Евдакова Ольга Павловна-преподаватель фо-но ДМШ№6 им. М.И.Глинки, Алматы 2010 ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ ЭТЮДА Е.ГНЕСИНОЙ Этюд Е.Гнесиной – произведение уже более значительного объёма. Следует обратить внимание на форму построения этюда. Первые 8 тактов, образующие так называемый период, «дословно» повторяются в конце. Изменяются лишь оттенки: вначале f-p, при повторении – наоборот, p-f (f-форте – громко). Центральный эпизод этюда (также восьмитакт) представляет собою самостоятельную музыкальную мысль, хоть и родственную по своему характеру крайним частям произведения. Обозначив первый восьмитакт буквой А, а среднюю - буквой Б, получим формулу строения этюда: АБА. Такой тип построения, при котором крайние части отличаются от средней, называется трёхчастной формой. Появление в средней части этюда фа-диеза означает, что часть идёт в другой тональности – Соль мажор. В этюде объединены уже известные нам приемы звукоизвлечения: стаккато, легато, и выделения звука с помощью ударения. Совмещение в одном произведении этих приёмов и является главной трудностью и главной целью этюда. Недостаточно сыграть верные ноты в правильном ритме, верными пальцами: необходимо сыграть эти ноты разным звуком, применив для этого различные приемы звукоизвлечения. Разберём в качестве примера 1-й такт этюда. В правой руке ми и соль слигованы между собой, и в то же время над соль стоит точка, обозначающая стаккато. Оба эти указания – лига и точка – вовсе не противоречат друг другу, как это может показаться на первый взгляд. Лига указывает, что ми и соль должны быть слигованы, точка – что соль играется коротким, отрывистым звуком. Поставив 2-й палец на ми и сохраняя при этом низкое положение кисти, «переступите» 4-м пальцем на соль, в то же время, помогая себе кистевым движением, приподнимая кисть. Не задерживаясь на соль, оттолкнитесь от клавиши, продолжая движение кисти кверху и одновременно отпустите ми. Таким образом, вы выполните указания: слигуйте ми и соль и сыграйте соль стаккато. Тем же приёмом – стаккато – играется и последняя четверть такта – ля. Наиболее тяжёлой по звуку в такте будет половинная нота ми. Соль и ля должны звучать значительно легче. Иное соотношение звучности в 4-м такте, где наиболее весомым звуком будет стоящее под ударением ре. На всём протяжении этюда рука, исполняющая ведущую партию (в крайних частях это правая, в средней части – левая рука), должна оставаться совершенно свободно, не зажатой. Не пытайтесь добиваться громкого звучания – форте – увеличением напряженности в руке. Более громкий звук достигается увеличением веса руки, действующей на пальцы. Для получения форте достаточно естественного веса всей руки, свободно опирающейся на пальцы.
|