Разработка классного часа на тему: «ПРЕЛЮДИЯ» Выполнила преподаватель специального фортепиано: Гапонюк Э.В. Сегодня мы с вами поговорим о прелюдиях. Все вы за годы учебы в школе играли пьесы с таким названием. Первые прелюдии появились давно, в 15 веке. Они представляли собой небольшое вступление к пьесе, вокальной или инструментальной. Их играли на органе, лютнях, клавишных инструментах. Вступление чаще всего было импровизированным, т. е. создавалось непосредственно на сцене, во время игры. Целью такой прелюдии было подготовить и настроить слушателя на определенный характер, установить тональность следующей за прелюдией пьесы. Характерной чертой прелюдии является единый тип фактуры от начала до конца произведения. Например, 1 прелюдия может быть написана только аккордами, другая – арпеджио, 3 – пассажами гамм и т. д.. Ритмический рисунок тоже остается единым на протяжении всей пьесы. Чаще всего в прелюдиях содержится один музыкальный образ, одно настроение. В 17 веке прелюдией называли вступление во французской опере, исполнявшейся целым оркестром. И вот уже в 18 веке прелюдии стали создаваться как самостоятельные пьесы. Прежде всего мы их знаем в творчестве основоположника классической музыки И. С. Баха. Одним из первых, Бах создал цикл: прелюдия и фуга. Обе пьесы оттеняли друг друга: свободному развертыванию движения прелюдии противостояло строго упорядоченное развитие фуги. Бах написал 2 больших цикла прелюдий и фуг, написанных во всех мажорных и минорных тональностях. Кстати, сколько всего тональностей в музыке? Правильно, 24. Все прелюдии и фуги написаны в закономерной последовательности: тональности идут по хроматизмам. Причем за каждой мажорной – одноименная минорная. Например: C-dur, c-moll, Cis-dur, cis-moll и т. д.. Называются эти циклы «Хорошо темперированный клавир», 1 и 2 тома. А сейчас прозвучит прелюдия и фуга B-dur из 1 тома. Настроение произведения жизнерадостное, праздничное. В прелюдии вы услышите гаммообразные пассажи. Исполнит это произведение ученица 7 класса Турманова Каламкас. Самой популярной прелюдией ХТК является прелюдия C-dur из 1 тома. Музыка ее полна ангельского света, чистоты, надежды. Написана прелюдия фигурками арпеджио. Когда французский композитор Шарль Гуно услышал ее, то был настолько очарован этой пьесой, что сочинил к ней мелодию. А так как музыка Баха близка к духовной, то словами стала молитва- обращение к Деве Марии. Таким образом, прелюдия C-dur стала аккомпанементом к мелодии Гуно. Прозвучит «Аве Мария» в исполнении преподавателей Ливенцовой С. М. и Жусуповой А.Т.. Если в классической музыке прелюдия стала самостоятельным жанром, то в эпоху романтизма она получила новые качества. Главным становится человек, его чувства, душевные переживания. И в прелюдиях польского композитора-романтика Фридерика Шопена мы находим эти новые черты. Хочу прочитать вам слова польского профессора Ю. Хоминьского: «Заслугой Шопена останется факт, что он довел форму самостоятельной прелюдии до высшей степени совершенства». Т. е. Шопен сумел в сжатой форме миниатюры выразить глубокое по смыслу содержание. В его цикле 24 прелюдии. Чередование тональностей идет по квинтовому кругу, причем за каждой мажорной тональностью идет параллельная минорная. Например, C-dur, a-moll, G-dur, e-moll и т. д.. Музыка цикла - это отклик композитора на борьбу польского народа за свою свободу и независимость. Сегодня мы послушаем 2 прелюдии из этого цикла. Образ 4 прелюдии e-moll – это трагически-скорбный монолог на фоне равномерного движения аккордов восьмыми. Эта пьеса передает душевное переживание композитора, его отзыв на народное восстание 1830-31 годов, закончившееся поражением. Прелюдия №22 g-moll близка по духу к 4. В ней переданы тревога, смятение, гнев, взрыв ярости. Исполнит прелюдии Шопена op. 28 №4 и №22 ученица 7 класса Игнатьева Елена. Сейчас мы поговорим о творчестве русских композиторов. Александр Скрябин – композитор конца 19 – начала 20 века был поздним романтиком. Для его творчества характерна одухотворённость, романтическая приподнятость, тонкая передача выразительности деталей. Музыка Скрябина – это своеобразный мир ощущений композитора. На протяжении всей своей жизни композитор обращался к жанру прелюдии. Всего им создано более восьмидесяти прелюдий. Сегодня мы услышим прелюдию, относящуюся к его раннему творчеству. Для этого периода характерна близость к музыке Шопена, любимого Скрябиным с детских лет. Прелюдия написана причудливыми по рисунку фигурациями, которые придают пьесе прозрачность, воздушность или как говорил сам композитор «полётность». Вот послушайте, что говорит о его игре современник композитора: «Рояль звучал ласково, безударно, звуки как-то «порхали», взлетали какими-то гирляндами… Когда музыка пролетела над клавишами, показалось, словно странная, невиданной расцветки бабочка взвилась над залом и, прочертив в воздухе несколько причудливых узоров, исчезла где-то в пространстве…». Исполнит прелюдию Скрябина № 2 соч. 2 H-dur ученица 6 класса Лем Инна. Рахманинов – один из крупнейших русских композиторов конца 19- начала 20 века. В своём творчестве он с большой силой выразил пафос ожидания близящихся перемен, страстный порыв к лучшему будущему. Мотив борьбы за освобождение человеческой личности звучит в его творчестве. Как у Шопена и Скрябина прелюдия Рахманинова охватывают круг всех тональностей, употребительных в музыке. У композитора вначале не было цели создать единый цикл, и поэтому строгой закономерности в последовательности тональностей нет. По характеру они разнообразны: это и картины природы и драматические, мужественные образы. В творчестве Рахманинова наметились новые пути развития жанра прелюдии. Это – «концертность», то есть широкое, открытое обращение композитора к слушателям. Фактура пьес носит виртуозный характер (она сложна для исполнения). Это качество отличает прелюдии Рахманинова от прелюдий других композиторов. Есть ещё одна особенность музыки Рахманинова – это использование традиций русского колокольного звона. В его пьесах слышны и тихое позвякивание колокольчиков, и разливы бубенцов, и мощные удары колокола. В 1892 году композитор впервые исполняет прелюдию cis-moll, ставшую сразу знаменитой. У пьесы была исключительная популярность. Рахманинов исполнял её на концертах до последних дней жизни. Тревожный характер пьесы как бы предвещает «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Прелюдия полна сдержанного пафоса, покоряет широтой замысла, пианистическим размахом. Написана она крупной техникой: аккордами, октавами, скачками. Колокольные звучания в ней суровые, мужественные, тревожные, скорбные. Исполнит прелюдию № 2 соч. 3 cis-moll ученица 6 класса Жлаб Юля. Другая его прелюдия a-moll создает образ дороги - сквозь бег проступают песенные мотивы, звенят бубенцы, цокают копыта лошадей. Исполнит прелюдию №8 соч.32 a-moll преподаватель школы Шин Ж. С.. А сейчас мы познакомимся с прелюдиями нашего современника казахстанского композитора Газизы Жубановой. Эти пьесы невелики по объему и контрастны между собой. Первая b-moll, вначале мягкая и печальная, достигает яркой драматической кульминации в середине. Несколько голосов как бы ведут рассказ о печальном прошлом. Вторая h-moll построена на контрастах: мягкие, ласковые интонации пассажей 1 части сочетаются с резким отрывистым звучанием 2 части. Исполнит 2 прелюдии Жубановой b-moll и h-moll ученица 6 класса Кулагина Ксения. Завершаем мы знакомство с прелюдиями творчеством американского композитора Джорджа Гершвина. Особенность его стиля – использование традиций джаза. Основой джаза стала музыка негров, вывезенных из Африки и сохранивших в Америке свои обрядовые пляски, духовные гимны. Это – спиричуэлы, блюзы и т п.. Главным в джазовой музыке является ритм, его регулярная пульсация (так называемый бит). Также характерны и важны акценты в мелодии, синкопы, рождающие волнообразное движение (так называемый свинг) и повторность коротких мотивов (так называемых рифов), носящая характер переклички. Все эти черты вы услышите в прелюдии Гершвина №1 B-dur. Исполнит эту прелюдию ученица 7 класса Белякова Елена. Мы сегодня попытались проследить путь развития прелюдии. Возникнув в 15 веке простым вступлением, она в 18 веке стала самостоятельным жанром. В творчестве Баха был создан цикл: прелюдия и фуга. Свой расцвет прелюдия получила в творчестве композиторов-романтиков: Шопена, Шумана, Скрябина и т.д..В творчестве каждого композитора она приобретала новые черты и качества. Композиторы 20 века обращались к жанру прелюдии не менее часто. Циклы из 24 прелюдий создали такие композиторы как Шостакович, Щедрин, Дебюсси, Кабалевский и т.д.. Хочется пожелать вам, ребята, соприкоснуться с этим жанром, самим поиграть прелюдии. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ: 1. И. С. Бах. ХТК 1. Прелюдия и фуга B-dur (уч. 7 кл. Турманова К. преп. Гапонюк. Э. В.) 2. И. С. Бах - Ш.Гуно. «Аве Мария». ( преп. Ливенцова С.М., Жусупова А. Т.) 3. Ф. Шопен Прелюдии №4 e-moll ,№22 g-moll op.28 (уч. 7 кл.Игнатьева Е. преп. Бугинене Т.В.) 4. А. Скрябин Прелюдия №2 op.2 H-dur (уч.6 кл.Лем И. преп. Болотина Н. И.) 5. С. Рахманинов Прелюдия №2 op.3 cis-moll (уч. 6 кл. Жлаб Ю. преп. Болотина Н.И.) 6. С. Рахманинов. Прелюдия №8 op.32 a-moll (преп. Шин. Ж. С.) 7. Г Жубанова. 2 прелюдии: b-moll, h-moll (уч. 6 кл. Кулагина К. преп. Резникова И. М.) 8. Д. Гершвин. Прелюдия № 1 B-dur (уч. 7кл. Белякова Е. преп. Бугинене Т.В.) СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. И. Бэлза «Шопен» 2. Г. Коган «На концерте Скрябина» 3. О.Соколова «С. В. Рахманинов» 4. Музыкальная энциклопедия 1-5 т.т.
|