединить духовную красоту сценических образов с пластичным решением в танце - предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма о Шаре Жиенкуловой видео-ролик о Шаре Жиенкуловой Вопросы после слушания: - какие средства выразительности использованы в танцах? (темп – быстрый, медленный, умеренный; динамика – громкая, тихая, умеренная; движения – плавные, медленные, резкие, подвижные, выразительные, легкие, эмоциональность присутствует; лад – мажор, минор, переменный; …) - каким является музыкальное сопровождение? (соло, ансамбль, оркестр – симфонический, джазовый, камерный, народный): 16-18 век- темп чаще медленный, движения плавные, сдержанные, сопровождение – небольшие ансамбли 19 век – подвижные танцы, выразительные, театрализованные; сопровождение- ансамбли и оркестры 20-21 век- современные костюмы, активные, быстрые движения - что общего в танцах разных эпох? (исполняются под музыку, желание выразить себя в танце) - в чем отличие танцев разных эпох? (костюмы, музыкальное сопровождение, темп, движения, выразительность, эмоциональность) III. Творческое задание: «КЛЯКСА» (ТЕХНИКА «МОНОТИПИЯ») Цель№1: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. Цель №2: развитие творческого воображения; учить видеть танцевальные образы или костюмы, выполняя заданные условия. Задача: поставить кляксу краской посередине листа, сложить вдвое, развернуть и увидеть танец (дорисовать его), или костюм танцевальный, назвать танец и эпоху. Создай рисунок: Цель: развитие творческого воображения. Задача: создать рисунок танца 1 гр – танец снежных хлопьев 2 гр – танец цветов 3 гр – танец осенних листьев (групповая работа) IV. Музыкальная грамота: средства выразительности: темп, динамика, лад, оркестр и его виды, танец, названия танцев - Время идет, пролетают века, меняются костюмы, танцы, песни. Я предлагаю вам исполнить песенку про ход времени «ЧАСИКИ» V. Пение и разучивание: Упражнения для развития слуха и голоса «Часики» VI. Вопросы для повторения: - какие танцы понравились больше медленные, умеренные или быстрые? - назовите танец, запомнившийся больше всего; - назовите известную казахскую танцовщицу 20 века. - если вам понравился урок – поаплодируйте себе!!! - ЗА АКТИВНУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ ОЦЕНКИ ПОЛУЧИЛИ… VII. Домашнее задание: написать эссе на тему: «Больше всего мне нравится танец …» VIII. Оценки за урок получили…. - Урок окончен. До свидания! Приложение №1 1 группа – 16-18 век № Название Определение 1 Павана Придворный плавный танец с изящными движениями в изысканном характере и умеренном темпе; известен с 16 века. Получил распространение на придворных балах 2 Алеманда торжественный бальный танец-шествие, распространённый в Европе в 16 веке. Темп медленный. Исполняли дамы в длинных платьях с кавалерами 3 Куранта бальный танец-шествие. Истоки в народном польском танце. Был придворным танцем во Франции и в других странах. Один из самых больших долгожителей среди танцев. В Польше есть красивый обычай – любое значимое событие, открывать торжественным шествием танцевальных пар. Пары держат себя горделиво, подтянуты, шаг мягкий, скользящий. Музыка звучит удивительная. На третьей четверти каждого такта танцующие мягко приседают. 4 Полонез (от французского courante) – в переводе с французского текущий, бегущий. Французский придворный плавный танец-шествие. Распространился в Европе. Приложение №2 2 группа - XIX век № Название танца Описание танца 1 Кадриль Умеренно-быстрый русский парный бальный танец с элементами сценического испанского, создан в конце 19 века 2 Вальс Танец быстрого, живого характера, появился в середине 19 века в Чехии и стал известным народным танцем 3 Полька Название танца переводится как “четыре”. Танцующие располагаются квадратом. Народный и бальный подвижный парный танец. 4 Падеспань бальный танец, завоевал все слои европейского общества. Родился в Европе. Сначала его танцевали простые люди в сёлах. Кавалер, обняв даму за талию, кружил её под музыку. Приложение №3 3 группа - XX – XXI век № Название танца определение 1 Брейк-данс в переводе с английского «лисий шаг», но этот танец считается американским. К лисе он никакого отношения не имеет, а назван так по имени Гарри Фокса, который его придумал. Этот танец в быстром темпе называется квикстеп, медленный слоуфокс. 2 Мамбо Американский бальный танец. Распространился во многих странах в начале 20-х годов. Исполняется резво и раскованно 3 Чарлстон Танец появился в результате слияния афро-кубинских ритмов и джаза в 1940-е годы. Зажигательный, подвижный, отличается четким ритмом . 4 Фокстрот модный танец 80-х годов с дёргающимися движениями. В переводе с английского «ломаться». | |
Просмотров: 2902 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|