Гончарук Тамара Владимировна. (Для начинающих преподавателей по классу фортепиано). «Подготовительный период обучения детей-дошкольников» Блестящий музыкант, талантливый педагог и просветитель Александр Борисович Гольденвейзер писал: «Поистине неоценима в формировании человеческой личности роль музыки. Обладая способностью затронуть самые сокровенные струны души, пробудить в человеке светлые, благородные порывы, охватить единым настроением массы, музыка по праву считается одним из самых высших проявлений человеческой культуры. Но, так же, как неграмотный человек с низкой культурой не может понять всю красоту поэзии, человек с односторонним развитием не может разобраться в музыке…Искусство обогащает человека, движет его вперед, но оно в тоже самое время требует неустанного духовного совершенствования». Эти слова как нельзя лучше отвечают не только на вопрос, следует ли учить ребенка музыке, если у него нет «данных» (музыкальной памяти, слуха и т.п.), но и на вопрос, как надо учить. Учить, открывая все богатство мира, формируя отношение к нему, развивая эмоциональную жизнь ребенка. Особое значение следует придавать подготовительному периоду обучения. Очень внимательно необходимо относиться к исходным данным ребенка. Считается, что все нормальные дети способны к музыкальному обучению и каждый ребенок может многого достичь, если учить его надлежащим образом. Первые шаги ребенка в музыкальной грамоте очень ответственны. Будет ли музыкальный звук открыт ему только в своих физических свойствах (высота звука, относительная длительность, тембр), но не будет при этом нести никакого эмоционального содержания? Или же он раскроется в эмоциональной образности? Именно от этого в дальнейшем зависит формирование музыкальности ребенка. Как же раскрыть эмоциональное содержание звука? Нужно ставить ребенка в такое положение, когда ему необходимо общаться посредством музыкального звука. И вот ребенок «рассказывает» пальчиком другому человеку о своем отношении к определенным вещам, событиям и слушает, как это будет воспринято (педагогом, другом, мамой). По мере того, как в учении обогащается музыкальный язык ребенка, у него появляется не только возможность, но и потребность глубже, полнее рассказать о «своем» и сопереживать «чужое». Музыкальная выразительность, прежде всего, свидетельствует о том, что у ребенка есть что выразить, есть потребность «выплеснуться» - открыться другому человеку, людям. Приобретение выразительных средств не цель, а средство. Вот почему нужно пристально следить за эмоциональным развитием детей. Обучение в подготовительный период проходит в виде игр-заданий. Ребенок все время активен, перед ним всякий раз четко ставится задача, он знает, что ему нужно делать, чтобы ее решить, и каждый раз он получает подтверждение, правильно или нет он ее решил. Дети на уроках работают не просто с интересом, но с увлечением. При обучении ребенка музыке необходимо использовать общие психологические закономерности процесса усвоения, знания об условиях психологического развития ребенка, его возрастные особенности. Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет своей жизни не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался бы сам «напевать», «дудеть», отбивать ритм рукой или ритмически топать? Не пробовал бы освоить музыкальную игрушку-свистульку, барабан. Не слушал бы музыку -случайно или с сознательным желанием? Вероятно, не нужно доказывать никому, как это хорошо – приобщать ребенка к музыке. Кажется, что и не найдешь родителей, которые, едва их ребенок подойдет к шести-семи годам, не стали бы думать о музыкальных занятиях. Учить своих детей музыке хотят все. Но сколько потом бывает разочарований! А намаявшись с «нерадивым» ребенком, родители делают вывод: «Неспособный к музыке!» И на том дело кончается. У ребенка же надолго, если не навсегда, остается отношение к музыке, как к чему-то трудному, недоступному или скучному, неинтересному. К сожалению, беда многих педагогов-музыкантов в том, что не удается найти подходящего ключика к прекрасной музыкальной шкатулке, которая есть в сердце любого ребенка. Воспитание чувств-одна из важнейших задач гармонического развития личности. И с точки зрения этой общей задачи главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство: постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слышать и слушать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью. И успех воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько интересны для ребенка такие занятия. В данное время наиболее популярным музыкальным инструментом является фортепиано-инструмент с большими, разнообразными возможностями. Ребенок начинает заниматься музыкой со своим педагогом. Это значит, что им вместе предстоит работать-действовать с музыкальными звуками. Восприятие нашего маленького музыканта, да и всякого, кто слушает музыку, как известно, связано, прежде всего, со слухом. Поэтому, не нужно предварительно давать детям теоретические сведения. Как ребенок начнет слушать, различать, воспроизводить те музыкальные звуки, которые он слышит, имеет очень важное значение. Этот вопрос никогда не следует упускать из виду во время занятий. Естественная деятельность дошкольника-игры, которые способствуют музыкальному развитию ребенка. Основным содержанием уроков в начальный период будет работа ученика с музыкальными звуками. Важно с первого урока вызвать у детей не только интерес к созданию звука, но и желание «выразить» звуками что-то определенное, а не механически работать пальцами на инструменте. Как этого добиться? На занятиях не раз появится необходимость прибегать к конкретным образам-игрушкам, картинкам и т.д., которые призваны пробудить фантазию, воображение ребенка. Дети могут достаточно хорошо представить себе разницу между падающей снежинкой и каплей дождя. Решая задачу с конкретным, понятным образом, ребенок сразу же будет самостоятельно действовать-искать по внутреннему представлению нужный звук на фортепиано, то есть он по образу будет находить выразительное средство и нужные для него движения руками, пальчиками. Именно такое самостоятельное первое действие с музыкальными звуками очень важно вызвать у ребенка на первом же уроке. Окружающий нас мир наполнен звуками. В этом большом многообразии звуков необходимо научиться различать специфические качества музыкального звука. Поэтому детям предлагается познакомиться с его свойствами и с азбукой музыкального языка. При этом уроки строятся так, что у ребенка вызывается естественное желание «добыть» нужный знак для обозначения звука, самостоятельно записать то, что он слышит. А добытое, найденное самостоятельно, становится прочным достоянием. Для записи того, что ребенок учится слышать (такие свойства музыкального звука, как сила, длительность, высота, тембр), в играх используется умение детей различать предметы по форме, размеру, весу, цвету и интенсивности окраски. При помощи условных знаков - реальных кружков и палочек, ребенок сможет обозначить то, что он услышит в музыкальных звуках, а затем уже от записи свойств музыкального звука посредством «предметов» естественно перейдет к общепринятой записи нотами. Это один из примеров того, как детям дается возможность самостоятельно действовать-учиться постигать мир музыкальных звуков, не теряя интереса к такой зачастую скучной работе, как постижение нотной грамоты. Что же надо знать, помнить и уметь делать учителю на занятиях? 1. Прежде всего, иметь желание заниматься с детьми. Тогда найдется и время, пропадет усталость, и появится хорошее настроение. 2. Иметь терпение, выдержку, чтобы умело сочетать требовательность и справедливость. Нельзя забывать, что дошкольник чувствителен к оценке взрослых. Никогда не забывайте похвалить его; поправляя, делайте это спокойно, тактично, доброжелательно. Занятия надо проводить увлеченно, живо, интересно, содержательно, не упуская главной задачи-заботы о развитии ребенка. 3. Учитель всегда должен знать, чем он будет заниматься с ребенком на данном уроке. Для этого необходимо подготовиться, заранее продумать задачи урока, изложенные в общих указаниях к каждому уроку, представить, как они решаются с наглядными пособиями, игрушками. 4. Занятия проводить регулярно два раза в неделю в установленные дни и часы. Ребенок не должен скучать и утомляться, поэтому продолжительность урока не должна превышать двадцати-тридцати минут. 5. Решая те или иные задачи урока, необходимо направлять внимание ученика на качество выполнения задания. Главное, что должен вынести ребенок из этих занятий-осмысленное отношение к музыкальным звукам, ощущение их связи с миром вокруг, а также собственное умение выражать доступными ему средствами ощущения, настроения, чувства.
|