Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Развивающее обучение в музыкально-исполнительских классах
Личностное и профессиональное развитие специалиста в области музыки (педагога, музыканта-исполнителя) имеет свои характерные черты и особенности. Формирование профессионала в области музыкальной культуры может происходить спонтанно, в зависимости от масштабов дарования того или иного индивида, от условий его жизнедеятельности и т. д. В то же время профессиональное развитие может быть и целенаправленным, регулируемым, коль скоро рядом с учащимся находится опытный стратегически мыслящий педагог. Вряд ли нужно доказывать, что в последнем случае развитие учащегося будет долее успешным и продуктивным, результаты его станут более весомыми и конкретными.
Обращаясь к практике обучения, например, в классе фортепиано, мы констатируем следующие факты:
1. Обучающиеся музыкальному исполнительству в своей повседневной практике имеют дело с весьма ограниченным числом музыкальных произведений. Это лимитирует профессиональные горизонты учащихся, затормаживает процессы их развития, гасит их познавательные интересы и потребности.
2. Урок в музыкально- исполнительских классах, трансформируясь в тренаж узкоспециальных профессионально-игровых качеств, подчас обедняется по своему содержанию и музыкальному наполнению.
3. Преподавание в ряде случаев носит авторитарный характер, не развивая в нужной мере самостоятельности, активности, творческой инициативы молодых музыкантов.
4. Особая задача педагога- научить своего воспитанника учиться, учиться самому, полагаясь прежде всего на себя самого, на свои внутренние ресурсы. «По-настоящему и сполна овладеваешь только тем,чему научился сам»,- высказывался по этому поводу Сен-Санс.
Развитие учащегося-музыканта не сводится лишь к выявлению и развитию в ходе обучения его специальных способностей(музыкальный ритм, слух,память)но и внутренние сдвиги в области фантазии, воображения, в эмоционально-волевой сфере а также в сфере музыкального мышления, художественного сознания учащегося. Значительную роль в процессе обучения и развития учащегося играет личность самого педагога, т.е. система принципов и установок, применяемых им в учебной деятельности.
Попробуем перечислить основные принципы, необходимые для создания прочного фундамента развивающего обучения в исполнительских классах и преподавании музыки вообще.
1.Расширение репертуара в исполнительских классах за счет обращения к большему количеству произведений. Их эскизному изучению, т. е.сокращению времени на доработку произведения, а также совершенствование навыка читки с листа.
2.Увеличение меры теоретической емкости занятий, использование в ходе урока возможно более широкого диапазона сведений музыкально- теоретического и музыкально-исторического характера. Необходимое обогащение играющего на музыкальном инструменте развернутыми системами представлений и понятий, связанных с исполняемым репертуаром. Также следует добавить, что познание различных закономерностей и фактов в ходе музыкальных занятий должно быть целостным во внутренних взаимосвязях и сплавах между изучаемыми дисциплинами.
3.Необходимым в развивающем обучении является отход от подражания и поощрение активности, самостоятельности и творческой инициативы учащихся. Молодых музыкантов нужно специально побуждать к свободе действий, ставя в условия, в которых они вынуждены будут проявить инициативу.
4. Внедрение в процесс обучения новых технологий( аудио и видео материалов).Помехой в данном случае выступает консерватизм педагогического мышления, неподготовленность- как профессиональная, так и психологическая к каким-либо изменениям и модернизации преподавательского труда.
5. Наконец, необходимо научить учащихся учиться, ставя своей целью воспитать современную мыслящую личность, мобильную, готовую к поиску и риску.
Рассуждая о развивающих формах работы с учащимися, следует отметить читку с листа, которая открывает благоприятные возможности для всестороннего ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом пестрой вереницей проходят произведения различных авторов, художественных стилей, исторических эпох. Это смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, «открытий»и непрерывный поток информации. При читке с листа создаются наиболее благоприятные условия для развития музыкального интеллекта учащихся, благодаря яркой эмоциональной окраске процесса.
То же можно сказать и об эскизном разучивании произведения. « После того как учащийся извлек нужные для него умения и знания (заранее запланированные педагогом) , разобрался в тексте , правильно и со смыслом играет нотный материал, работа над произведением прекращается» , - писал Л. А. Баренбойм, определяя эскизное разучивание как особую форму учебной деятельности, которая может быть охарактеризована как промежуточная между чтением с листа и доскональным освоением музыкального произведения. Важно , чтобы произведения , разучиваемые в эскизной форме, нравились учащемуся, будили у него живой эмоциональный отклик. Если в обязательных программах (экзаменационных и конкурсных) наличествует то, что следует сыграть молодому музыканту, то здесь можно обращаться к тому над чем хочется работать. В рамках эскизной формы работы могут быть произведения превышающие в известных пределах реальные исполнительские возможности учащегося. Выучивать произведение наизусть, по мнению ряда авторитетных педагогов, необязательно. Достаточно уверенного, добротного с профессиональной точки зрения проигрывания музыки по нотам.
С точки зрения современной педагогической психологии отношения между «активным мышлением», самостоятельным мышлением», и «творческим мышлением» можно представить в виде концентрических кругов. Это качественно различающиеся уровни мышления, основой которых служит активность мышления человека.
Каким же образом активизируется музыкальное сознание у учащегося исполнительского класса? Для достижения этой цели необходимо приобщать учащегося - исполнителя к пристальному, неотрывному вслушиванию в свою игру. Музыкант с неослабным вниманием слушающий себя, не может оставаться пассивным , эмоционально и интеллектуально бездеятельным. Нужно активизировать учащегося –научить его слушать себя, переживать совершающиеся в музыке процессы.
Очень полезной может быть репетиция на уроке, под руководством педагога , домашнего занятия ученика. « Поработай так, как ты будешь это делать дома. Представь, что ты один и никого рядом нет,» - после чего преподаватель комментирует увиденное и услышанное, поясняет ученику, что у него было хорошо, а что не очень, какие методы работы оказались удачными, а какие нет. « Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства», - говорил великий древнегреческий мыслитель Протагор. Чем раньше молодой музыкант придет к пониманию этого, тем лучше. Также важной задачей педагога является поощрение и стимулирование самооценки и самоанализа учащихся.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Sestrenka (2015-01-10) | Автор: Феттер Наталья Владимировна E
Просмотров: 992 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-06-30, 11:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru