Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Призвание - учитель
"Учитель - душа и сердце воспитания , и потому он поставлен на высоко почетном месте"
Ян Амос Коменский.
Исходя из этой высокой оценки роли назначения учителя, определим качества, необходимые для человека, призвание которого - учить.
Прежде всего это любовь к детям. Чтобы понять, что и как закладывать в душу ребенка, нужно знать законы его развития, его свойства и особенности.
Едва ли не самой главной из них является сверхчувствительность ребенка. Чем она выше, тем талантливее человек.
Истинному педагогу, обладающему любовью к детям, присуще еще одно едва ли не главное (после любви) качество - чувстве меры. Чувство меры - это прежде всего сдержанность, глубокое понимание души другого, отсутствие самомнения, ну и конечно, ум и такт. Чувство меры надо все время в себе развивать, иначе мы не поймем, почему одному нужно прощать три поступка, а другому только - один ...
Чтобы быть любимым учителем, чтобы вызвать у детей желание учиться, нужно быть широко образованным человеком. Для педагога музыканта это прежде всего обладание комплексов данных, необходимых исполнителю, понимание свойств исполнительского процесса, умение анализировать его, способность и умение слышать чужое исполнение аналитически, на ходу замечать удачи и неудачи, находить их корни.
"Никто не может сделать людей мудрыми, кроме мудрого, никто - красноречивым, кроме красноречивого ... никто музыкантом, кроме сведущего в этих науках" (Ян Каменский).
Педагог должен уметь становиться на точку зрения ученика, уметь соотнести свое понимание произведения и исполнительского процесса с особенностями и возможностями каждого ученика. Также необходимо умение выделить и обозначить в нотном тексте все, что необходимо довести до сознания ученика, исполняющего пьесу, т е. нужны редакторские способности. В подлинно творческой педагогике учаться оба : ученик и учитель, осуществляется важнейший принцип : уча-учись! Конечно, педагог не должен утрачивать ведущей роли. За ним знание, опыт, которых нет у ученика. Учитель впереди!
Но не натаскивать ученика на предлагаемый готовый образец, а наталкивать на поиски одного из возможных решений художественной задачи, отвечающему его, ученика, индивидуальности, вкусам, темпераметру и техническим ресурсам. Педагог должен говорить об ученике : "Я его узнаю", а не "Я его знаю".
Каждый ученик - живая растущая, развивающаяся и при этом изменяющаяся личность. Сегодня твой ученик таков, завтра - он другой. И учитель не имеет права проглядеть эту перемену. Общение с учеником с детства, является для истинного педагога неиссякаемым источником наблюдений и открытий. В педагогике есть обратная сторона. Работа с учениками, особенно малоодоренными, ведет к упрощению исполнительских задач и, в конце - концов, к упрощению музыкального мышления и воображения педагога. Эту опастность можно предотвратить если педагог работает не только над учеником, но и над собой. Здесь мы вплотную подошли к вопросу о самообразовании, которое является важнейшим компонентом педагогического призвания. Необходимость в самообразовании не исчезает, а напротив должна с годами усиливаться. Диплом об окончании музыкального училища или консерватории педагог должен рассматривать, не как свидетельство о (готовности) завершении образовательного пути, а как свидетельство о готовности, праве и обязанности самостоятельно идти по пути к дальнейшему совершенствованию. В классе, в котором он будет вести предмет, должна звучать не только примитивная, а нередко и плохая ученическая игра, но и образцовое исполнение педагога.
Является ли решающим фактором в деле обучения обладание педагогом природным талантом учить других или нет?
Природные воспитательные таланты встречаются редко. Обучаться педагогическому искусству можно и нужно также, как это делают в других видах искусства. Вопрос же педагогической техники, близкой к артистической, связан с выработкой мастерства. Для многих педагогов такие пустяки как стоять, сидеть,
подняться из-за стола, улыбнуться, посмотреть, изменить тон голоса были решающими. Педагогическое мастерство - главное условние успеха в педагогическом деле.Такого уровня мастерства может достичь любой учитель,который хочет достигнуть своего назначения.
Если есть педагогическое рвение, то для учителя обучение - радость, наслаждение и призвание. Педагог обязан вызывать в себе интерес к педагогической деятельности в целом.Путь к этому в глубоком вникании в самую сущность педагогического процесса,всесторонний анализ работы,ведущейся к каждым учеником ее достижений и недостатков. Анализ педагогического процесса,рождающий интерес к нему,неразрывно связан с критическим отношением педагога к своей работе.

Подводя некоторые итоги сказанному выше скажем,что у человека есть призвание быть учителем: если он является широко образованным человеком,обладает способностью самостоятельно овладевать педагогическим мастерством,способностью к самообразованию,оттачивает свое педагогическое мастерство,обладает педагогическим рвением,помнит,что в деле воспитания огромную и решающую роль играет характер учителя,его мировоззрение,убеждения.
Есть жажда творчества,
Уменье созидать,
На камень камень класть,
Вести леса строений
Не спать ночей,по суткам голодать.
Вставать до звезд и падать на колени
Остаться нищим и глухим навек,
Идти с собой,с своей эпохой вровень И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Н.Майоров.
Категория: Уроки музыки | Добавил: innavaitsel (2015-01-10)
Просмотров: 618 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-06-29, 7:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru