Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
КГКП «Детская школа искусств» Интегрированный урок «В р е м е н а г о д а» Преподаватель музыкально - теоретических дисциплин: Джумаева Леся Людвиговна Преподаватель изобразительного искусства: Пазылов Алмас Сейдигалиевич Г.Жезказган Тема: «Времена года». Тип урока: интегрированный. Отделение: «Музыка», «Изобразительное искусство», литература. Цель урока: на примере знакомства с произведениями композиторов и художников формирование мотиваций к изобразительной деятельности и музыке. Задачи: формирование мотиваций к изобразительной деятельности и музыке, мировой культуре; - расширение знаний по истории искусства; - любви к природе, эстетического восприятия окружающего мира; - практическая значимость полученных знаний, мотивация к творчеству; Форма: групповая Методы: интегрированный, демонстрационный, презентация, выставка творческих работ. Оборудование: экран, компьютер, презентация, видео классических произведений, выставка творческих работ обучающихся «Моё любимое время года», портреты композиторов, краткая фотолетопись по творчеству композиторов. Произведения классики: А.Вивальди «Времена года» - аранжировка Ванессы Мэй «Лето», П.И.Чайковский «Времена года», «Осенняя песня». Репродукции с картин основоположника казахского изобразительного искусства Абылхана Кастеева, лирика Абая Кунанбаева. Место проведения: концертный зал Детской школы искусств. План проведения: 1.Организационный момент – 2мин. 2.Цель урока: - 3мин. 3. I часть. Презентация. Прослушивание классических произведений 10мин. 4. Рассказ преподавателя музыки – 10мин. 5. II часть. Презентация слайдов репродукций художника А.Кастеева, рисунков обучающихся с рассказом преподавателя – 10 мин. 6.Обзор выставки рисунков обучающихся по теме: Времена года.-5 мин. 7.Подведение итогов урока. Завершение урока. – 5 мин. Ход урока. 1.Организационный момент. Подготовка к уроку. 2.Цель урока: формирование мотиваций к изобразительной деятельности и музыке. Задачи: формирование мотиваций к изобразительной деятельности и музыке; - расширение знаний по истории искусства; - любви к окружающему миру, природе; - мотивация к творчеству. 3. I часть. Вступительная речь преподавателя музыки. Слайд 1. «Времена года». Слайд 2. Многие композиторы в своём музыкальном творчестве обращались к теме времён года. Это И.Гайдн, П.И.Чайковский, А.Вивальди, Е.Крылатов и многие другие. Сегодня мы коснёмся этой темы «Времена года» на примере И.Гайдна – оратории, П.И.Чайковского – цикла пьес а», А.Вивальди – инструментального цикла из 4-х концертов для солирующей скрипки. Но каждое время года привносит свои коррективы, это касается и нашего современного века. Поэтому классическую популярную музыку аранжируют, в новом понятии делают remix исполнители – наши с вами современники. Это подтверждает известную истину, что классика живёт вечно. Слайд 3. В творчестве И. Гайдна «Времена года» - это оратория, один из монументальных жанров, в которой главная роль принадлежит хору, композитор придал большое философское содержание. Смена времени года происходит не только в природе, но и жизни каждого человека. Весна – время молодости и надежд. Ей на смену приходит зрелость – лето. Но неизбежно в жизни и пора увядания - осень, а потом и зима, подводящая итог жизни и являющаяся ее пределам. Люди приходят в мир, чтобы пройти свои путь и уйти навсегда, а новые поколения повторяют тот же ритм жизни. Гайдн вкладывает в уста главного героя оратории крестьянина Симона: путь, который человек проходит по земле, не бесследен, если он творит добро, которое вечно, как сама жизнь. Слайд 4. Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барок. Был создателем жанра – инструментального концерта. Инструментальный концерт - концерт для одних только музыкальных инструментов, без пения. Слайд 5.Принцип контраста определял трехчастную форму концерта. 1-я часть – быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления 2-я часть – лирическая, певучая, более скромная по размерам 3-я часть – финал, подвижный, блестящий Слайд 6. Вершина творчества Вивальди. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания * скрипки - solo * оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все) Слайд 7. Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами: - во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года; - во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни: весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность, зима - конец пути - старость. Слайд 8. Цикл концертов «Времена года» - программное сочинение, в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла: «Весна, «Лето», «Осень», «Зима. Предполагается, что сонеты написаны самим композитором. Слайд 9. Антонио Вивальди. Просмотр и прослушивание произведения «Времена года. Лето». Аранжировка Ванессы Мэй. Слайд 10. П.И.Чайковский 1840-1893 гг. Много лет назад сам композитор П.И. Чайковский сказал такие слова: «Я хотел бы, чтобы музыка моя распространялась, чтобы с каждым днем увеличивалось бы число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». И мы сегодня, в начале ХХІ века, можем с уверенностью сказать, что мечта композитора сбылась. Его музыка – самая популярная в мире. Несколько лет назад ЮНЕСКО проводило статистические исследования, и они показали, что Чайковский – самый исполняемый в мире композитор. Удивительно разнообразно, широко в жанровом отношении творчество этого великого композитора. Его основная тема – борьба человека за счастье, добро, свет и свободу, против сил тьмы, против жестокости и насилия. Главное назначение музыки, как мы видим, - раскрывать внутренний мир человека, всю богатейшую и разнообразнейшую гамму настроений, различных состояний его души. Один из самых популярных циклов для фортепиано - «Времена года» Чайковского. Слайд 11. Он состоит из 12-ти программных пьес – по числу месяцев в году. Каждое из них рисует какой-либо характерный образ или сцену из русской жизни и имеет свое название: Январь «У камелька» Февраль «Масленица» Апрель «Подснежник» Май «Белые ночи» Июнь «Баркарола» Июль «Песня косаря» Август «Жатва» Сентябрь «Охота» Октябрь «Осеняя песня» Ноябрь «На тройке» Декабрь «Святки» Слайд 12. Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов. Эпиграфом к пьесе «На тройке» взять отрывок из стихотворения Некрасова «Тройка», «Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши» В воображении слушателя возникает картина заснеженной зимней дороги и мчащейся по ней тройки – образ, излюбленный в русской поэзии и песенном творчестве. Как привольная и задушевная песня ямщика, звучит основная тема пьесы – широкая песенная мелодия русского склада. О бескрайних просторах полей, лесных далях, о русской зиме поется в этой песне: (сольфеджирование мелодии). Слайд 13. Цикл фортепианных пьес П.И.Чайковского «Времена года» - одно и популярнейших произведений русской классики. Его любят широкие круги слушателей, много играют исполнители всех рангов, от учащихся музыкальных школ до концертирующих лауреатов. Музыка цикла состоит из лирических и жанровых пьес, на создание которых Чайковского вдохновляла русская природа, русские обычаи. «Осенняя песнь» наполнена тонкими душевными переживаниями, созвучными данному периоду года. Июль Октябрь «Осеняя песнь» Осень! Осыпается весь наш бедный сад, Листья, пожелтевшие, по ветру летят… А.К. Толстой из стихотворения «Осень» Поэтическая пьеса – как бы исповедь души, вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном, при этом - то более открыто, то взволнованно, то непосредственно. Слайд 14. Просмотр и прослушивание видеоклипа П.И.Чайковского «Осенняя песня». Вокальное произведение в новой интерпретации, аранжировка – переложение в ансамблевом варианте, в исполнении Ковальской, сопрано. II часть. Преподаватель изобразительного искусства. Пейзаж – как жанр изобразительного искусства по теме «Времена года» начал свою историю официально со второй половины 19 века, когда художники стали рисовать природу с натуры. Поэтому мы будем рассматривать пейзаж 20 века, а точнее пейзажи основоположника казахского изобразительного искусства Абылхана Кастеева, которое ярко перекликается с творчеством поэта, философа Абая Кунанбаева. Порой стих Абая и картина А.Кастеева точь в точь описывают одно состояние, один сюжет, это удивительно! Слайд 1. Тема урока: «Времена года». Красива и прекрасна наша необъятная Родина: далеко раскинулись её необозримые просторы, шумят леса, синеют реки, колышется золотая пшеница, белеют снежными вершинами горы; и каждый с любовью вглядывается в окружающую его природу. Южане гордятся широтой привольных степей, северяне же влюблены в свои «поля и леса» Слайд 2. «Вечереет. Ауыл Чокпар». 1968г. Звучит песня Абая К. «Желсіз түнде жарық ай». (Исполняет преподаватель изобразительного искусства, без музыкального сопровождения). Слайд 3. Рисунок «Желсіз түнде жарық ай». Каримова Назгуль. У нашей природы много певцов. Каждый из художников, писателей, музыкантов, открывая в природе те или иные пленяющие черты, стремились передать свою любовь современникам и потомкам. В их прекрасных творениях вы найдете «и весеннее бурное пробуждение природы, и горячий летний зной, и золото осенних лесов, и красавицу зиму». Мы же с вами проследим, как различными средствами (кистью, пером, музыкой) художники, поэты и композиторы раскрывают одну тему – времена года. Тонким проникновенным певцом природы был талантливый выдающийся живописец, основоположник казахского изобразительного искусства – Абылхан Кастеев. Слайд 4. «Вид пастбища Кайнар - булак». 1968г. Творчество Абая Кунанбаева и Абылхана Кастеева перекликается общей темой - жизнью казахов в гармонии с природой, пейзажным лиризмом, любовью к Родине. Поэт и художник искали и находили прекрасное в самой природе. Тема времён года занимает особое место в их творчестве. Абай впервые в казахской письменной литературе создаёт произведения о временах года. (Ученик) Абай: «Лето». Жаздыгүн шілде болғанда Көкорай шалғын байшешек, Көшіп ауыл қонғанда; Шұрқырап жатқан жылқыңыз Шалғыннан жоны қылтылдап, Ат айғырлар, биелер Бүйірі шығып, ыңқылдап, Суда тұрып шыбындап, Құйрығымен шылпылдап, Арасында құлын – тай Айнала шауып бұлтылдап. В стихотворении «Лето» Абай создаёт живописное описание аула на джайлау. Природа и человек в стихотворении сливаются в одно целое, взаимодействуют. В пейзаже аула появляются фигуры табунщиков, пастухов, ребят, охотников, все они действуют, живут. На всем описании лежит яркий национальный колорит. Джайлау узнаёшь по обильным травам, расцвеченным распускающимся подснежникам, полноводной реке, по вспархивающим то там, то здесь птицам, и конечно, по конскому косяку. Слайд 5. «Кумысная ферма». 1967г. Тщательно выписанные Абаем Кунанбаевым и Абылханом Кастеевым кобылицы, жеребята, льнущие к ним, скачущие, резвящиеся определяют своеобразие пейзажа, его содержание, его национальную форму. Слайд 5. «Долина реки Чижин».1963г. Кастеев мастер панорамного пейзажа, где сливаются несколько жанров, это пейзаж, портрет и бытовой жанр. Он первый кто создал степную тематику. Многие последующие художники стали продолжателем его степной темы. Слияние жанров соединяе гармонию человека с природой. Композиционное решение панорамное. Мы можем увидеть передний план, второй план, где происходит основное действие и дальний план часто с лёгкой серо – голубой воздушной дымкой, перспективой дали, тонкой проработкой деталей земли, ближнего плана. В картине «Осень» облака на небе изображены густым коричневым цветом, злой ветер срывает зелёные листья, но деревья, изгибаясь, выстояли. С помощью композиционных средств в виде элементов природы художник выражает единство, смелость нашего народа. Слайд 7. Рисунок «Жаз». Ермуханбет Бекарыс. Слайд 8. «Осенний пейзаж».1942г. (Ученик) Абай. «Осень». Сұр бұлт түсі суық қаптайды аспан, Күз болып, дымқыл тұман жерді басқан Білмеймін тойғаны ма, тоңғаны ма, Жылқы ойнап, бие қашқан, тай жарысқан. Жасыл шөп, бәйшешек жоқ бұрынғыдай, Жастар күлмес, жүгірмес, бала шулай Қайыршы шал – кемпірдей түсі кетіп, Жапырағынан айырылған ағаш, құрай. Абайевские строки об осени - самобытное разрешение темы, времён года. Степь осенью, её унылый пейзаж, становятся темой Абая, согретой величайшим гуманизмом поэта, чувством человека, жизнь которого так же связана с обнажившими ветви деревьями и иссохшими кустарниками («деревья и кустарники стоят, растеряв листья, точно нищие старухи и старики»), как и с весеннее – летней зеленью («нет былой зелени и цветов»). Поэт рисует жизнь бедноты: одни дубят кожу, другие чинят одежду, иные кладут заплату на юрту. Уже не слышно смеха, игр, развлечений. В Абаевских стихах жизнь, человек, животные, птицы – все обитают в предначертанных природой заботах и делах. Слайд 9. Рисунок «Золотая осень». Акмулдаева Динара. Слайд 10. Рисунок «Осень». Зияев Айдын. Слайд 11. Рисунок «Сбор урожая». Алибекова Балым Слайд 12. «Зимний пейзаж». 1943г. Слайд 13. «Зима». 1960г. 1961г. Слайд 14. «Зимние горы». 1963г. (Ученик) Абай. «Зима». 1988г. Ақ киімді, денелі, ақ сақалды, Соқыр, мылқау, танымас тірі жанды. Үсті – басы ақ қырау, түсі суық, Басқан жері сықырлап, келіп қалды Дем алысы – үскірік, аяз бен қар, Кәрі құдаң – қыс келіп, әлек салды Ұшпардай бөркін киген оқшырайлып Аязбенен қызарып ажарланды. Зима для казаха страшна вьюгой, метелями, джутом. В зимних сценах центральное место уделяет труженику – казаху. Пастухи конских табунов в тревоге от голодных волков, лёд сковал землю, нет корма. Лишь детям мороз нипочём. Образ мороза народен, величественен и страшен. Слайд 15. Рисунок «Зимние забавы». Дауленова Зарина. Слайд 16. Рисунок «Мы лепим снеговика». Келдибаева Назерке. Слайд 17. «Весна».1870г. Как весенней порой шумят тополя! Ходит ветер, цветочноюпылью поля, Всё живое обласкано солнцем степным, Пестроцветным ковром зацветёт земля. И смеётся, и песни поёт молодёжь Да и старых по юртам ищи – не найдёшь, И со смертного ложа могли б их поднять Песни, солнце, и ветер, и птичий галдёж Изображая весеннее пробуждение природы, Абай охвачен радостным чувством, которая прекрасна оживающей природой. Детали национального пейзажа, как цветущие травы и деревья, переплетаются с описанием дождя, поверхности озера, подёрнутого рябью лёгкого ласкающего ветра, радости. Слайд 18. Рисунок «Кораблик». Тажимурат Даурен. Слайд 19. Рисунок «Поздняя весна». Рахметуллина Асылжан. Творчество Абая Кунанбаева и Абылхана Кастеева перекликаются общим содержанием. Они воспевали родные просторы, в их произведениях человек и природа в единстве, как одно целое. Талант А.Кастеева многогранен, а творческое наследие разнообразно. Им написано более тысяч картин. Так же как и у Абая в его произведениях можно увидеть горные хребты, степь, многочисленные виды природы. Написанные в разные времена года и отражающие разные душевные состояния они создают образ Родины – светлой, любимой, возвышенно прекрасной. Пейзажи отражают обновлённую красоту земли. Даже там, где непосредственно человек не изображён, присутствие его ощущается зрителем. Жизнь человека, его труд, его деятельность можно отразить, остановив мгновенье пером, кистью, мелодией, оставить потомкам это мгновенье. 6.Просмотр выставки рисунков обучающихся по теме: Времена года.-5 мин. 7. Завершение урока. | |
Просмотров: 1754 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|