Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Тема урока: Фразировка и ее значение в музыкальных произведениях. Цель: Отработать динамику, штрихи, мех, звукоизвлечение посредством которых проявляется правильная фразировка. Задачи: 1. Развитие слухового контроля. 2. Преодоление технических трудностей. 3. Развитие образного и творческого мышления. 4. Объединение отдельных частей и эпизодов в целом ряду с дальнейшими требованиями темпов и качеством звукоизвлечения. ПЛАН УРОКА. 1. «Анашым» М. Омаров. 2. «Дос туралы жыр» С. Байтереков. 3. «Крыжачок» белорусский народный танец. 4. Домашнее задание. Ход урока: 1.«А что такое песня?» На мой вопрос ученица дала ответ, что песня - это жанр вокальной музыки, широко распространенный в народном музыкальном творчестве. Я пояснил, что сегодня мы работаем над двумя видами песни - это казахстанская авторская и эстрадная песня. Вместе с ученицей мы вспомнили, перечислив с какими видами песен, мы уже встречались и работали: детские, народные, эстрадные песни. Перейдя непосредственно к работе, ученица исполняет песню и мы переходим к более подробной работе. I. «Анашым» М.Омаров. Методы работы: а) работа над штрихами: в правой руке - легато в первой части, во второй части нон легато, в левой руке – нон легато. б) выявление мелодической линии при одновременном исполнении обеих партий, партия левой руки является аккомпанементом, а правая рука - основной мелодической линией и должна быть более выразительна. Собирали обе руки в единую музыкальную ткань, работая над звукоизвлечением, добиваясь ясного выделения и пропевания правой руки и легкого, прозрачного звука в левой руке. в) работа над технически трудными местами: следили за свободным исполнением ученицей технически неудобных мест (секст), отрабатывали одновременное прожимание всех звуков в интервалах и работу слабого первого пальца. г) творческие поиски. Вместе с ученицей разобрали художественный образ песни помогая словесным текстом, тем самым, стараясь помочь ученице мыслить, анализировать и тем самым выявить вершины фраз: динамическое стремление к вершине на крещендо и уход к окончанию фразы на диминуэндо. д) при работе над фразировкой, я объяснил, что фразировка - это четкое, художественно осмысленное выделение музыкальных фраз (или других подобных построений) при исполнении музыкального произведения. Главными средствами выразительной фразировки является артикуляция и динамические оттенки. Разобрали песню на музыкальные построения: периоды, предложения, фразы, мотивы. Чтобы мелодия в правой руке не звучала отдельными звуками и не рвались фразы, следили за исполнением штриха легато. Отрабатывали отдельные фразы объединяя их затем в предложения, периоды. е) собрав все части в единое музыкальное произведение, работали над осмыслением произведения целиком, достигали целостности произведения за счет правильного темпа, динамики, фразировки, звукоизвлечения. II. «Дос туралы жыр» С. Байтереков. Методы работы: а) для того, чтобы упростить работу над формой, мы разделили песню на несколько частей - получилось две части (запев, припев). Установили количество и границы частей, периодов, предложений, фраз, а так же их ритмоинтонационное сходство и различие. Отрабатывали отдельные фразы, объединяя их затем в предложения, периоды. Выявление вершинок фраз: динамическое стремление к вершине на крещендо и уход к окончанию фразы на диминуэндо. На поставленный мною вопрос: «Что такое крещендо и диминуэндо?» - ученица дала пояснение крещендо - это постепенное усиление силы звука, а диминуэндо – это постепенное ослабление силы звука. б) фразировка - одна из основ выразительного исполнения. Работая над фразировкой, определили не только границы фраз, но и артикуляцию фразы, звуковое соотношение фраз при объединении их в более крупные построения. в) работа над технически и ритмически сложными местами: следили за свободным исполнением ученицей технически неудобных мест (триоли, аккорды, скачки в левой руке). Работали в аккордах сначала над группировкой пальцев над клавишами, а затем одновременным нажатием всех клавиш в аккорде, исполнять не заранее подготовленными пальцами, фиксированными на расстояниях клавишей аккорда, а собранными вместе и расправляющимися в момент удара. Отдельно в левой руке отрабатывали скачки в медленном темпе, старались следить и запомнить расстояние между кнопками, играли скачки в мелодическом звучании (поочередное) и в гармоническом (одновременное звучание всех звуков). г) следили за исполнением < (crescendo) и > (diminuendo), строго учитывая величину фразы, на которой следует делать крещендо или диминуэндо, так как это непосредственно связано с распределением запаса воздуха при ведении меха. д) собственное художественное воспроизведение (исполнение произведения целиком для закрепления технической и совершенствования художественной стороны). Собрав все части в единое музыкальное произведение, работали над осмыслением произведения целиком. III. «Крыжачок» белорусский народный танец. Методы работы: а) выявление мелодической линии и аккомпанемента. Стараясь ровно вести мелодическую линию. Работали отдельно по партиям стараясь увеличить мелодическую линию в правой руке, собирали обе руки в единую музыкальную ткань, работая над звукоизвлечением, добиваясь ясного, четкого звучания правой руки и более мягкого, легкого звука в левой руке. б) использование штриха нон легато - характер звукоизвлечения. Показ ученицей исполнения нон легато, следили за тем чтобы каждая следующая клавиша нажималась после снятия пальца с предыдущей. При этом кончики пальцев (подушечки) как бы печатают следы на клавишах. Движение меха остается спокойным. в) вместе с ученицей разобрали художественный образ танца, помогая тем самым, заставить ребенка мыслить, анализировать, фантазировать. г) работали над фразировкой, стараясь понять и динамически провести мелодическую линию, раскрыть ее настроение, следили за началом и концом фразы. Следили за < (crescendo) и > (diminuendo), строго учитывая величину фразы, на которой следует делать крещендо или диминуэндо, так как это непосредственно связано с распределением запаса воздуха при ведении меха. IV. Домашнее задание. 1. Отработать динамику внутри фраз. 2. Работа над грамотным исполнением нотного текста. 3. Отработать технически сложные места. 4. Грамотное исполнение фразировки: выразительность, снятия. | |
Просмотров: 610 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|