Евдакова Ольга Павловна - преподаватель фортепиано ДМШ№6 им.М.И.Глинки. Алматы 2010г. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ «МЕНУЭТА» ре – минор В.А. МОЦАРТА Работая над этюдами нужно параллельно разучивать и пьесы. Возьмём Менуэт Моцарта. Пьеса эта написана в тональности ре минор (минор – гармонический, с до – диезом), в трёхчастной форме. При повторении первой части первый четырёхтакт выпущен. Пьеса полифонического склада , двухголосная. Здесь в добавление к уже известным нам приёмам звукоизвлечения, появляется новый – нон легато (non legato – не легато). Звуки музыкальной фразы, сыгранной этим приёмом, не переходят непосредственно один в другой (как при игре легато), но и не играются отрывисто (как при игре стаккато). Нон легато предусматривает мягкое полновесное прикосновение к клавиатуре с некоторыми небольшими, но одинаковыми перерывами между звуками. Возьмём для примера 5-й такт этой пьесы. Три одинаковые ноты (си – бемоль), взятые одним и тем же пальцем, не могут быть сыграны легато, так как для того, чтобы взять следующую ноту, необходимо немного приподнять руку. Таким образом, между нотами появляются «просветы». После взятия каждой ноты рука чуть-чуть приподнимается, чтобы затем полновесно и мягко опуститься на следующую клавишу. Желательно поучить отдельно партию каждой руки. Партия правой руки сложнее тем, что в ней сочетаются легато и нон легато. Ноты не объединённые лигами, играются нон легато. В начальной фразе в правой руке первое ре отмечено сверху чёрточкой, обозначающей приём тенуто (выдерживая). Этот приём сходен с приёмом нон легато с той разницей, что данная нота должна быть произнесена «со значением», рука дольше её придерживает. Далее, со второго ре, фраза исполняется легато, конец фразы – два ля – нон легато. Следует хорошо усвоить всё разнообразие приёмов игры в партии правой руки. В 5-м такте над звуками си – бемоль в левой руке поставлены акценты. Эти ноты должны звучать более ярко, но не грубо и не резко. Чтобы представить себе характер этой пьесы, вообразите звучание струнного ансамбля, в котором верхний голос играют скрипки, нижний – виолончели. Темп менуэта – умеренный, не быстрый, темп старинного плавного танца.
|