Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Методическая разработка «Изучение полифонии в ДМШ, ДШИ на примере трехголосной инвенции И.С. Баха». Знакомство с полифонией ученик начинает с первых лет занятий музыкой. Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. На титульном листе инвенций И. С. Бах написал: «Добросовестное руководство, в котором любителям клавира, особенно жаждущим учиться, показан ясный способ, как чисто играть не только с двумя голосами, но при дальнейшем совершенствовании правильно и хорошо исполнять три обязательных голоса, обучаясь одновременно не только хорошему изобретению, но и правильной разработке; главное же добиться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции». Серьёзность и юмор, печаль и восторг – богатый мир чувств и настроений появляется в инвенциях в сжатой, мастерской форме. Записи об исполнительском стиле XVIII столетия говорят: одним из условий красивого исполнения является гибкое владение темпом, продление отдельных звуков, пауз, уместно примененное замедление и ускорение. Форнель, первый биограф И. С. Баха, пишет: «Бах вносил столько разнообразия в свою игру, что исполняемые им произведения под его пальцами звучали с непосредственностью человеческой речи». Темпы быстрые в те времена на родине И. С. Баха вообще не употреблялись, они распространились значительно позже под влиянием итальянской оперы – буффа. В 1752 году Кванц писал: «То, что считалось раньше быстрой вещью, исполнялось в два раза медленнее, чем теперь». Динамика. Здесь следует избегать крайностей. Предполагается, что инвенция d-moll №4 была написана И. С. Бахом для клавикорда, звук которого был слабее, интимнее, чем звук чембало, он был более напевным, гибким, более пригодным для тонкой нюансировки. Для клавикордных пьес уместна более мягкая динамическая раскраска на больших промежутках. Правильное исполнение трехголосия ставит перед пианистом проблемы. Во-первых, одной рукой должны быть пластично исполнены два голоса – т. .е две мелодии, развивающихся по большей части в различных ритмах, с различной динамикой и артикуляцией и в различных интервальных соотношениях. Во-вторых, распределение среднего голоса между двумя руками, причем таким образом, чтобы не было заметно ни малейшей неровности в этот момент, когда одна рука перенимает у другой. Это зависит в первую очередь от способности внутреннего слухового представления и от работы, которую следует совершать при сосредоточенном внимании и активном самоконтроле. Предлагаются упражнения, которые помогут оказать хорошую помощь для усвоения дифференцированного голосоведения, выполняемого одной рукой. Эти упражнения необходимо транспонировать различные тональности. рис.1 Терций и секты исполнять каждой рукой tenuto, одним и теми же парами пальцев. Аппликатура для сект 2 3 4 5 5 Сыграйте верхний голос Cantabile (мягкое f) нижний р (сопровождая) и наоборот. Кроме того, верхний голос tenuto, нижний staccato и наоборот. Все это не ударяя и не позволяя кисти пассивно падать, а с нажимом, воздействуя тяжестью руки, легкой гибкой кистью. рис.2 Сексты должны исполняться одной рукой, абсолютно строгой legato в обоих голосах одновременно неисполнимо. Для эстетического впечатления legato совершенно достаточно, если играть певучим legato только голос, исполняемый 3, 4, 5 пальцами, а другой голос, исполняемый главным образом многократно повторяющимся первым пальцем – спокойным «quasi legato» с помощью кисти. 1 этап. Во втором такте инвенции d-moll тема a-moll в среднем голосе распределена между двумя руками. Чтобы сыграть эту тему правильно в слуховом отношении надо: в начале несколько раз их сыграть одной правой рукой, затем левой cantabile. И только после того, как слух освоится в этим звучанием, можно перейти к игре этого места так, как это происходит в самой пьесе – распределяя тему между двумя руками и применяя ту окончательную аппликатуру, которая указана в тексте. рис.3 Выученный нижний голос объединяем с темой среднего голоса. | |
Просмотров: 3487 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|