Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Разработка классного часа на тему: Зоопарк
Разработка классного часа на тему:

А.П. Исаковой

ВЫПОЛНИЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО:
Гапонюк Э.В.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ:

1. «Слон трубит» ( уч. 2 кл. Войтик Илья преп. Гапонюк Э. В.)
2. «Две мартышки» ( уч. 4 кл. Туменбаева Жасмин преп. Ливенцова С. М.)
3. «Белые лебеди» ( уч. 4 кл. Шереметова Аня преп. Бугинене Т. В.)
4. «Ленивый бегемот» ( уч. 2 кл. Меербеков Женя преп. Болотина Н. И.)
5. «Белка в колесе» ( уч. 5 кл. Сатина Настя преп. Бугинене Т. В.)
6. «Медвежата резвятся» ( уч. 6 кл. Тулепкалиева Майда пр. Болотина Н. И.)
7. «Черная пантера» ( уч. 5 кл. Месяц Марина преп. Гапонюк Э. В.)
8. «Наш друг – пони» ( уч. 6 кл. Войтик Сергей преп. Гапонюк Э.В.)
9. «Полосатые зебры» ( уч. 6 кл. Войтик Сергей преп. Гапонюк Э. В.)
10. «Царь зверей» ( уч. 6 кл. Бордунова Вероника преп. Гапонюк Э. В)

Цель классного часа: оживление учебного процесса, пропаганда
современной музыки Казахстана, стимулирование
интереса учащихся к музыке.

Задачи: Обучающая- восприятие музыкальных образов с помощью
средств музыкального письма.

Развивающая- способность творчески мыслить, формировать
навыки ассоциативности образа и средств его выражения.

Воспитательная – привитие музыкально-эстетического вкуса учащимся,
ознакомление с музыкальным стилем композитора
Казахстана.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами познакомимся с циклом пьес «Зоопарк», написанным для фортепиано казахстанским композитором Аидой Исаковой.
Хочется сказать несколько слов о личности и творчестве композитора. Получив высшее музыкальное образование в Московской консерватории по двум специальностям: фортепиано и композиции, Аида Петровна вернулась в Алмаату и стала совмещать композиторскую деятельность с преподаванием в консерватории и школе-интернате им. Байсеитовой для одаренных детей.
Аида Исакова – яркий представитель современного направления композиторской школы Казахстана. Ее творчество разнообразно по жанрам. Это: симфонии, балеты, камерная музыка. Композитор плодотворно работает в области фортепианной музыки. Ею написаны концерты для фортепиано, сонаты, вариации на темы казахских народных песен , 24 прелюдии. Особое место в творчестве Исаковой занимают программные циклы, написанные для детей: «Школьные годы», «Оркестровые голоса», «Партита», « 10 пьес».
Фортепианный цикл «Зоопарк» состоит из 10 пьес. Это музыкальные портреты животных, в изображении которых композитор пользуется различными средствами музыкального письма. Пьесы написаны в разных жанрах. Мы услышим традиционный для европейской музыки вальс, польку, марш, галоп, этюд. Жанровая определенность помогает создать убедительные музыкальные образы персонажей цикла. Всем пьесам свойственна ритмическая активность. Композитор использует простые размеры: 2/4, 3/4, и применяет синкопирование, триольность, пунктирный ритм. Гармония пьес имеет современную окраску: музыка насыщена хроматизмами, альтерацией, диссонансами, политональными сочетаниями. Для большей контрастности образов композитор смело использует богатство регистров фортепиано от субконтроктавы до 4 октавы. Открывается и завершается цикл маршем. Эта своеобразно выстроенная «арка» помогает собрать пьесы в один комплекс, придает цельность циклу.

1. Первая пьеса изображает самое крупное животное зоопарка.
- Он бывает индийский, африканский. Кто это?
(-Слон.)
Написана пьеса в форме марша. Равномерное звучание четвертных нот на «форте» передает его спокойную, тяжелую поступь. Композитор использует отдаленные регистры: контроктаву, 3 октаву. Это придает образу объем, выпуклость. Но пьеса изображает не только портрет слона, но и передает его действие. А вот какое, попробуйте услышать. Это умеет делать только слон. (Исполнение пьесы.)
-Кто скажет, что делает слон?
(-Трубит.)
-Верно. Пьеса так и называется «Слон трубит».
В музыке это передано длинным форшлагом, заканчивающимся резким звучанием большой секунды.

2.Эти животные всегда живут группами, любят общаться друг с другом, подражать в движениях друг другу. Они подвижные, ловкие, чем-то похожи на людей.
-Догадались кто это?
(-Мартышки.)
-Правильно.
Композитор в пьесе «2 мартышки» создает карикатуру: одна мартышка передразнивает другую. В музыке это передано повторением мелодии правой руки в левой, но звучит повторение в обратном направлении движения, например: в правой - скачок вверх, в левой – вниз. Называется такое исполнение - зеркальный канон. Послушайте, как с помощью синкоп, акцентов композитор изображает прыжки и ужимки мартышек. (Исполнение пьесы.)

3. -Кто еще живет в зоопарке, кроме животных?
(-Птицы.)
-Верно.
Этим птицам посвящены песни, они – герои многих сказок. Эта пьеса контрастна по характеру предыдущей. Эпиграфом к ней можно взять слова А. С. Пушкина: «А сама-то величава, выступает будто пава,
А как речь-то говорит, будто реченька журчит».
Послушайте эту пьесу и попробуйте догадаться, чей портрет изображен в музыке. (Исполнение пьесы.)
-Скажите, кого вы представили себе?
(-Лебедей.)
-Верно. Пьеса так и называется «Белые лебеди».
-Какое движение можно представить себе, слушая пьесу?
(-Лебеди плывут.)
-Хорошо. А как звучит музыка, передавая это движение птиц?
(-Плавно, спокойно.)
-Правильно. Именно жанр вальса, с его размером 3/4, неторопливый темп, ровность движения мелодии создают образ лебедей. Мы как бы любуемся их красотой, слушая пьесу.

4. А теперь мы с вами будем сочинять пьесу про ленивого бегемота. Давайте выберем нужный темп.
-Какой?
(-Медленный.)
-Хорошо. А какой регистр мы используем?
(-Нижний.)
-Верно. Давайте подумаем, какие длительности нарисуют его неторопливое движение?
(-Целые, половинные.)
-Молодцы. Создавая мелодию, мы должны выразить характерную особенность бегемота. Что у него огромное?
(-Пасть.)
-Правильно. И по каким интервалам у нас будет двигаться мелодия: маленьким или большим?
(- По большим, септимам, октавам.)
-А как мы передадим его лень, нежелание куда-то двигаться? Поведем мелодию вверх, вниз, или будем повторять мотивы?
(-Повторять.)
-Хорошо. Мы с вами выбрали нужные средства для создания образа ленивого бегемота. Теперь давайте послушаем, как с помощью наших средств композитор «рисует» портрет этого животного.
(Исполнение пьесы.)

5. Про этого зверька А. С. Пушкин сочинил:
«Она песенки поет, да орешки все грызет,
А орешки непростые, в них скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд. Слуги …… стерегут».
-О ком идет речь?
(-О белке.)
-Верно.
В пьесе «Белки в колесе» сопоставлены образ белки и вращающегося колеса. Быстрый темп, пунктирный ритм, скачки в мелодии создают образ подвижной белки. Непрерывное движение 16 нот, постоянное кружение мотива вокруг одного и того же звука создают впечатление непрерывного кружения колеса. По фактуре пьеса напоминает этюд на мелкую технику. Многие из вас играют такие этюды. (Исполнение пьесы.)
6. Гуляя по зоопарку, мы видим не только взрослых животных, но и их детенышей.
-Что любят делать маленькие дети?
(-Играть.)
И маленькие медвежата тоже любят резвиться. Жанр польки в следующей пьесе передает картину веселой игры медвежат. Часто встречающиеся синкопы передают неуклюжесть, угловатость движений маленьких зверят. Джазовые гармонии создают веселое и шутливое настроение в пьесе. (Исполнение пьесы.)

7. Что-то зоопарк у нас получается добродушный. В природе есть не только веселые и милые звери, но и хищники. Этого персонажа в сказке Р. Киплинга «Маугли» зовут «Багира».
-О ком идет речь?
(-О черной пантере.)
-Точно. Это следующая пьеса цикла. Подвижный темп, настороженная поступь басов, внезапная резкая смена движения триолей остановками на половинных нотах создают образ коварной и грациозной хищницы. В средней части музыка меняется. Появляются скачки, изображающие прыжки пантеры. А звучание форшлагов, плавное и вкрадчивое, напоминает мурлыканье большой кошки. (Исполнение пьесы.)
8,9. В следующих 2 пьесах ритм играет главную роль в создании музыкальных образов. Упругость, острота ритма передают движения животных.
В 1 пьесе мы слышим легкий цокот копыт в аккомпанементе, размер 6/8 придает легкость, плавность движению, создает картину бега по кругу. Мелодия звучит как веселая беззаботная песенка. У животного жизнерадостный, добрый нрав. Его любят дети. Даже в названии пьесы есть слова «наш друг».
Во 2 пьесе идет тяжеловесная скачка, написанная в форме галопа, в размере 2/4. Акценты рисуют образ диких, своенравных животных. От исполнения арпеджио по белым и черным клавишам начинает рябить в глазах, как и от взгляда на этих существ. Послушайте эти пьесы и скажите, о ком идет речь. ( Исполнение пьес: «Наш друг - пони», «Полосатые зебры».)
-Кто изображен в пьесах?
(-Пони, зебры.)
-Вы догадались совершенно точно.
9. Заканчивается цикл торжественным маршем – пьесой «Царь зверей».
-Про кого так говорят?
(-Про льва.)
-Да, про него.
Фанфарное звучание аккордов, пунктирный ритм передают его тяжелую поступь. Разбег триолей в середине пьесы можно сравнить с грозным, устрашающим рычанием льва. Используются все регистры фортепиано (диапазон достигает 6 октав). Насыщенная динамика двух «форте», густая педаль, частая смена гармоний, диссонантное резкое звучание аккордов придают образу мощь, величественность и даже некоторую театральность. (Исполнение пьесы).
Вы прослушали весь цикл пьес. Музыка нарисовала не только образы животных, но и передала их характер, своеобразие движений каждого. Теперь вы видите, как с помощью различных средств музыкального письма можно «нарисовать» в музыке самые разные музыкальные портреты. Старайтесь в своем исполнении полно и точно использовать данные автором средства музыкальной выразительности, и тогда слушатель поймет, о чем вы хотели ему рассказать. Желаем вам успехов!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
2. Р. Киплинг «Маугли»
3. Музыкальная энциклопедия.

Категория: Уроки музыки | Добавил: gaponyukelvira (2010-12-02) | Автор: Гапонюк Эльвира Владимировна E
Просмотров: 3030 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 2:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru