Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических заболеваний. (1) Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. (Н.К.Смирнов). Цель здоровьесберегающих технологий: отдых центральной нервной системы, профилпктика утомления, нарушения осанки, зрения. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки развивает музыкальные способности; через активную творческую деятельность способствует закреплению интереса детей к музыкальным занятиям. Задачи: обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий; отодвинуть утомление и избежать переутомления. Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию. На уроках музыки большое внимание уделяется пению, где дети овладевают основными приемами вокально-хоровой техники. Это дает возможность выразительно исполнять песни, различные по характеру. Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках я использую музыкотерапию, логоритмику, ритмотерапию, улыбкотерапию, вокалотерапию. Музыкотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становиться признанной наукой. Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. Любая музыка ассоциируется лично для каждого человека с каким-то событием, вызывает определенные эмоции. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких). Известный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно – не в меньшей степени, чем пища». Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. У детей расширяется диапазон, вырабатываются ансамблевые, интонационные навыки, техника хорового пения (например, пение в быстром темпе, четкое выговаривание скороговорок, различные виды дыхания – быстрый, короткий вдох, пользование цепным дыханием). Вокально-хоровая работа способствует развитию и совершенствованию голоса каждого учащегося, и в результате повышаются чисто голосовые, звуковые качества. Вокалотерапия : - благотворно влияет на работу почек, желез внутренней секреции; - массирует гортань, щитовидную железу; - влияет на работу сердца; - высоко-вокальные звуки благотворно воздействуют на повышение иммунитета человека; - пение помогает человеку развивать грамотное письмо, воздействуя на подкорку головного мозга. Логоритмическая гимнастика– это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. На уроках провожу такие музыкальные физминутки, как: 1.Если нравится тебе, то делай так (приседаем). Если нравится тебе, то делай так (приседаем). Если нравится тебе, ты другому покажи. Если нравится тебе, то делай так (приседаем). 2. Меняем движение. Например: прыгаем. 3. Меняем движение. Например: топаем. 4. Меняем движение. Например: хлопаем. 5. Все движения повторяем поочереди. Ритмотерапия . Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект. Я гуляю по дорожке (шаги на месте) А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте) Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика») Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком) Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика») Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»). (Выполняем под музыку). На уроках музыки используются простейшие движения, которые можно исполнить в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся: - марширование; - движение рук (фразировка); - элементарные танцевальные движения; - игра на воображаемых музыкальных инструментах; - условное (графическое)изображение музыки; - “свободное дирижирование”. В основе этих движений лежат следующие музыкально-двигательные задания: - показ пульса (одной из сторон метра); - размера (пульса, организованного метром); - ритмического рисунка (чередование различных длительностей); - фразировки. С помощью этих заданий можно определить темп, динамику, различные штрихи. Вроде бы небольшой круг движений, но благодаря им на уроке музыки решается целый ряд важных задач воспитания, образования и развития: - усвоение основных тем программы; - осмысление закономерностей музыкального искусства; - постижение музыкального языка, средств его выразительности и их значение; - развитие музыкальности; - активизация процессов познания и деятельности учащихся на уроках; - формирование двигательной сферы и т.п. Говоря о роли музыкально- ритмических движений на уроке, нужно отметить, что их применение чаще всего превращается в эмоциональные центры, кульминации уроков, а, следовательно, исключает на занятиях равнодушие. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а также дает определенный психотерапевтический эффект. Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливаю специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучиваю. Для получения наибольшей эффективности включаю эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья. Улыбкотерапия. Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей. Терапия творчеством. Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. Сказкотерапия. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Литература 1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО»,2004г. 2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2000 г. Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3. 3. Т.А.Замятина «Современный урок музыки», учебно-методическое пособие -М., Издательство «Глобус» - 2010 г. 4. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,1988г. 5. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в началь6ной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57. 6. Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 - 2004. 7. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978. 8. Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии школьников) - СПб, Союз, 1997. 9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. | |
Просмотров: 1474 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|