Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Работа над Этюдами в младших классах ДМШ (Методический доклад и Открытый урок)
Этюды – это произведения технического плана, не лишённые художественного содержания. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на решении типических исполнительских трудностей и что они сочетают специальные технические задачи с задачами музыкальными. Чтобы извлечь из Этюда максимальную пользу, важно обратить внимание не только на техническую, но и на музыкальную отделку произведения. Работа над качеством звучания, над фразировкой даже в самых элементарных технических фигурах, воспроизведение всех деталей голосоведения – всё это способствует успешному преодолению технических трудностей. Ученик должен понять, что достижение нужной беглости в Этюде ни цель, а средство для выразительного, красивого исполнения.
Специальное назначение Этюдов вызывает необходимость особо пристального внимания к решению имеющихся в них технических задач. Для того, чтобы работа велась более осознанно, необходимо помимо обычного разбора нотного текста, проделать разбор специально технический – выяснить характерные особенности его фактуры.
Работу над Этюдом начинаю по следующему плану:
1. Определение тональности. Опираясь на тонику и трезвучия, легче заучивать текст на память.
2. Разбор нотного текста.
3. Определение вида техники.
4. Выявление технических трудностей.
5. Способы и упражнения помогающие справиться с технической задачей.
6. Процесс шлифования. Этюд проигрывается в готовом темпе, запоминаем места, где были неточности и шероховатости. Ну и восстанавливаем технические формулы вариантами этапа «работа по частям».
7. После окончательного исполнения анализируем игру и ставим новые задачи.
В дальнейшей работе над преодолением технических трудностей следует применять всевозможные способы работы: проигрывание в различных темпах, вычленения, ритмические варианты, специальные упражнения. Нет нужды в каждом Этюде использовать все эти способы. Надо выбрать те, которые наиболее полезны в том или ином случае.
Этюд требует многократных проигрываний, в результате которых только и можно преодолеть все его сложности и приобрести необходимую выдержку, научиться бороться с возникающим мышечным напряжением. Приступая к работе над Этюдом с длительным непрерывным движением, ученик должен знать, что при появлении усталости ни в коем случае не следует продолжать игру через силу. Такая игра бессмысленна и может привести к определённым заболеваниям исполнительского аппарата. Мало того: играя напряжёнными мышцами, мы закрепляем нерационально протекающие движения. Поэтому, если ученик чувствует усталость, ему следует либо остановиться, либо продолжить в более медленном темпе. Можно дать некоторые советы для предохранения от усталости:
1. Не переходить к быстрому темпу, пока руки не привыкли к исполнению фигурации в умеренном темпе.
2. Соблюдать постепенность в переходе к более быстрым темпам.
3. Применять «объединяющие» движения, следить за гибкостью запястья.
Пианистическое изложение Этюдов делится на два вида техники – это мелкая и крупная. Область мелкой техники включает гаммообразные, арпеджированные последовательности, ломанные интервалы, репетиционные фигуры. Крупная техника – это октавные, аккордовые изложения. Обычно во вторых и третьих классах не берут Этюды на крупную технику, так как препятствуют физические данные (маленькая рука). Пальцевая или мелкая техника является самым трудоёмким видом. Во время отработки мелкой техники обычно используем высокий подъём пальцев, крепкий удар. Пальцы действуют самостоятельно, рука при этом свободная. Удар пальца не должен вызывать зажатия руки. Подъём пальца производится одновременно с взятием предыдущего звука. Но не следует механически переносить способы игры в медленном темпе в быстрый темп. Играть так целесообразно только в медленном темпе. В подвижных и умеренных темпах высокий подъём пальцев вреден, так как забирает много лишней энергии и препятствует беглости.
В преодолении технических сложностей можно использовать темпо-динамические варианты. То есть, при подходе к технически трудному эпизоду, ученик намеренно замедляет темп, уплотняя при этом звучность. Смена акцента: то есть, исходным началом сделать не сильную, а слабую долю (ямбическое изложение). Так же рекомендуется в каждом смысловом построении найти интонационный динамический центр и соответствующий ему центр физического нажима. Можно вместе с учеником рассмотреть аппликатурный принцип. Верно расставленная аппликатура - это, так сказать, умственный процесс. Пренебрежение к аппликатуре может служить причиной технических неудач во время исполнения. Вторая причина – способы игры в медленном темпе механически переносятся в быстрый темп. Третья причина – учащийся не владеет «позиционной игрой».
В заключение хочу сказать, что на первой стадии работы над Этюдом всё внимание должно быть направлено на область техники. Каждый игровой приём должен быть доведён до автоматизма. Это облегчит исполнительский процесс, освободит исполнителя от детального контроля над техникой и позволит переключить внимание на задачи художественного плана.

Цитаты:

«Этюды - это пища не только для пальцев, но и для ума».
«Десять пальцев пианиста - это уникальный оркестр, где исполнителей не выбирают, их нельзя выгнать, уволить, их можно только воспитывать».

Открытый урок
«Работа над Этюдами в младших классах ДМШ»


Форма урока: индивидуальная

Цель урока:
1. научить ученика грамотно анализировать
произведение;
2. правильно определять вид техники;
3. самостоятельно находить способы устранения
технических проблем;
4. развивать мелодический и гармонический
слух;
5. в процессе работы развивать образное мышление
и художественный подход.

План урока:
1. А. Николаев Этюд C-dur (чередование рук)
2. Л. Шитте Этюд соч.160 (скрытая полифония)
3. Л. Шитте Этюд C-dur (двойные ноты)
4. Ф. Гардорф Этюд C-dur (позиционный)

Урок проведён с учащимися:
Дарханкызы Айша (2 кл.)
Валова Лера (2 кл.)
Ахметов Зафар (2 кл.)
Гаврилова Даша (3 кл.)


А. Николаев Этюд C-dur (чередование рук)
Дарханкызы Айша 2 кл.


В начале работы определяем тональность произведения. Опираясь на главные ступени, легче заучивать текст на память.
Далее выясняем какой вид техники используется в данном произведении – это чередование рук. Наша задача – плавно передать мелодию из одной руки в другую. У девочки толчковое, грубое туше. Игровой аппарат несколько напряжён, отсутствует мелодическая линия. Пробуем устранить данные проблемы. Предлагаю следующий способ игры: всю мелодию играем одной правой рукой, слушаем плавный переход первых четырёх восьмых на пятый звук, при этом делаем остановку на пятой нотке. Присутствует слуховой контроль, следим за плавностью звучания. Далее первые четыре восьмые играем левой рукой, правой играем пятую восьмую. Это упражнение проигрываем на слова «Я пою для вас».
Следующая наша задача – выстроить динамическую линию. Можно представить узенькую струйку воды, вытекающую из-под камня (звучит piano). Постепенно струйка расширяется и превращается в широкий ручей (звучание становится более громким, играем forte).
Несмотря на то, что мы стараемся вести мелодическую линию плавно, должна быть хорошая артикуляция. Для этого рекомендую проработать текст с высоким поднятием пальцев, конечно же в медленном темпе. Затем играем пальцевым staccato, разумеется то же в медленном темпе.
Выясняем конечный темп произведения. Этюд написан в довольно подвижном темпе. Для быстроты темпа используем следующее упражнение: четыре первых звука играем быстро, останавливаясь на пятом. Сначала проигрываем эти моменты одной правой рукой, затем двумя руками, как положено. Так же подвижности пальцев способствует проигрывание «пунктирным» ритмом. 

Л.Шитте Этюд соч 160 (скрытая полифония)
Валова Лера (2 кл.)


Определяем тональность Этюда. Обращаю внимание, что левая рука начинается с тонического трезвучия. Проигрываю Лере произведение в двух вариантах: маршеобразно, все звуки звучат ровно, одинаково. Второй вариант - тщательно провожу полифоническую линию в несколько утрированном виде, чтобы ребёнок ясно мог услышать «спрятанную» мелодию. Предлагаю определить, какой же вариант правильный? Лера выбирает второй.
Начинаем работу. Используем те методы, которые помогут нам ясно услышать (спрятанную) мелодию. Играем одну мелодию, без аккомпанемента, четвертными нотами, слушаем плавное, нисходящее движение. При этом напеваем такие слова, которые помогут нам исполнить коротенький мотив ровным звуком, на одном движении: «Солнце встаёт», «День наступил». Теперь на крышке инструмента играем правую руку как положено. При этом делаем замах пальцем на сильную долю, а пятый палец на ноту ДО стараемся ставить «беззвучно». Затем переносим такое исполнение на клавиатуру.
Этюд идёт в подвижном темпе. Для того, чтобы сдвинуть темп, играем аккомпанемент с мелодией (ноту ДО пропускаем). Стараемся приблизиться к заданному темпу. Пробуем несколько раз, постепенно увеличивая темп. Затем играем так же, но уже правую руку полностью, то есть легко захватываем нотку ДО пятым пальцем.

Л.Шитте Этюд C-dur (двойные ноты)
Ахметов Зафар (2 кл.)


В данном Этюде важно утвердиться в тональности, а также знать самые элементарные интервалы. Тогда ученик не будет «тормозить» в тексте. Если ребёнок будет «видеть» интервал, то легко, без остановок сможет перемещаться на нужные клавиши. Определяем тональность и вид техники.
Обращаю внимание Зафара на таком моменте: когда играем по две ноты, что это такое? (интервал) Когда играем с левой рукой, что звучит? (аккорд) То есть в процессе работы учащийся дополнительно получает и теоретические навыки. Главное в двойных нотах – это точность и синхронность звучания обеих нот. Чтобы убедить в этом Зафара, прошу сыграть верхние звуки двойных нот, затем нижние звуки. Оба мотива красивы и мелодичны. Поэтому необходимо слушать два звука, берём интервал точно и одновременно, без «кваканья».
Теперь находим нужный приём исполнения. Прошу сыграть двойные ноты пальцевым Staccato, затем играем высоким кистевым Staccato. Такие приёмы исполнения являются неудобными и нецелесообразными в нашем случае. Выбираем нечто среднее – отталкиваемся от клавиатуры не высоко, движение естественное, экономное, запястье гибкое.
Чтобы мелодия не была раздроблена на такты, пробуем мыслить более крупными построениями. Для этого опираемся на первую долю, происходит более сильное физическое нажатие. Вторая и третья доля являются как бы продолжением, то есть второй и третий интервал играем более лёгкими пальцами. Для усиления эффекта, напеваем первую ноту в каждом такте. Таким образом мелодия получается более связной и певучей.

Ф.Гардорф Этюд C-dur (позиционный)
Гаврилова Даша (2 кл.)


Ученица самостоятельно определяет вид техники. Данный Этюд на позиционный вид техники. Позиция - это группа нот, которую можно охватить одним движением, не меняя положения руки. Обычная ошибка при исполнении позиций – тряска руки. Почему это происходит? Каждый позиционный мотив ученик мыслит по каждой нотке отдельно. Делая при этом на каждую ноту отдельное движение. Чтобы устранить этот недостаток осваиваем «объединяющее» движение. В нашем случае позиция состоит из четырёх нот. Проигрываем четыре звука в медленном темпе, при этом кисть как бы очерчивает контуры дуги. Отыгравшие пальцы вместе с кистью перемещаются в сторону движения. (Нельзя допускать, чтобы пальцы были растопырены). Исполняем этот приём сначала в медленном темпе, осваиваем движение руки в несколько утрированном виде. Затем чуть сдвигаем темп, убирая при этом лишние движения, добиваемся естественности и комфорта при исполнении. Важное условие – слуховой контроль. Во время игры стремимся к мелодичности и слитности.
Затем находим динамический центр мотива. Окончание играем на снятии руки, облегчённым звуком. Так же выстраиваем мелодическую линию во второй строчке, делая при этом фразировку:
начало ----- середина ----- окончание.
Для работы над темпом играем приёмом «пробежка». А так же в этом случае подойдут старые испытанные приёмы – «пунктир» и «высокий замах» пальцев. Эти приёмы благоприятно действуют на самостоятельность и беглость пальцев.


Использованная литература:


1. И. Крамер «Этюды для фортепиано»
2. Ш. Ганон «Пианист – виртуоз»
3. Н. Корыхалова «Искусство фортепианной игры»
4. Ф. Бузони «О пианистическом мастерстве»
Категория: Уроки музыки | Добавил: videneva-elena (2017-12-26) | Автор: Виденёва Елена Евгеньевна E
Просмотров: 2912 | Теги: младшие классы, открытый урок в дмш, работа над этюдом в младших классах, фортепиано, этюды, этюд, работа над этюдом | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-06-20, 6:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru