Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ ЭТЮДА Е.ГНЕСИНОЙ
Евдакова Ольга Павловна-преподаватель фо-но ДМШ№6 им. М.И.Глинки, Алматы 2010

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ ЭТЮДА Е.ГНЕСИНОЙ
Этюд Е.Гнесиной – произведение уже более значительного объёма. Следует обратить внимание на форму построения этюда. Первые 8 тактов, образующие так называемый период, «дословно» повторяются в конце. Изменяются лишь оттенки: вначале f-p, при повторении – наоборот, p-f (f-форте – громко). Центральный эпизод этюда (также восьмитакт) представляет собою самостоятельную музыкальную мысль, хоть и родственную по своему характеру крайним частям произведения. Обозначив первый восьмитакт буквой А, а среднюю - буквой Б, получим формулу строения этюда: АБА. Такой тип построения, при котором крайние части отличаются от средней, называется трёхчастной формой. Появление в средней части этюда фа-диеза означает, что часть идёт в другой тональности – Соль мажор.
В этюде объединены уже известные нам приемы звукоизвлечения: стаккато, легато, и выделения звука с помощью ударения. Совмещение в одном произведении этих приёмов и является главной трудностью и главной целью этюда. Недостаточно сыграть верные ноты в правильном ритме, верными пальцами: необходимо сыграть эти ноты разным звуком, применив для этого различные приемы звукоизвлечения.
Разберём в качестве примера 1-й такт этюда. В правой руке ми и соль слигованы между собой, и в то же время над соль стоит точка, обозначающая стаккато. Оба эти указания – лига и точка – вовсе не противоречат друг другу, как это может показаться на первый взгляд. Лига указывает, что ми и соль должны быть слигованы, точка – что соль играется коротким, отрывистым звуком. Поставив 2-й палец на ми и сохраняя при этом низкое положение кисти, «переступите» 4-м пальцем на соль, в то же время, помогая себе кистевым движением, приподнимая кисть. Не задерживаясь на соль, оттолкнитесь от клавиши, продолжая движение кисти кверху и одновременно отпустите ми. Таким образом, вы выполните указания: слигуйте ми и соль и сыграйте соль стаккато. Тем же приёмом – стаккато – играется и последняя четверть такта – ля.
Наиболее тяжёлой по звуку в такте будет половинная нота ми. Соль и ля должны звучать значительно легче. Иное соотношение звучности в 4-м такте, где наиболее весомым звуком будет стоящее под ударением ре.
На всём протяжении этюда рука, исполняющая ведущую партию (в крайних частях это правая, в средней части – левая рука), должна оставаться совершенно свободно, не зажатой. Не пытайтесь добиваться громкого звучания – форте – увеличением напряженности в руке. Более громкий звук достигается увеличением веса руки, действующей на пальцы. Для получения форте достаточно естественного веса всей руки, свободно опирающейся на пальцы.

Категория: Уроки музыки | Добавил: Андрей (2010-03-12) | Автор: Евдакова Ольга Павловна E
Просмотров: 2958 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-10-06, 7:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru