Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Работаем над полифонией. Ария Перселл. Полифония – это многоголосие, в отличие от гомофонии – одноголосия. В пьесах гомофонического или вернее, гомофонно-гармонического склада один голос ведет мелодическую линию на фоне гармонического сопровождения. В полифонических произведениях действуют несколько голосов, и каждый из них ведет свою мелодическую линию. Ария Перселла является типичным примером двухголосного полифонического произведения. Это очень напевная, спокойная по характеру пьеса, идущая в неторопливом движении. Написана она в тональности ре минор и состоит из двух периодов, каждый из которых содержит восемь тактов. В первом периоде сохраняется основная тональность – ре минор. В начале второго периода происходит отклонение в Фа мажор, с последующим возвращением в основную тональность. Так как Ария – двухголосная пьеса, то главная задача, стоящая перед исполнителем, заключается в умении предельно ясно и выпукло исполнить оба голоса, хорошо слыша как каждый из них, так и сочетание одного голоса с другим. Для этого следует поучить каждый голос в отдельности внимательно слушая его мелодический рисунок. Другая трудность – в сочетании различных приемов игры в верхнем и нижнем голосах: верхний голос исполняется легато, нижний – нон легато. Такое сочетание требует хорошей координации движений, автономности, независимости движений рук. И здесь помогает изучение партии каждой руки в отдельности. Занимаясь нижним голосом, постарайтесь добиться, чтобы звуки этого голоса хотя и не связанные между собою легато, исполнялись бы глубоко и певуче. Не поднимайте после каждого звука слишком высоко руку над клавишей. Рука снимает мягким, невысоким, кистевым движением. Следите и за тем, чтобы все звуки нижнего голоса были бы одинаковы по силе звучности и имели бы между собой одинаковые по длительности просветы – паузы. Верхний голос делится на коротенькие музыкальные фразы, отмеченные лигами; однако нельзя забывать, что это – всего лишь внутреннее членение цельной музыкальной мысли: восьмитактового периода. Тщательное соблюдение лиг придает необходимую выразительность исполнению. Следите за тем, чтобы конец лиги всякий раз звучал мягко. Добившись желаемой звучности в каждом из голосов, соедините их вместе, внимательно следя за тем, чтобы в нижнем голосе вместо нон легато не появилось бы легато, а правая рука строго выполняла бы указанные лиги. Исполняя первый период меццо форте, не забудьте смягчить последнюю фразу в конце периода. Второй период начинаясь нюансом пиано, постепенно доходит до меццо форте, при этом, как и в первом случае, конец фразы должен звучать несколько мягче. Не забудьте внимательно отнестись к аппликатуре. Арию надо исполнять в одном темпе; изменение силы звучности (пиано, меццо форте) не должно сопровождаться изменением темпа. Могилевская Л.П. – преподаватель фортепиано гимназия № 132 г. Алматы | |
Просмотров: 2167 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|