Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Разработка урока «ТЕМБР» (на примере симфонической сказки «Петя и волк»-С.С.Прокофьева) Подготовила учитель музыки Фаткуллина Н.Р. Цель урока: научить детей разбираться в тембрах музыкальных инструментов, следить за развитием и изменением музыкальных тем. Задачи: 1.Обучающие: Познакомить с жизнью и творчеством С. С. Прокофьева 2. Развивающие: Привить любовь к симфонической музыке. 3. Воспитательные: Воспитать музыкальный вкус План урока. 1.Организационный момент 2.Вступительное слово 3.Краткий обзор жизни и творчества С. С. Прокофьева 4.Понятие тембра(беседа, анализ тем, прослушивание тем, разбор сюжета сказки «Петя и волк») 5.Музыкальнвя викторина(с использованием карточек) 6.Закрепление и обобщение темы урока 7.Заключительный момент Этапы урока. а. Вход б. Приветствие в. Беседа г. Слушание музыки д. Угадывание на слух е. Закрепление ж. Выход Сергей Прокофьев – великий советский композитор XX века. Его творчество разнообразно. В нем воплотились комедия и трагедия, человеческое горе и радость, слезы и смех. В его сочинениях оживают перед нами русская история в кантате «Александр Невский», в опере «Война и мир», в музыке к кинофильму «Иван Грозный»; шекспировская трагедия в балете «Ромео и Джульета»; сказка в балете «Золушка» и «Гадкий утенок». Прокофьев писал сложную музыку для взрослых и детскую музыку для самых маленьких. Он создал оперы, балеты, симфонии, концерты, сонаты и сюиты, песни, кантаты, Музыку для театра и кино. Сергей Прокофьев родился в прошлом веке в 1891 году 23 апреля. Его отец был агрономом и ученым. Он передал Сереже любовь к природе. В детстве в тетрадке Сережа отмечал, когда какие цветы расцветают в его деревне Сонцовке. Музыку он слышал с самого рождения, т.к. его мама умела играть на фортепиано. В 5 лет он уже сочинил свою первую пьесу для фортепиано «Индийский галоп». В 9 лет в Москве он впервые посетил оперный театр и тогда же написал оперу «Великан». Образованием Сережи занимались сами родители – они были умными, интеллигентными людьми и строгими воспитателями. Отец научил сына русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике. Мать – иностранным языкам – французскому, немецкому, английскому и была его первой учительницей музыки. Сережа увлекался театром ещё в детстве, со своими друзьями – мальчиками и девочками – Сережа постоянно придумывал и разыгрывал представления, любил играть в шахматы и играть в железную дорогу. Ему было 13 лет, когда он поступил в консерваторию в Петербурге. Закончил консерваторию по двум отделениям, как композитор в 1909 году, и как пианист в 1914 году с золотой медалью, а также получил премию – рояль. Последующие годы он много сочиняет и путешествует с концертами. Он объездил весь мир – был в Японии, США, на Кубе, в Европе, дольше всего он жил во Франции. В 30-е годы Прокофьев написал прекрасные сочинения для детей: пьесы для фортепиано, песни и симфоническую сказку «Петя и волк» на собственный текст. Вообще Прокофьев очень любил симфоническую музыку – для оркестра (показать инструменты, входящие в состав симфонического оркестра). II. Рассказ о тембре. Определение: тембр – это окраска звука, человеческого голоса или какого-либо инструмента. Тембры инструментов очень характерны, их много, как красок у художника. У скрипки – тембр мягкий, нежный, близок человеческому голосу, также как тембр виолончели. У трубы – тембр яркий, резкий, труба звучит мужественно, призывно, как героический клич. У арфы – тембр приглушенный, мягкий. Ребята, если вы будете слушать внимательно, то сможете определить сами, какие инструменты как звучат в этой сказке. Ведь С. С. Прокофьев написал ее специально для вас, чтобы вы могли познакомиться с инструментами симфонического оркестра и научиться их узнавать. Это оригинальное и интересное произведение, в нем много забавных моментов. Это рассказ о том, как смелый и находчивый пионер Петя сумел поймать волка. III. У каждого персонажа, а их девять, есть своя музыкальная тема. У пионера Пети – светлая, задорная и в тоже время энергичная. Она похожа на школьную песню. Петя в хорошем настроении: он вышел за калитку на прогулку. Тему Пети исполняют струнные инструменты, но ведущая роль принадлежит скрипкам – звучание светлое и напевное. Тема птички – легкая, острая, напоминает чириканье птички, ее исполняет – флейта. Тему утки - изображает гобой, звучит немного гнусаво, он и впрямь похож на кряканье утки. Звуки кларнета в теме кошки приглушенные, вкрадчивые, «бархатистые». А фагот, играя тему дедушки, как будто сердится. Он угловат, неповоротлив и немного «простужен» - в его голосе есть хриплые ноты. В мелодии есть скачки, которые напоминают походку дедушки – он идет, опираясь на палочку. Для темы волка Прокофьев использовал медные духовые инструменты – валторны – звучание трех валторн производит зловещее, пугающее впечатление. Также Прокофьев обращается к ударным инструментам – литаврам. Их глухие и резкие удары, то нарастающие, то затухающие, оповещают о приближении охотников. Все темы очень разные по мелодии, по тембру, по ритму и регистру. Музыка выражает все, что чувствуют и думают герои сказки. Композитор очеловечивает зверей, они как бы разговаривают друг с другом, общаются. Петя из беззаботного мальчика превращается в героя. Вначале его музыка спокойная, веселая, бодрая, не предвещает никаких опасностей. А в конце звучит как марш – Петя стал героем. IV. Сюжет сказки делится на три части: I – спокойная, безмятежная жизнь Пети с дедушкой и Петиных друзей – зверей и птиц. II-я, начиная с появления волка и вплоть до его поимки, наполнена главными событиями – опасными, тревожными, волнующими, приводящими к победе друзей над злым волком. III-я часть – заключительное торжество (утка все равно выберется из живота волка – ведь это сказка). А дедушка всегда остается одинаковым: он добрый, но немного ворчит. Сперва он боится, чтобы с Петей ничего не случилось, какой-нибудь беды, а в конце беспокоится, что было бы с Петей, если бы волка не поймали. В сюжете сказки постоянно происходит развитие и в музыке так же. Если бы это не происходило бы не интересно слушать музыку и не только не интересно, но и очень трудно, особенно это симфоническую серьезную музыку. V. Музыкальная викторина. Учитель, используя грамзапись, дает задание учащимся угадать ту или иную музыкальную тему, пройденную и услышанную на уроке. Учащиеся, используя карточки, которые им раздал учитель, угадывают. Учитель, глядя на карточки, просит за верные ответы поставить каждому учащемуся себе в тетрадь поставить плюс. По количеству плюсов выставляется оценка. VI. Закрепление и обобщение происходит по наводящим вопросам. 1. Назвать имя композитора, о котором сегодня шла речь на уроке. 2. Кто были его первыми учителями? 3. Чем увлекался Сережа Прокофьев в детстве? 4. Во сколько лет он поступил в консерваторию? 5. В каких странах мира он побывал? 6. Какие сочинения написал для детей? 7. Во сколько лет Сережа сочинил свою первую пьесу и как она называется? 8. Во сколько лет Сережа сочинил свою первую оперу и как она называется? 9. Что такое тембр? 10. Перечислить группы инструментов, входящие в состав симфонического оркестра. 11. Объяснить тембр скрипки, трубы и арфы. 12. С каким симфоническим произведением С. Прокофьева мы сегодня познакомились? О чем в нем говорится? 13. Какие герои встречаются в симфонической сказке «Петя и волк»? Перечислить их. 14. Кратко охарактеризовать музыкальные темы героев сказки, какие инструменты исполняют эти темы. 15. На сколько частей делится сюжет сказки? Охарактеризовать каждую часть. Использованная литература. 1. Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва «Педагогика», 1985г. 2. Русская музыкальная литература. Выпуск №5. Ленинград «Музыка», 1986г. | |
Просмотров: 3584 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|