Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
«Раз музыка есть звук, то главной работой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком. Казалось бы, ничего более очевидного нет. И, однако, очень часто забота о технике в узком смысле, то есть беглости и бравуре, вытесняет или ставит на второй план у ученика важную заботу о звуке Конечно, работа над звуком есть самая трудная работа, так как тесно связана со слуховыми, и будем откровенны, душевными качествами ученика. Чем грубее слух, тем тупее звук. Развивая слух (а для этого, как известно, есть много способов), мы непосредственно действуем на звук, работая на инструменте над звуком, добиваясь неустанно его улучшения, мы влияем на слух и совершенствуем его». Г. Г. Нейгауз. Вопрос о работе над звуком одинаково важен для музыкантов любой специальности, так как в исполнительской практике звук являет основным средством музыкального выражения, «Все мое существо было охвачено неописуемым счастьем, когда я начал играть на гитаре, потому что звук в басах был глубок и сладок, а в верхах трепетным и дрожащим. И его акцент, ее душа в ее голосе выражались твердо и убедительно. Я позабыл обо всем на свете, кроме гитары». Андрес Сеговия. Классическая гитара – инструмент с богатыми музыкально-выразительными возможностями, открывающими перед исполнителями большие творческие перспективы. Мягкий по тембру, певучий звук сочетаются в этом инструменте с динамической гибкостью и возможностями тончайшей филировки. Тембр звука определяется конструктивными особенностями инструмента, а также зависит от качеств материалов, из которых он изготовлен. Концертные инструменты изготавливаются мастерами из высококачественных материалов: палисандра, красного дерева, клена и других. Для верхней деки употребляется мелкослойная ель. Чтобы гитара хорошо звучала, при изготовлении применяются только выдержанные материалы и соблюдаются особые пропорции, В книге Тони Палмера «Джулиан Брим: Жизнь в пути» опубликованной в 1983 году, приводится цитата, в которой Джулиан Брим так описывает свою любимую гитару: «Она так легка, что ее можно поднять одним пальцем, она почти в два раза легче всех других гитар, хотя лишь чуть-чуть уступает им в величине. Длина струны, примерно 64см. В некоторых современных гитарах длина струны колеблется от 66 до 67 см. Ее специально для меня сделал в 1973 году Хосе Романиос, испанец, приехавший в Англию много лет назад и живущий по соседству со мной в Уилтшире. То, что моя гитара немного меньше, чем принято, вовсе не означает, что она резонирует слабее. Главное – правильно рассчитать пропорции и баланс. Чем больше гитара, тем труднее рассчитать пропорции, значит, и добиться идеальной согласованности конструкции». Как бы ни хороша была гитара, играть на ней возможно лишь до тех пор, пока она не утратила своих лучших свойств и чистоты звучания. Впрочем, если дать инструменту отлежаться год-другой, то качество гитары восстанавливается. Звуковой объем гитары охватывает почти четыре хроматические октавы и состоит из 44 нот. Каждая струна может воспроизвести 20 нот. Возможности гитары очень велики: на гитаре можно воспроизводить мелодию, сопровождаемую аккомпанементом, и многоголосные произведения классической музыки. «Ее отрицательные и положительные стороны зависят от того, кто на ней играет, и не зависит от самого инструмента, потому что я видел, как люди играли на одной струне то, что другим не сыграть и на органе». Гаспар Санз. (1640-1710). Вполне очевидно, что звуковые свойства невозможно освоить исполнителем полностью без овладения им техникой звукоизвлечения. Но главное заключается в том, что с первых же шагов овладение техническими приемами должно происходить одновременно с развитием художественного вкуса. Об этом свидетельствуют, прежде всего, пьесы и этюды таких выдающихся мастеров гитары, как Сор, Агуадо, Кост, Паганини, Тансман, Сеговия. Особое значение Сеговия придает правильной посадке ученика, устойчивому положению инструмента. Это достигается естественным положением корпуса, свободой движения рук. Отсюда точность и совершенство исполнения. Андрес Сеговия писал: «Проектируя здание, архитектор должен убедиться в прочности основания, способного, выдержать его вес. Подобным же образом ученик, обучающийся игре на гитаре, должен, прежде всего, заложить фундамент своей техники. Только после того, как его посадка, умение держать инструмент, постановка и движение рук будут правильными, он сумеет справиться с теми нарастающими трудностями, которые встретит при обучении». Сеговия использует обычный стул. Сидит он на передней части. Корпус слегка наклонен вперед. Сеговия держит гитару вертикально, что позволяет ему видеть край грифа и шестую струну. Если ему нужно видеть гриф, он наклоняет голову вперед, не меняя положения гитары. Сеговия пользуется скамеечкой для ног (от 12 до 13 см высоты), которая становится перед левой ножкой стула. Передняя часть его левой ступни находится на ближайшем крае скамеечки, причем пятка висит. Это положение обеспечивает гибкость левой ступни и ноги. Его правая ступня располагается слегка назад и направо от правой ножки стула. Ступня опирается на свою переднюю часть и пальцы. Инструмент держится на четырех точках: правом бедре, левом бедре, внутренней стороны правой руки и груди. Верхняя часть правой руки опирается на самую широкую часть корпуса гитары, оставляя нижнюю часть руки (от локтя до кисти) свободно висеть. Предплечье левой руки располагается перпендикулярно по отношению к плечу. При этом локоть приближается к туловищу настолько, насколько это возможно для удобства исполнения. Это исключает необходимость мускульного усилия для поддержки предплечья и способствует общей свободе тела. Головка грифа находится на уровне ключицы. Гриф гитары располагается под углом приблизительно 30° к горизонтальной линии Левое плечо должно находиться в естественном состоянии, (его не следует поднимать). Это – наиболее благоприятная игровая позиция. «В этом случае, – говорит Сеговия, – гитара становится как бы частью вашего тела, его продолжением. Не направляйте гриф слишком высоко. Держите его в положении, более близком к горизонтальному. Наклонитесь слегка вперед для того, чтобы поддержать гитару у груди: ведь поэзия струн рождается в вашем сердце». Целью при извлечении звуков на гитаре является передача содержания и характера музыки, для этого необходимо владеть основными приемами игры на гитаре, которыми являются: «тирандо», «апояндо», «арпеджио», «барре», «вибрато», «глиссандо», «легато», «разгеадо», «тремоло», флажолеты, пиццикато и другие. Чтобы лучше понять приемы звукоизвлечения, следует проследить звукообразование на инструменте. Основная позиция правой руки, когда кисть находится над розеткой. При таком положении звук получает громкий и богатый разнообразными тембрами. Положение правой руки между подставкой и розеткой используется для извлечения мощного звука при игре приемами «апояндо» и «тирандо» в кульминационных эпизодах. Звук получается жесткий, поэтому частое использование такого положения не желательно; только в тех местах, где этого требует характер музыкального произведения. Положение правой руки у подставки используется для извлечения звука с металлическим оттенком по тембру напоминающим клавесин, а при игре на басовых струнах с тембром фагота. В этом же положении играется прием «пиццикато», для исполнения этого приема необходимо положить мизинец и часть ладони вдоль нижнего порожка, приглушить струны, а большим пальцем извлекать отрывистые звуки, имитирующие (pizz) струнных. Положение правой руки над грифом используется для извлечения звука с мягким, певучим оттенком по тембру напоминающим человеческий голос или арфу и флейту. Благодаря самому слабому натяжению в этом месте струны, создается эффект непрерывного звучания, звук получается глубоким по тембру, В этом положении хорошо звучит прием «арпеджио», для исполнения этого приема необходимо поместить кисть над грифом и без напряжения перебирать струны. Качество звука зависит и от способа прикосновения пальцев к струне (тугие). Создателями приема «апояндо» (apyando – исп.) были гитаристы фламенко. Для того, чтобы гитарное сопровождение танцев и пения не заглушалось и ритмической дробью, и хлопаньем в ладоши, гитаристам фламенко и нужно было более глубокое и яркое звучание. А так, как большой палец они широко использовали даже в пассажах, то было нетрудно перенести эту технику и на остальные пальцы. «Апояндо» иногда называется «Скользящий удар», «Щипок с опорой», «удар». Сила и направление «апояндо» исходит от третьего сустава пальцем правой руки, с последующей опорой пальца на следующей струне. «Апояндо» используется большим, указательным, безымянным пальцами, а также различными сочетаниями. Независимо от происхождения «апояндо» именно Таррега, и особенно Сеговия развили этот прием. «Апояндо» достигается ударом по струне 1,2 или 3 пальцами. После этого палец останавливается на соседней струне. «Апояндо» дает возможность исполнителю извлечь звук большого объема расширить его динамические возможности. Прием «Тирандо» (tirando – итал.) – натягивая. Указательный, средний и безымянный палец правой руки по очереди натягивая струну, несколько более согнуты, кончик пальца описывает небольшую дугу в направлении ладони и освобождает струну вместо того, чтобы задержаться на ней. Прием осуществляется без опоры на соседнюю струну, применяется при исполнении аккордов, быстрых пассажей, а также когда соседние струны должны звучать одновременно. «Барре» – это, как известно, прием одновременного прижатия всех шести струн гитары первым пальцем левой руки. Этот прием обозначается знаком С (исп. сеха) и римской цифрой указывающей лад, например, С17. Прием осуществляется первым пальцем, непосредственно за ладом, на котором извлекается звук. Давление производится за ладом. Большой палец, не используется для «барре». Осуществляя прием «барре» согните слегка палец назад так, чтобы третий сустав был выше первого. Это растягивает кожу на внутренней стороне пальца и создает более твердую поверхность для прижатия струны. Так обеспечивается более чистое звучание при меньшей затрате силы. При полубарре положение первого пальца меняется: первый сустав согнут. Распространенная ошибка – сгибание пальца во втором суставе вместо первого. Правильное исполнение «барре» требует большой практики, но необходимо избегать перенапряжения мышц. Для осуществления приема pizzicato внешний край правой руки легко опускается на подставку, прикрывая и часть струн. Звук извлекается большим пальцем (не пользуйтесь ногтем), а иногда первым. Мякоть большого пальца иногда используется для быстрого приглушения басовых струн. Этот прием изменяет тембр звучания струн. Звуки становятся отрывистыми и приглушенными. Он очень своеобразен и эффективен. Разгеадо (Rasqueado) –это удар пальцами правой руки по одной, нескольким или по всем струнам. Прием исполняется двумя способами: - При сильном акцентировании – удар четырех пальцев по всем струнам, то есть от 6 струны к 1 струне. Такой прием называется frise. - при слабом акцентировании – удар указательного пальца правой руки по всем струнам от 6 к 1 струне. Этот прием иначе называется index. Пулгар (Pulqar, или Pouce) – удар мякотью большого пальца правой руки по всем струнам от 6 к 1 струне. Выполнение штриха: Большой палец правой руки быстрым и мягким движением в направлении от 6 к 1 ударяет по всем струнам. В нотных текстах чаще всего обозначается направленной вверх стрелкой с указанием пальца. Тамбур (Tambora). Прием изображает звучание тамбурина. Он заключается в том, что большой палец правой руки ударяет по всем струнам сверху у нижней подставки. Чтобы добиться яркого звучания, надо делать удар всей тяжестью кисти правой руки, касаясь большим пальцем струн, и быстро снимать руку, давая струнам свободно звучать. Стаккато (Staccato) – звуки исполняются отрывисто, как бы создавая паузу после каждой ноты, над которой поставлен знак штриха. Стаккато исполняется и правой, и левой рукой. Чтобы исполнить стаккато правой рукой, надо извлечь звук пальцем правой руки и немедленно приложить этот палец к той струне, из которой был извлечен звук, не давая струне отзвучать. Чем быстрее приложить палец правой руки к струне, тем отрывистее будет стаккато. При исполнении стаккато Левой рукой, надо после получения звука быстро оторвать палец левой руки от грифа, тем самым заглушив звук. Легато (Legato) – как известно, означает связанное исполнение звуков. На гитаре легато выполняется главным образом пальцами левой руки. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой. Если штрихом легато надо исполнить две ноты, то лига соединяет первую и последнюю ноту. В этом случае правой рукой извлекается только первый звук залигованных нот. В технике игры на гитаре Легато является одним из основных штрихов, благодаря которому облегчается движение пальцев левой руки, а фразировка приобретает выразительность. Легато может быть восходящим, нисходящим и смешанным. Восходящее легато исполняется следующим образом: после того, как левая рука будет поставлена на необходимый лад, палец правой руки защипывает струну и извлекает первый звук; затем палец левой руки с силой опускается на соответствующий лад, извлекая, таким образом, второй звук. Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой руки, прижимающий струну, вместо того, чтобы как обычно сойти со струны, должен с силой оттянуть ее к себе, заставляя звучать следующий звук. При выполнении смешанного легато используются оба приема. Важно располагать пальцы левой руки позиционно, каждый над своим ладом. Пальцы должны обязательно вставать у самого порожка на кончики ногтевой фаланги, что позволит избежать призвуков и дребезжания. Нажатие на струну производится как бы под весом самого пальца, не более того. Излишнее усердие в зажатии струны приводит к зажатию мышц и болезненным ощущениям в пальцах, подвижности в этом случае добиться невозможно. Существует наиболее важное правило для левой руки, согласно которому всякое хорошее движение отличается от плохого экономичностью силовой затраты и внешней законченностью двигательного процесса. Это – универсальный закон. Глиссандо (Glissando) – прием игры, при котором палец левой руки, не отрываясь от струны, скользит с одного лада на другой. Такой прием в гитарной технике исполнения применяется для более эмоционального звучания. Обозначается глиссандо черточкой, которая соединяет две ноты. При переходе с одного звука на другой пальцы левой руки не меняются, за исключением в редких случаях. Чтобы пользоваться приемом глиссандо, надо знать три правила: 1. Когда палец левой руки скользит с одного лада на другой, палец правой руки ударяет первую струну для извлечения первой ноты и второй. Это применимо к игре в медленных темпах или при звучании длинных нот. 2. Если две ноты соединены лигой и между ними стоит знак глиссандо, то первый звук извлекается пальцем правой руки, а второй получается от скольжения пальца левой руки. Такое глиссандо применяется в подвижных темпах. 3. Если форшлаг соединен с основной нотой знаком глиссандо, то скольжение пальца левой руки должно совпадать с ударом пальца правой руки. При коротком форшлаге глиссандо исполняется быстро, давление на струну усиливается по мере приближения пальца к основному звуку, а при длинном без постепенного усиления нажима на струну. Приемом глиссандо могут исполняться двойные ноты, и даже аккорды. Вибрато (Vibrato) – так же, как и глиссандо, есть один из способов добиться более яркого звучания. Если прижать струну пальцем левой руки на любом ладу и покачивать кисть руки из стороны в сторону, то звук будет колебаться. Такое колебание называется вибрацией. Другой способ вибрато получается при движении самого пальца и часто его называют трелью. Влияя на окраску и продолжительность звучания прием вибрато придает бóльшую выразительность музыкальной фразе и отдельной ноте. Учитывая что вибрация – это только эффект, украшение, надо обладать чувством меры и применять этот прием именно в те моменты, где это необходимо. Вибрато должно быть естественным, свободным, и, как правило, непрерывным. Вся рука, в целом, также должна быть свободной, ее положение на гитаре нужно приспособить к движению вибрато пальцем и в любом месте грифа. На ежегодных семинарах в Севилье (1997 г.) по технике гитарной игры Дэвид Рассел рекомендовал: « - Тщательно продумывайте заранее, в каких местах вы будете использовать вибрато и с какой интенсивностью. Впоследствии, исполняя произведение, старайтесь придерживаться этого плана. Не злоупотребляйте вибрато, вставляя его на каждом шагу! - Избегайте нервного, неконтролируемого вибрато, репетируйте с метрономом. Начните с 60 ударов и играйте длинные ноты с двумя качаниями на удар. - На быстрых нотах недопустима крупная вибрация: во-первых, вы не успеете, во-вторых, возникнет ощущение, что нота не строит. - Чтобы добиться максимальной эффективности вибрато и полного контроля над ним, можно поставить вместе два пальца. - Вибрато – это средство для привлечения внимания. Чрезмерное использование вибрато ослабит его эффект. Флажолеты. Если коснуться подушечкой пальца левой руки какой-либо струны над определенным ладом и после удара пальцем правой руки отнять, то струна издаст новый по высоте и окраске звук, который называется флажолетом. Флажолеты бывают натуральные и искусственные: Натуральные флажолеты извлекаются с открытых струн и обозначаются кружочком над нотой – или сокращенным названием: harm, или arm. Искусственные флажолеты берутся при закрытых струнах, то есть когда струна прижата на каком-нибудь ладу. Искусственные флажолеты звучат на октаву выше. Правая рука при искусственных флажолетах исполняет двоякую роль: указательный палец мякотью подушечки касается струны над местом звучания флажолета (то есть над XII ладом от прижатой струны), а безымянный ударяет по струне. Звук извлекается одновременно с касанием струны. Искусственные флажолеты обозначаются над каждой нотой, причем этот знак (rl) пишется на октаву выше с указанием лада. Наиболее ясное звучание на V, VII, XII ладах. Звучание получается колокольное и прозрачное. Флажолеты – специфический гитарный прием, извлекающий саму ноту, ее повтор через октаву и собирающий, попутно, множество обертонов, обогащающих тембральные и звуковые возможности звучания гитары. Рассмотренные выше принципы образования и извлечения звука на гитаре не исчерпывают всего разнообразия средств и приемов игры. Практика исполнения на гитаре постепенно совершенствуется, динамично развивается и обновляется. Ведь это по настоящему уникальный инструмент, в котором нет никаких ограничений. Как сказал Лео Бауэр в одном из своих интервью: «Это маленький оркестр, почти совершенный, которым надо научиться управлять. Говорят, что у нее очень слабый звук. Недостаток это ее или природное качество? Скорее – второе. Она привлекает многообразием красок, способностью говорить о самом интимном, затаенном. У нее есть все, кроме сильного звука. Впрочем, ее темброво-динамические градации нас вполне удовлетворяют. Фактически гитара – один из немногих малых инструментов (к ним можно причислить также клавесин или блок-флейту) которые не только сохранились, но и развиваются, растут. Сегодня она способна говорить современным языком, а наследие ее простирается от эпохи Ренессанса до наших дней. Мы поистине миллионеры, располагающие невиданным богатством репертуара, тембровых красок, выразительности! Многие инструменты обладают магией, но у многих ли есть такая история? У нас есть все!» (Л. Бауэр 1991: Зн). Таким образом, изучая форму, стилистические особенности, фактуру произведения гитарист-исполнитель должен найти и применить игровые движения и приемы звукоизвлечения, позволяющие выполнить задачу музыкально-художественного содержания в процессе работы над произведением. Литература: 1. Агафошин П. С. «Школа игры на шестиструнной гитаре», - М.: «Москва», 1983 г. 2. Иванов-Крамской А. М. «Школа игры на шестиструнной гитаре», - М.: «Москва», 1979 г. 3. Каркасси М. «Школа игры на шестиструнной гитаре», - М.: «Советский композитор», 1998 г. 4. Бауэр Л. «20 век гитары в лицах», - М.: «Мир гитары», 1991 г. 5. Палмер Т. «Джулиан Брим. Жизнь в пути», - М., 1983 г. 6. Пухоль Э. «Школа игры на шестиструнной гитаре», - М.: «Советский композитор», 1980 г. 7. Кнотрерас Антонио де «165 советов Дэвида Рассела о технике гитарной игры», перевод Г. Нуждина. – Севилье. 1998 г. 8. Шарнассе Э. «Шестиструнная гитара», - М.: «Музыка», 1991 г. 9. Семенюта В. А. «От Пифагора до компьютерных технологий. Или о тембрально-динамических возможностях классической гитары», - Луганск, 2009 г. 10. Шеремет В. П. «Только гитара и ты… Учебно-хрестоматийное пособие по игре на шестиструнной гитаре», - Краматорск «Тритон-МФ», 2005 г. 11. Клинтон Дж. «Андрес Сеговия. Признание» (автор перевода неизвестен), - Лондон, 1977 г. 12. Барроуз Т. «Все о гитаре», - М. «Астрель АСТ», 2004 г. | |
Просмотров: 2938 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|