Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Рекомендации молодым педагогам фортепиано в работе над этюдом. Ф. Гардорф. Этюд си минор. По характеру этот этюд грациозный, изящный, написан в духе старинного танца. В первых четырех тактах мелодическую линию ведет правая рука, а партия левой руки является гармонической опорой. Поработайте сначала над партией правой руки. Затактовая восьмая (фа-диез 2-й октавы) играется стаккато 3-м пальцем. На следующем звуке кисть плавно опускается вниз. Шестнадцатые исполняются легато, певуче, спокойно и ровно. Рука при этом не безучастна: плавному движению кисти помогает локоть, который отводится чуть вправо (при переходе от звука ми-диез к соль), а потом возвращается в исходное положение (к звуку ля-диез). Кисть руки идет немного вверх ( к соль) и постепенно опускается к ля-диезу. После мягкого (по звучанию), но упругого (по прикосновению) стаккато (ля-диез, до-диез) во 2–м такте вновь появляется легато. И так на протяжении всего этюда: стаккато – на подвижной и гибкой кисти, а легато – спокойной и более низкой кисти. В 1 такте стаккато в левой руке не должно нарушать ровности звучания шестнадцатых в правой руке, которые играются легато. Стаккато в левой руке лучше взять более мягким прикосновением пальцев к клавишам, не слишком отрывисто. Во 2–м такте из-за стаккато в правой руке не следует отпускать акцентированное фа-диез в левой руке. Обратите внимание, как строится в этюде музыкальная фраза. Наиболее яркой в динамическом отношении точкой в первой фразе (1-4 такты), к которой движется мелодия, является первая доля 3-го такта. С 5-го такта мелодия ненадолго (до середины 6-го такта) переходит в левую руку. Надо хорошо слушать партию левой руки, правая не должна заглушать ее. Работать над партией левой руки надо так же, как над партией правой в начале этюда, о чем писалось выше. Обратите внимание на tenuto, поставленное над фа-диезом в левой руке. Здесь происходит переход мелодической линии из одной руки в другую. Шестнадцатые в правой руке вступают спокойно на «и» после счета «два». Вступить можно даже чуть позже, но ни в коем случае не раньше так как это будет противоречить и tenuto, и характеру завершения, успокоения, свойственному музыке этих тактов (7-8 такты). С 9-го такта начинается вторая часть этюда. Она отличается от первой тональностью (2-я часть начинается в Ре мажоре, 1-я написана в си миноре), а также динамикой. Обратите внимание на интонационное строение основного музыкального зерна этой пьесы. Первые восемь звуков верхнего голоса интонационно построены так, что последняя нота, являющаяся сильной долей следующего такта оказывается носителем естественного смыслового ударения в этом музыкальном мотиве. Точно так же построена и следующая фигура, играющая громче предыдущей. И, наконец, До-мажорный аккорд становится вершиной этого построения, точкой тяготения всей музыкальной фразы. Поработайте отдельно правой рукой над первой музыкальной фразой и почувствовать ее интонационное тяготение. Лиги которыми мы условно поделили первую фразу, носят чисто смысловой характер, подчеркивают интонационное строение мотивов. Поэтому снимать руку в конце лиг и прерывать плавное, связное движение музыки не следует. Октаву в левой руке, с которой начинается прелюдия, нужно взять мягко и глубоко, чтобы она звучала на протяжении всех трех тактов. Рисунок правой руки мало чем разнится от рисунка начальных тактов этюда (отличие – в аппликатуре). В 12,13 и 14 тактах через секвенцию осуществляется возвращение к си-минорной тональности. Обратите внимание на лиги в секвенции (12-14 такты). Снятие руки в конце лиг должно быть спокойным, не резким. Стаккато играется только затактовая восьмая. Акцент в начале 12,13,14 тактов не должен быть грубым. Он не должен противоречить спокойному, певучему характеру музыки всего этюда. Куличенко И.М. – преподаватель фортепиано | |
Просмотров: 2336 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|