Для творчества молодого исполнителя отправным моментом являются произведения знаменитых композиторов, в чём-то близких ему по духу. Очень трудно отойти от созданного образа какого-то мастера, но надо формировать своё самостоятельное отношение к произведению. Рассказывая об исполнительских традициях какого-либо произведения, важно правильно ориентировать ученика не на подражании, а на традиции. Хорошие традиции ценны тем, что в них можно вносить что-то новое и своё. Надо всегда искать своё решение, свои детали, свои интонации, свой особый колорит звучания. Исполнение академично, если оно следует школьным правилам и основам, но не подражании. Академизм полезен и даже необходим начинающим, но тех, для кого академизм является идеалом, он приводит к сухому исполнению, без привнесения своего, личностного начала, традиция безжизненна. Современные требования к искусству ставят на первое место саму личность исполнителя, человеческую сущность, её значимость. В самой личности должна быть заключена страсть, эмоции, живые мысли, современность. Безликость – страшная вещь. Исполнителю нужно искать подлинно творческие решения. Каждое произведение для исполнителя должно быть открытием. Мышление должно быть свободно и естественно. Повторный путь штампов противопоказан. Штамп – омертвелое искусство, лишённое духовности. Штамп близок к ограниченности. Нужна смелая, яркая трактовка, далёкая от академических канонов. Интерпретировать музыку свободно, горячо, как вдохновенную импровизацию. Не идти лёгким путём, используя лежащие на слуху исполнительские штампы. Ни с чем нельзя сравнить радость открытия нового, ранее никем не замеченного, не подслушанного. Копии не заменят подлинников, какие красивые бы они не были. Главный признак творчества это что-то новое. Порой творческое открытие вступает в противоречие со сложившимися представлениями. Любое творческое действие – это нарушение устоявшихся правил. Творческий процесс это поиск, эксперимент. И в любом процессе творчества есть непредсказуемость. Необходимо совмещение традиций и современного, нового. Искусство не может быть консервативно, оно требует новизны. Меняются времена и эпохи, и искусство отражает нашу жизнь и действительность. Одно из самых сильных чувств, вызываемых исполнителем – это чувство неожиданности, внезапности и необычности. Это по-новому осмысленно, что казалось незыблемым, исполнитель обязан предложить ещё новое. Сказать впервые и своё. Чем больше нового, тем больший интерес представляет исполнение или произведение. Без чувства нового, без смелых экспериментов двигаться в искусстве нельзя. Из старого надо брать ценное, положительное. Необходимо современное прочтение классического произведения. Время требует нового постижения произведения, новой трактовки. Нужно искать, нужно найти. Мы бываем слишком робкими в поисках нового, легко прибегаем к привычному, к стандартам. На наше восприятие влияют привычные установки, отношение к общепринятым взглядами мнениям. Способность услышать и увидеть то, что не укладывается в рамки – это больше чем наблюдательность. Нужно проявлять творческую самостоятельность по отношению к традициям. Традиции – это не набор определённых приемов игры. Заимствование приёма ничего общего не имеет с традициями. Традиция обеспечивает непрерывность творчества. Сочетать смелое новаторство с использованием всех традиций. Всё новое в искусстве было и будет существовать в единстве традиций и новаторства.
|