Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Личностное и профессиональное развитие специалиста в области музыки (педагога, музыканта-исполнителя) имеет свои характерные черты и особенности. Формирование профессионала в области музыкальной культуры может происходить спонтанно, в зависимости от масштабов дарования того или иного индивида, от условий его жизнедеятельности и т. д. В то же время профессиональное развитие может быть и целенаправленным, регулируемым, коль скоро рядом с учащимся находится опытный стратегически мыслящий педагог. Вряд ли нужно доказывать, что в последнем случае развитие учащегося будет долее успешным и продуктивным, результаты его станут более весомыми и конкретными. Обращаясь к практике обучения, например, в классе фортепиано, мы констатируем следующие факты: 1. Обучающиеся музыкальному исполнительству в своей повседневной практике имеют дело с весьма ограниченным числом музыкальных произведений. Это лимитирует профессиональные горизонты учащихся, затормаживает процессы их развития, гасит их познавательные интересы и потребности. 2. Урок в музыкально- исполнительских классах, трансформируясь в тренаж узкоспециальных профессионально-игровых качеств, подчас обедняется по своему содержанию и музыкальному наполнению. 3. Преподавание в ряде случаев носит авторитарный характер, не развивая в нужной мере самостоятельности, активности, творческой инициативы молодых музыкантов. 4. Особая задача педагога- научить своего воспитанника учиться, учиться самому, полагаясь прежде всего на себя самого, на свои внутренние ресурсы. «По-настоящему и сполна овладеваешь только тем,чему научился сам»,- высказывался по этому поводу Сен-Санс. Развитие учащегося-музыканта не сводится лишь к выявлению и развитию в ходе обучения его специальных способностей(музыкальный ритм, слух,память)но и внутренние сдвиги в области фантазии, воображения, в эмоционально-волевой сфере а также в сфере музыкального мышления, художественного сознания учащегося. Значительную роль в процессе обучения и развития учащегося играет личность самого педагога, т.е. система принципов и установок, применяемых им в учебной деятельности. Попробуем перечислить основные принципы, необходимые для создания прочного фундамента развивающего обучения в исполнительских классах и преподавании музыки вообще. 1.Расширение репертуара в исполнительских классах за счет обращения к большему количеству произведений. Их эскизному изучению, т. е.сокращению времени на доработку произведения, а также совершенствование навыка читки с листа. 2.Увеличение меры теоретической емкости занятий, использование в ходе урока возможно более широкого диапазона сведений музыкально- теоретического и музыкально-исторического характера. Необходимое обогащение играющего на музыкальном инструменте развернутыми системами представлений и понятий, связанных с исполняемым репертуаром. Также следует добавить, что познание различных закономерностей и фактов в ходе музыкальных занятий должно быть целостным во внутренних взаимосвязях и сплавах между изучаемыми дисциплинами. 3.Необходимым в развивающем обучении является отход от подражания и поощрение активности, самостоятельности и творческой инициативы учащихся. Молодых музыкантов нужно специально побуждать к свободе действий, ставя в условия, в которых они вынуждены будут проявить инициативу. 4. Внедрение в процесс обучения новых технологий( аудио и видео материалов).Помехой в данном случае выступает консерватизм педагогического мышления, неподготовленность- как профессиональная, так и психологическая к каким-либо изменениям и модернизации преподавательского труда. 5. Наконец, необходимо научить учащихся учиться, ставя своей целью воспитать современную мыслящую личность, мобильную, готовую к поиску и риску. Рассуждая о развивающих формах работы с учащимися, следует отметить читку с листа, которая открывает благоприятные возможности для всестороннего ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом пестрой вереницей проходят произведения различных авторов, художественных стилей, исторических эпох. Это смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, «открытий»и непрерывный поток информации. При читке с листа создаются наиболее благоприятные условия для развития музыкального интеллекта учащихся, благодаря яркой эмоциональной окраске процесса. То же можно сказать и об эскизном разучивании произведения. « После того как учащийся извлек нужные для него умения и знания (заранее запланированные педагогом) , разобрался в тексте , правильно и со смыслом играет нотный материал, работа над произведением прекращается» , - писал Л. А. Баренбойм, определяя эскизное разучивание как особую форму учебной деятельности, которая может быть охарактеризована как промежуточная между чтением с листа и доскональным освоением музыкального произведения. Важно , чтобы произведения , разучиваемые в эскизной форме, нравились учащемуся, будили у него живой эмоциональный отклик. Если в обязательных программах (экзаменационных и конкурсных) наличествует то, что следует сыграть молодому музыканту, то здесь можно обращаться к тому над чем хочется работать. В рамках эскизной формы работы могут быть произведения превышающие в известных пределах реальные исполнительские возможности учащегося. Выучивать произведение наизусть, по мнению ряда авторитетных педагогов, необязательно. Достаточно уверенного, добротного с профессиональной точки зрения проигрывания музыки по нотам. С точки зрения современной педагогической психологии отношения между «активным мышлением», самостоятельным мышлением», и «творческим мышлением» можно представить в виде концентрических кругов. Это качественно различающиеся уровни мышления, основой которых служит активность мышления человека. Каким же образом активизируется музыкальное сознание у учащегося исполнительского класса? Для достижения этой цели необходимо приобщать учащегося - исполнителя к пристальному, неотрывному вслушиванию в свою игру. Музыкант с неослабным вниманием слушающий себя, не может оставаться пассивным , эмоционально и интеллектуально бездеятельным. Нужно активизировать учащегося –научить его слушать себя, переживать совершающиеся в музыке процессы. Очень полезной может быть репетиция на уроке, под руководством педагога , домашнего занятия ученика. « Поработай так, как ты будешь это делать дома. Представь, что ты один и никого рядом нет,» - после чего преподаватель комментирует увиденное и услышанное, поясняет ученику, что у него было хорошо, а что не очень, какие методы работы оказались удачными, а какие нет. « Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства», - говорил великий древнегреческий мыслитель Протагор. Чем раньше молодой музыкант придет к пониманию этого, тем лучше. Также важной задачей педагога является поощрение и стимулирование самооценки и самоанализа учащихся. | |
Просмотров: 992 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|