Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Лекторий "Программно-изобразительная музыка" по музыкальной литературе (первый год обучения). Цели: 1. Методическая: привлечение интерактивных методов обучения (использование литературных и художественных произведений, фрагментов видео, рисунков учащихся по изученным музыкальным произведениям) как фактора повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся. 2. Образовательная: обобщение знаний, полученных при изучении темы «Выразительные средства музыки», объяснение нового материала. 3. Воспитательная: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Задачи: 1. Продолжить работу по развитию навыков анализа музыкальных произведений. 2. Обогатить слуховой багаж учащихся произведениями композиторов- классиков и современников из разных стран . 3. Развивать умение «активно» слушать музыку. Тип : лекторий - концерт. Методические материалы: рисунки – иллюстрации учащихся, компакт-диски, фрагменты видео, музыкальный центр. Предполагаемый результат: 1. Осознание учащимися понятий «программная музыка», «обобщённая и конкретная программность». 2. Слушание новых музыкальных произведений. 3. Запоминание учащимися выразительных средств, которые необходимы композиторам для создания приёмов звукоизобразительности. ЭТАПЫ I. Введение. Добрый день, уважаемые гости и ребята! Сегодня вас ждёт новое удивительное открытие музыкальных знаний в нашей филармонии школьников на Декаде музыкального отделения. Вас ждёт лекторий «Программно – изобразительная музыка» и концертные номера в исполнении наших юных музыкантов. II.Видео – П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник». Голубенький чистый подснежник-цветок, А подле сквозистый последний снежок. Последние слёзы о горе былом И первые грёзы о счастье ином ( А. Майков). Поэтичная музыка П. И. Чайковского и стихи эпиграфа русского поэта А. Майкова навеяны весенними настроениями. Уже первые фразы мелодии-короткие, немного порывистые, как весенний ветерок, с трепетным аккомпанементом – передают волнение, пробуждение природы. Смена мажора и минора – как череда светлых и грустных мыслей и чувств. «Апрель. Подснежник» - это пьеса из сборника фортепианных пьес П.И.Чайковского «Времена года», в котором композитор сочинил 12 пьес, как и 12 месяцев в году. Кроме названия месяца, каждой пьесе дан дополнительный заголовок: Январь. У камелька. Февраль. Масленица. Март. Песня жаворонка. Апрель. Подснежник. Май. Белые ночи. Июнь. Баркарола. Июль. Песня косаря. Август. Жатва. Сентябрь. Охота. Октябрь. Осенняя песнь. Ноябрь. На тройке. Декабрь. Святки. Музыка рисует картины быта и природы, передает настроение человека в разные времена года. Каждой пьесе предшествует небольшой эпиграф – строки из стихов известных русских поэтов. Этот цикл фортепианных пьес Чайковского – яркий пример программно- изобразительной музыки, а если ещё точнее – конкретной программности. Теперь давайте подумаем, что такое программная музыка. Какое произведение можно назвать программным? (Ответы детей суммируются, делается вывод о том, что это все произведения, имеющие названия, заголовки отдельных частей, эпиграфы или развёрнутую литературную программу, называются программными.) В вокальных, а также музыкально-театральных произведениях программа всегда ясна – в них есть текст. А как же понять, что происходит в инструментальной музыке? Об этом позаботились композиторы, давая названия своим инструментальным сочинениям, особенно тем, в которых музыка что-то или кого-то изображает. Известный немецкий композитор Р. Шуман утверждал: «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки». Содержание программной музыки очень разнообразно – это сцены жизни, картины природы, зверей (Сен – Санс – сюита «Карнавал животных»), впечатления от произведений искусства – например, живописи (фортепианный цикл Мусоргского «Картинки с выставки»), художественной литературы (симфоническая сюита Римского – Корсакова «Шехеразада»), исторические события (симфония Шостаковича «1905 год»). Умение превратить видимое в слышимое подвластно не каждому композитору. Однако некоторые композиторы обладали уникальным даром. Например, Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову лучше других удавалось изобразить море – людей, изображающих море в искусстве, называют «маринистами». Другой русский композитор – Модест Петрович Мусоргский был мастером изображения в музыке колокольных звонов. Выделяют 2 вида программности музыки: конкретную и обобщённую. Пример конкретной программности – это есть название произведения и уточнение – эпиграф в стихах или другая развёрнутая программа, как например в симфонической сказке «Петя и волк» Прокофьева. Обобщённая программность выражена в названии произведения. III. Многие выдающиеся казахские композиторы-кюйши, от «отца кюев» Курмангазы Сагырбаева и до наших современников создавали программные кюи, под впечатлением народных сказаний и легенд, событий их жизни, исторических событий. Даулеткерей Шигаев – выдающийся композитор- кюйши 19в. был ярким представителем западноказахстанского домбрового искусства. Кюй «Кос алка» («Двойное ожерелье») – одно из самых популярных ранних его сочинений 40-ых годов. По мнению академика А. Жубанова, музыка передаёт мирное покачивание женских украшений во время ходьбы или танца. Видео – казахский танец, музыкальный номер ансамбля кюй Даулеткерея Шигаева «Кос алка». Несколько десятилетий назад наш современник казахстанский композитор – кюйши Абдимомын Желдибаев создал кюй «Ерке сылкым», котрый вошёл в Золотой фонд каз. муз. культуры. Несколько лет назад в г. Шу был установлен памятник этому кюю в образе юной девушки в национальном костюме с разлетающимися вокруг неё птицами, подобными нотам. Этот кюй звучит как гимн любви и красоте, и звуки его легки, как степной ветерок, и игривые, резвый жеребёнок, и такие родные, как земля Родины – Казахстана. Видео – каз. природа Звучит кюй «Ерке сылкым» А. Желдибаева. IV. Как вы думаете, что композиторам нравится изображать в своих сочинениях? Конечно звуки природы – пение птиц, капли дождя, морской прибой, порывы ветра и многое другое. Я предлагаю вам послушать пьесу Шмель-скрипач Т. Романова в исполнении ансамбля пианистов. V. Все мы любим путешествовать. И сейчас я приглашаю вас перенестись с помощью волшебных звуков музыки в Европу средних веков. Мы послушаем Милано « Канцону» в исполнении юного гитариста. Канцона – буквально переводится как «песня», а происхождение её связано с эпохой трубадуров в Европе средних веков. А сейчас другая пьеса, и новые образы – «Малагуэнья» - это испанский парный танец, в котором девушка - кокетка прячет, закрывает лицо, а юноша старается завоевать её внимание и симпатию. Видео – исп. танец Звучит пьеса «Малагуэнья» Ф. Сор. VI. Теперь из далёкой Европы мы перенесёмся в ближнее зарубежье – в Россию. Ю. Гаврилов – курганский композитор, педагог сочинил цикл из 12 пьес для баяна «Живой уголок», где звуками музыки изобразил домашних животных: попугайчика, персидского кота, золотых рыбок, озорных мышей и др. У пьес есть эпиграфы в виде стихов и иллюстрации для детей, которые стали конкретной программой к ним. Юный баянист исполнит пьесу «Озорные мыши» Ю. Гаврилова. Сегодня, наверное, нет ни одного баяниста, который бы не знал бы произведений Евгения Петровича Дербенко. Это один из самых популярных российских композиторов, работающих в жанре музыки для русских народных инструментов. Им создано более 3 500 музыкальных произведений разных жанров и форм, написанных для различных музыкальных инструментов. Очень популярен его сборник «Играем вместе» для ансамбля баянистов, куда вошли оригинальные пьесы, любимые юными исполнителями. Видео – Весёлые музыканты. Е.Дербенко «Весёлые музыканты», «Пингвины» - исп. анс. баянистов. VII. Известная казахстанская пианистка, композитор, педагог Аида Петровна Исакова сочинила много музыки разных жанров и ,конечно,несколько программных циклов для детей : «Школьные годы», «Зоопарк», «Добрый день», фортепианные пьесы «Сказки», «Хороводы» и др. Видео – Бабка ёжка Пьеса «Баба Яга» А. Исаковой звучит в исполнении юной пианистки. VIII. В финале нашей встречи мы услышим замечательные фортепианные дуэты: Э. Джойэл. Незнакомец. Видео – Песенка Гены В. Шаинский. Голубой вагон. IX. Ребята, обобщая нашу беседу, ответьте, пожалуйста, на вопросы: 1. Что такое программная музыка? 2. Какие два типа программности вы знаете? 3. Какие произведения мы сегодня слушали? 4. Какое произведение вам больше всего запомнилось? 5. Слайд – загадка. Найдите в произведениях по специальности приемы звукоизобразительности. Спасибо всем за внимание! До новых встреч! | |
Просмотров: 1134 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|