Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Совершенное овладение штриховой техникой и подчинение ее художественно-выразительным задачам — одна из самых сложных проблем скрипичного искусства. Большую роль в развитии современной методики сыграла также разработка ее положений Л. С. Гинзбургом и В. Ю. Григорьевым в курсах лекций по методике в Московской консерватории. Разумеется, у выдающихся советских педагогов-скрипачей существовали и существуют своеобразные индивидуальные методические приемы и принципы работы над штриховой техникой (например, штрихи detache, spiccato, аккорды несколько по-разному исполнялись в классах А. И. Ямпольского и Д. Ф. Ойстраха). Detache Штрих detache подразумевает исполнение каждой ноты отдельным движением смычка по струне, поочередно вниз и вверх. Detache — один из наиболее часто применяющихся штрихов. Он может исполняться в пределах всей темповой зоны. В связи с этим художественно-выразительное значение штриха detache весьма широко. В качестве общей характерной черты следует выделить волевую действенность, поступательность движения, активность развития, которые выявляются и подчеркиваются этим штрихом. Наиболее масштабным видом штриха является так называемое grand detache — целым смычком. Его хорошо использовать при движении четвертями в героических, величественных эпизодах (например, в теме Чаконы Витали — Шарлье). При исполнении в более медленном темпе штрих detache будет восприниматься уже как последовательность выдержанных звуков. При убыстрении темпа штрих detache исполняется в отдельных частях смычка. Самый быстрый вид detache — мелкий тремолирующий штрих в районе середины смычка или немного выше нее (применяется, к примеру, в коде финала концерта Чайковского). В напряженных эпизодах, требующих масштабности звучания, хорошо применять detache в нижней половине смычка (например, в разработке первой части концерта № 2 Шостаковича). Этот вид detache незаменим и в исполнении двойных нот (например, в каденциях концертов Шостаковича). Наиболее распространенный вид detache — штрих, который исполняется довольно широким движением смычка от центра тяжести и выше, где смычок устойчиво лежит на струне. Таким штрихом целесообразно исполнять яркие протяженные эпизоды detache (например, в прелюдии ми мажор Баха, в заключительной партии первой части концерта Брамса). Виды detache Виды detache могут отличаться друг от друга не только скоростью исполнения, использованием количества смычка, звуковыми нюансами, но и различными степенями слитности, декламационности и маркированности. В зависимости от характера музыки в штрихе следует отдать предпочтение слитности или декламационности, мягкости или маркированности. В тех случаях, когда в динамически активных эпизодах встречаются отдельные штрихи detache, разделенные паузами, их целесообразно исполнять штрихом, снимающимся со струны. Исполнение штриха detache состоит из следующих элементов: яркой атаки звука (импульса правой руки), свободного движения руки по инерции и филировки звука (в основном за счет торможения скорости движения смычка). При таком исполнении штриха возможно добиться наибольшей звуковой яркости (определяемой первоначальным импульсом), эстетической красоты тембра звучания (при свободном инерционном движении руки) и художественной завершенности звука (филировка, торможение). К сожалению, в исполнительской практике иногда приходится сталкиваться с отношением к штриху detache как к ровному ведению смычка взад-вперед по струне. При таком способе исполнения возникают две группы недостатков: штрих получается вяло-заторможенный, узкий, неоформленный, при неплохом звуковом качестве (в данном случае не хватает атаки звука); при активном же исполнении штриха возникает грубый, некрасивый звук, ощущение физической работы (в движении мышц отсутствует свободная инерционность и при длительном исполнении штриха в forte рука «отваливается»). Возникают стучащие смены смычка, так как из-за отсутствия сознательного торможения направление движения смычка сменяется на большой скорости, которая в момент смены удваивается, как у двух встречных поездов, которые столкнулись. При смене смычка в detache не следует искусственно делать большие вспомогательные движения пальцами и кистью, так как при свободном состоянии правой руки в момент после торможения при начале следующего импульсивного движения кисть совершает легкое, еле заметное инерционное движение, которого вполне достаточно для сохранения эластичности штриха (при целесообразном способе его исполнения, описанном ранее). Важно, чтобы при исполнении detache кисть сгибалась и разгибалась в небольшой степени по ходу штриха, так как при фиксированном ее положении в руке будет ощущаться скованность и одеревенелость. При этом желательно, чтобы в более медленном исполнении кисть постепенно прогибалась во время движения вниз смычком и постепенно сгибалась при движении вверх смычком. | |
Просмотров: 675 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|