Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Сценарий открытого занятия вокального кружка Учитель Кальчинская В.А. Тема « Песни нашей Родины» Цель: приобщение учащихся к песенной культуре казахского народа; слушание и исполнение песен о Казахстане на казахском и русском языках. Задачи: - способствовать развитию вокально-певческих навыков; - формировать сценическую культуру; - формировать понятие о культурном наследии Казахстана; - познакомить с казахской исторической песней Елім-ай; - повторить песни « Родина моя Казахстан», «День Победы», «Астана – Байтерек» - воспитывать патриотические чувства посредством песен о Родине; Оборудование: - фортепиано; - видеоролик «Елім-ай» My WebPage - слайдовая презентация – сопровождение урока; - минусовые фонограммы песен; План занятия. 1. Входят в зал. Введение в тему урока. 2. Дыхательная гимнастика. 3. Стация «Веселые скороговорщики». Артикуляционная гимнастика. 4. Станция «Распевочная». Распевки. 5. Станция «Степные напевы». Беседа о песенном творчестве казахского народа. Разучивание каз.нар. исторической песни «Елім-ай» 6. Станция «Концертная». Беседа о творчестве Людмилы Мельниковой – карагандинского композитора. Исполнение песен. 7. Подведение итогов. Форма проведения Путешествие. Ход занятия. 1.Введение - Добрый день, ребята! К нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем друг друга и наших дорогих гостей аплодисментами. (аплодируют, садятся) слайд 1 Сегодня на нашем занятии будут звучать песни нашей Родины. Мы поговорим о песенном искусстве Казахстана, познакомимся с казахской народой песней, рассказывающей о далеких исторических событиях и исполним песни, написанные современными авторами. Приглашаю вас в увлекательное путешествие. Как вы думаете, на каком транспорте можно отправиться в путешествие? (Велосипед, воздушный шар, машина, лошадь). Ну тогда я предлагаю вам отправиться в путь на воздушном шаре! слайд 2 2.Дыхательная гимнастика. Упражнение «Надуй шар» - чтобы нам взлететь, нам нужно надуть большой шар. Вдохнули (следить, чтобы вдох выполнялся в «живот, в нижние рёбра», при этом чтобы плечи не поднимались, а корпус стоял свободно, с опорой на 2 ноги). - воздух из шара выходит, поэтому необходимо иногда поддувать шар (вдох - порционно выдыхаем на 3, на 5) - но вот пора спускаться и шар наш начинает потихоньку сдуваться ( сдуваем шар на звук «с» медленно – постепенно усиливая и активный выдох) - приземлился и лопнул ( вдох – на «п» сомкнутыми активными губами выдох). А вот и наша первая станция «Веселые скороговорщики». слайд 3 - чтобы нам хватило сил на дальнейшее путешествие, необходимо сделать зарядку для щёчек, губ, язычка, разогреть их ,чтобы в дальнейшем они были для нас хорошими помощниками. 3.Артикуляционная гимнастика. - колем щечку языком; - чистим зубы ( вращаем языком с закрытым ртом) -хомячок-рыбка ( надуваем и втягиваем щеки) -мы нахмурились ( губки трубочкой вперёд) - А зря.. ну-ка дружно улыбнёмся Разогрелись? Ведь сейчас нам предстоит это проверить. -И я объявляю конкурс на лучшее произношение скороговорок. Как вы думаете, для чего нужно умение чётко произносить слова? ( для того, чтобы было понятно о чём поёшь, чтобы зрители нас слышали) Из-под топота копыт пыль по полю летит. -Молодцы! И еще одно упражнение - «Грустная – веселая лошадка» И на этих красивых лошадках мы отправляемся дальше. слайд 4 - Вот мы приехали на следующую станцию «Распевочная полянка» слайд 5 4. Распевки. - на разные слоги « бро», «вро», «дро» и т.д. ми-ре-до– по тональностям вверх - по звукам трезвучия сверху вниз на слог « ма» ми-до# - ля - на слог «ха» по полутонам, соль-фа –ми-ре-до - Упражнение «штробас» ( с широко раскрытым ртом произносим звук «а» со скрипом) - упражнение «Едем на машине» ( пропевание звуков губами, ми-ре-до). Как вы, наверное, догадались, дальше мы отправимся на машине. - Вот мы и доехали до нашей следующей станции, которая называется «Степные напевы». слайд 6 Здесь мы поговорим о маленькой частичке огромного культурного наследия казахского народа – казахских народных песнях. Об этом сначала послушаем Дильназ. Сообщение уч-ся 4 класса. Для казахского народа владение музыкальным искусством — это все равно, что умение оседлать коня — а сделать это может каждый кочевник. Издавна иноземные путешественники удивлялись тому, что большинство «хранителей степи», независимо от того, был ли это ребенок, взрослый человек или старец, мог наиграть мелодию на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню. Говорят, что в самом начале всего мироздания Бог вложил в каждого представителя казахского народа малую частицу песни с самого момента его появления на свет. Знаменитый ученый Потанин в своей статье пишет: «… именно в те отдаленные времена, когда люди еще не умели петь, песня летала над землей и пела: где она пролетала низко, люди хорошо расслышали ее. Над казахской степью пролетала ниже, чем над какой другой страной и поэтому казахи — лучшие певцы в мире». Не зря народ говорил «Где льется песня, жизнь кажется легкой». Наш президент поставил перед народом Казахстана такую задачу: возрождение культурного наследия, сохранение и бережное его использование. - Как вы это понимаете? - Что мы можем сделать для того, чтобы сохранить и бережно использовать народную культуру? ( можем узнавать, разучивать, исполнять народные песни) Народные песни занимают особое место в музыкальной культуре казахов. Они разнообразны по жанрам: календарные песни, песни-заговоры, обрядовые, трудовые, поучительные, лирические, песни крестьян и рабочих, песни-завещания, исторические песни и другие. - Сейчас мы познакомимся с одной из песен, рассказывающей о тяжелых временах в истории казахского народа. В те далекие времена на казахские земли постоянно нападали джунгары. Они истребляли народ, сжигали и грабили аулы. Люди, чтобы сохранить себя, бросали свои жилища и спасались бегством. Не все выдерживали такой долгий путь. Много народу погибло в те тяжелые времена. Послушайте перевод этой песни на русский язык . Ученица читает стихотворение. С гор Каратау кочевье спускается Одинокий ребенок с кочевьем скитается О, мой народ, мой народ Горе лишившимся рода и племени. Прозрачные слезы с глаз черных срываются. О,мой народ, мой народ Сынок - без отца, дочь лишается матушки Я проливаю горькие слезы. Слез не унять О,мой народ, мой народ Разучивание каз нар песни Елімай 1. Показ видеоролика. Слушание песни. 2. Работа над текстом 1 куплета и мелодической линией. слайд 7 Елімай Казахская народная песня 1. Қаратаудын басынан көш келеді – ай Көшкен сайын бір тайлақ бос келеді – ай, Елім-ай, елім-ай. 2. Исполнение 1 куплета и припева под аккомпанемент фо-но Великий ученый, академик Ахмет Жубанов говорил: «Казахские народные песни близки к сердцу, притягивают. Они были созданы не в целях погони за славой, а писались от природы». 6. «Концертная» слайд 8 Наше поколение не забывает, что сегодняшняя музыка берет начало с тех источников. - Вот мы и добрались до последней станции «Концертная» Ведущий 1 Современные авторы также создают прекрасные песни о нашей Родине. Одним из таких авторов является наша землячка, Людмила Евгеньевна Мельникова, которая пишет замечательные песни о красоте природы, о счастливом детстве, о семье, песни, посвященные знаменательным датам, песни о городах Казахстана. Ведущий 2 Чтобы как можно больше детей и людей знали эти песни, автор ежегодно устраивает областной и республиканский вокальные конкурсы. Наша вокальная группа три года подряд принимает участие в этих конкурсах, за что мы награждены специальной наградой «За постоянство». слайд 9 Ведущий 1 Сейчас в исполнении старого, если можно так сказать, состава группы прозвучит песня «Астана-Байтерек», за исполнение которой мы получили 1 место. слайд 10 Исполнение группой 4 класса песни « Астана-Байтерек» Ведущий 2 А уже в этом учебном году, 9 ноября, прошел VI Областной конкурс, в котором принял участие наш солист – Айтжан Дамир. слайд 11 Автор, Людмила Мельникова, высоко оценила исполнение Дамира, он завоевал ГРАН-ПРИ. Одну из песен, исполняемых на конкурсе, мы сейчас послушаем. Исполнение солистом песни « День Победы» Ученик: слайд 12 Казахстан – моя Родина! Земли отцов, Это степи, долины, простор поднебесья, Это – плод созиданья великих творцов, Здесь звучат поколений свободные песни. Исполнение хором песни « Родина моя Казахстан» - Итак, наше путешествие завершилось. Мы остаемся на станции «Концертная», так как продолжим заниматься дальше, знакомиться с разными песнями и дарить их нашим слушателям. В завершение мне хотелось бы попросить вас поделиться своим впечатлениями. Благодарю вас, ребята, за творчество, старание. Спасибо, уважаемые родители, коллеги за внимание. | |
Просмотров: 578 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|