Как работать над классической полифонией Менуэт Баха ре минор. Так же как и предыдущая пьеса, Менуэт написан в двухчастной форме, состоящей из двух периодов. В отличие от Арии, в которой каждый из голосов на всем протяжении пьесы исполнялся одним неизменным приемом игры, в Менуэте в каждом из двух голосов чередуются различные приемы звукоизвлечения. В этом трудность данного произведения. Каждый голос нужно тщательно проработать отдельно. Связный способ извлечения звуков – легато – преобладает в этой пьесе. Об этом нам напоминают длинные лиги, объединяющие большие группы нот в обоих голосах. Ноты, не объединенные лигой, следует исполнять нон легато, глубокими певучим звуком. В пятом такте короткие лиги объединяют по две ноты. Не упустите из виду эту подробность, так как эти лиги имеют определенное выразительное значение: настойчивое подчеркивание движения к кульминации фразы – ноте фа. Исполняя их, «подчеркивайте» первые звуки каждой пары, то есть си-бемоль и ре, смягчая второе. Заметьте, что лиги в обеих руках не совпадают: когда правая кончает фразу, левая продолжает играть, и наоборот. Это не просто техническая задача речь идет о соблюдении мелодического рисунка голосов, их самостоятельности, сохранение которой очень важно в произведениях полифонического склада. Фиксируя на этом свое внимание, вы постепенно приучите себя одновременно слышать движение нескольких голосов. Новым для вас будет появление в шестом такте так называемого мордента. Мордент – один из видов музыкального украшения (мелизма). «Расшифровывается» мордент следующим образом. Нужно исполнить в быстрой последовательности три ноты – главную, над которой выставлен значок (в данном случае ноту фа); вспомогательную – ноту, отстоящую от главной на секунду вверх по диатоническому звукоряду данного лада (в данном случае ноту соль); вновь главную ноту. Заметьте, что первый, главный звук мордента берется одновременно с басом, исполнение мордента заполняет собой часть длительности той ноты, над которой он стоит. Некоторую трудность для исполнения представляют широкие интервалы (децимы) в десятом такте, где мелодия движется от звука ля 2-й октавы к фа 1-й октавы к ре 1-й октавы. Хотя связать их между собой можно только имея большую руку, старайтесь играть таким образом, как будто вы все-таки стремитесь сыграть их связно. Полезно поучить отдельно эти два места, пока не появится ощущение свободы движений. Наконец проследите за плавностью исполнение шестнадцатых (такт седьмой и аналогичные ему). Их не следует торопить, а играть строго в ритме. Слесарчук Е.П. – преподаватель фортепиано гимназия № 132 г. Алматы
|