Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Содержание 1. Введение. 2. Комплекс умений и навыков концертмейстера. 3. Работа в ансамбле. 4. Из опыта работы. По мнению известного концертмейстера, профессора Московской консерватории К. Л. Виноградова «Нет, пожалуй, ни одной профессии музыканта всепроникающей в различные сферы деятельности, чем концертмейстер-пианист». Без концертмейстера невозможна работа филармонии, оперных театров, музыкальных учебных заведений. Проработав в школе более 40 лет, столкнулась с проблемой подтверждения категории как пианиста-концертмейстера отдельно от пианиста-педагога. И это, наверно, имеет профессиональное значение, ведь не каждый педагог может быть концертмейстером, поэтому есть определенные качества и профессиональные данные. Концертмейстер – кто он? Аккомпаниатор или равный партнер в ансамбле с солистом – вокалистом, инструменталистом, хором. Пианист-концертмейстер – фигура самостоятельная, наделена большим спектром различных возможностей: пианистических, слуховых, исполнительских, а также чувством такта, чуткости и ансамбля. Огромное значение отводится умению читать с листа нотный текст, охватывать его, как целиком, так и в частности. Это еще и знание в совершенстве своего текста и текста солиста, хора. Владение знаниями о строе, тембре, технических и динамических возможностях инструмента, штриховом разнообразии, специфике звукоизвлечения. Что формирует хорошего аккомпаниатора-концертмейстера? 1) Умение аккомпанировать любой текст и при любой возможности 2) Развивать себя неустанно умственно, эстетически. 3) Развивать интерес к чтению, искусству 4) Быть дисциплинированным работником, обязательным, пунктуальным. Концертмейстер не выбирает себе партнера, участники ансамбля являются представителями различных возрастов, что подразумевает большие знания психологии и ребенка и взрослого, уровень их музыкальных и исполнительских данных. Если педагог увлечен работой, его концертмейстерская игра высокого уровня – это плюс в работе, исполнение солиста, умение сгладить его недочеты и шероховатости в исполнении. Хочется остановиться на работе с юными музыкантами, которым я аккомпанировала в учебном процессе – это и скрипачи, и вокалисты, детский хор и вокальная группа девочек. В работе с ними концертмейстер и друг, и помощник, сотоварищ по творчеству, надежный тыл. Концертмейстер всегда в работе с детьми должен чувствовать состояние голоса, дыхания, психологически-эмоциональную настроенность, партнера, которого он должен беречь и любить. Бывает так: забыл слова (тихо подскажи), пропустил долю такта, фразу – «поймай», подхвати. Никогда не осуждай, а помоги. Педагог С. П. Сахарова подчеркивала – ни при каких обстоятельствах не осуждай, а поддержи, помоги. В плане работы с вокалистами задачи концертмейстера носят и педагогический характер. Это в первую очередь умение корректировать интонацию певца при разучивании мелодии, обращение внимания ученика на правильное исполнение сложных мелодических скачков – интервалов. Умение помочь ученику вникнуть в поэтический текст, так как слово и музыка неразрывны. В процессе работы с певцом концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной фортепианной звучности порой зависит и звучание сольной партии. Есть дети – ритмически нестабильные, не точные в исполнении или от избытка волнения при выступлении допускают промахи, здесь концертмейстер имеет право деликатно, почти незаметно корректировать темп. Помогать исполнителю ярким басом в аккомпанементе, акцентом в сопровождении, кивком головы. В любом случае нужна гибкость, координация взаимоотношений ученика и концертмейстера. На занятиях с хором работа концертмейстера значительно отличается от работы с вокалистом. Пианист должен владеть навыками общения с младшим и старшим хоровым коллективами. Он должен в совершенстве знать и свою, и хоровую партии, по голосам, цезуры, узоры, дыхание – цепкое, жесты дирижера и другое. Именно концертмейстер помогает дирижеру в распевании участников хора, способствует формированию вокально-хоровых навыков, задавая хору тон и четкий ритм работы. Важно сказать, что концертмейстер в музыкальном учебном заведении для детей на первом этапе – совместно с педагогом (вокала, хора, инструменталиста) грамотный наставник, далее профессиональный интерпретатор, помогающий исполнителю. И, наконец, в итоге – равноправный, гибкий участник ансамбля. В основе хорошего исполнительского ансамбля лежит формальная психологическая установка. Ему присуща общность целей, интересов, мотивов поведения. Качество ансамблевого исполнительства – умение слушать общее звучание. Очень динамичные отношения, да они и особенные у тех, кто участвует в конкурсах. В моей практике это была и вокальная группа девочек «Непоседы», хор педагогов ГорОНО, юные исполнители вокала. Никто не оспаривает роль педагога по специальности, но на конкурсе все иначе, здесь огромная поддержка, помощь концертмейстера. Здесь важны 3 этапа подготовки: 1) Этап ознакомления с музыкальным произведением. 2) Этап воплощения исполнительского замысла. 3) Этап предконцертной-конкурсной подготовки – репетиции в разное время и в разных условиях. На самом концерте-конкурсе концертмейстер и солист живут и дышат одним миром, воздухом, атмосферой солидарности и понимания, концертного волнения. И что еще хочется отметить. Ведущая роль здесь отводится солисту, ему и аплодисменты, и цветы. Это жизнь и нет в этом ничего обидного. Успех солиста – общий успех! Роль концертмейстера не бывает вторичной. Мастерство измеряется синхронностью, высоким исполнением своей партии, балансом соотношения партий. Главное – целостность исполнения, создаваемого образа, который рождается в творческом партнерстве. Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких, как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильная реакция и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка, воля, педагогический такт и чуткость. В заключение хочется сказать, что сегодня роль концертмейстера пробивается в жизнь. Стало доброй традицией на исполнительских конкурсах всех уровней награждать концертмейстера дипломом и грамотой. В музыкально-педагогической практике утверждается положение, что деятельность концертмейстера в детской музыкальной школе напрямую влияет на эффективность и уровень совместных концертных выступлений. Список литературы. 1. Е. И. Кубанцева «Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность». - //Музыка в школе 2001 г. 2. М. А. Смирнов «О работе концертмейстера». – М.: «Музыка», 1974 г. 3. Е. М. Шендерович «В концертмейстерском классе». – М: «Музыка», 1996 г. | |
Просмотров: 1358 | Комментарии: 5 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|