Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
"Учитель - душа и сердце воспитания , и потому он поставлен на высоко почетном месте" Ян Амос Коменский. Исходя из этой высокой оценки роли назначения учителя, определим качества, необходимые для человека, призвание которого - учить. Прежде всего это любовь к детям. Чтобы понять, что и как закладывать в душу ребенка, нужно знать законы его развития, его свойства и особенности. Едва ли не самой главной из них является сверхчувствительность ребенка. Чем она выше, тем талантливее человек. Истинному педагогу, обладающему любовью к детям, присуще еще одно едва ли не главное (после любви) качество - чувстве меры. Чувство меры - это прежде всего сдержанность, глубокое понимание души другого, отсутствие самомнения, ну и конечно, ум и такт. Чувство меры надо все время в себе развивать, иначе мы не поймем, почему одному нужно прощать три поступка, а другому только - один ... Чтобы быть любимым учителем, чтобы вызвать у детей желание учиться, нужно быть широко образованным человеком. Для педагога музыканта это прежде всего обладание комплексов данных, необходимых исполнителю, понимание свойств исполнительского процесса, умение анализировать его, способность и умение слышать чужое исполнение аналитически, на ходу замечать удачи и неудачи, находить их корни. "Никто не может сделать людей мудрыми, кроме мудрого, никто - красноречивым, кроме красноречивого ... никто музыкантом, кроме сведущего в этих науках" (Ян Каменский). Педагог должен уметь становиться на точку зрения ученика, уметь соотнести свое понимание произведения и исполнительского процесса с особенностями и возможностями каждого ученика. Также необходимо умение выделить и обозначить в нотном тексте все, что необходимо довести до сознания ученика, исполняющего пьесу, т е. нужны редакторские способности. В подлинно творческой педагогике учаться оба : ученик и учитель, осуществляется важнейший принцип : уча-учись! Конечно, педагог не должен утрачивать ведущей роли. За ним знание, опыт, которых нет у ученика. Учитель впереди! Но не натаскивать ученика на предлагаемый готовый образец, а наталкивать на поиски одного из возможных решений художественной задачи, отвечающему его, ученика, индивидуальности, вкусам, темпераметру и техническим ресурсам. Педагог должен говорить об ученике : "Я его узнаю", а не "Я его знаю". Каждый ученик - живая растущая, развивающаяся и при этом изменяющаяся личность. Сегодня твой ученик таков, завтра - он другой. И учитель не имеет права проглядеть эту перемену. Общение с учеником с детства, является для истинного педагога неиссякаемым источником наблюдений и открытий. В педагогике есть обратная сторона. Работа с учениками, особенно малоодоренными, ведет к упрощению исполнительских задач и, в конце - концов, к упрощению музыкального мышления и воображения педагога. Эту опастность можно предотвратить если педагог работает не только над учеником, но и над собой. Здесь мы вплотную подошли к вопросу о самообразовании, которое является важнейшим компонентом педагогического призвания. Необходимость в самообразовании не исчезает, а напротив должна с годами усиливаться. Диплом об окончании музыкального училища или консерватории педагог должен рассматривать, не как свидетельство о (готовности) завершении образовательного пути, а как свидетельство о готовности, праве и обязанности самостоятельно идти по пути к дальнейшему совершенствованию. В классе, в котором он будет вести предмет, должна звучать не только примитивная, а нередко и плохая ученическая игра, но и образцовое исполнение педагога. Является ли решающим фактором в деле обучения обладание педагогом природным талантом учить других или нет? Природные воспитательные таланты встречаются редко. Обучаться педагогическому искусству можно и нужно также, как это делают в других видах искусства. Вопрос же педагогической техники, близкой к артистической, связан с выработкой мастерства. Для многих педагогов такие пустяки как стоять, сидеть, подняться из-за стола, улыбнуться, посмотреть, изменить тон голоса были решающими. Педагогическое мастерство - главное условние успеха в педагогическом деле.Такого уровня мастерства может достичь любой учитель,который хочет достигнуть своего назначения. Если есть педагогическое рвение, то для учителя обучение - радость, наслаждение и призвание. Педагог обязан вызывать в себе интерес к педагогической деятельности в целом.Путь к этому в глубоком вникании в самую сущность педагогического процесса,всесторонний анализ работы,ведущейся к каждым учеником ее достижений и недостатков. Анализ педагогического процесса,рождающий интерес к нему,неразрывно связан с критическим отношением педагога к своей работе. Подводя некоторые итоги сказанному выше скажем,что у человека есть призвание быть учителем: если он является широко образованным человеком,обладает способностью самостоятельно овладевать педагогическим мастерством,способностью к самообразованию,оттачивает свое педагогическое мастерство,обладает педагогическим рвением,помнит,что в деле воспитания огромную и решающую роль играет характер учителя,его мировоззрение,убеждения. Есть жажда творчества,
Уменье созидать, На камень камень класть, Вести леса строений Не спать ночей,по суткам голодать. Вставать до звезд и падать на колени Остаться нищим и глухим навек, Идти с собой,с своей эпохой вровень И воду пить из тех целебных рек, К которым прикоснулся сам Бетховен. Н.Майоров. | |
Просмотров: 618 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|