Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Изучение полифонии в ДМШ, ДШИ на примере трехголосной инвенции И.С. Баха
Методическая разработка «Изучение полифонии в ДМШ, ДШИ на примере трехголосной инвенции И.С. Баха».
Знакомство с полифонией ученик начинает с первых лет занятий музыкой. Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству.
На титульном листе инвенций И. С. Бах написал: «Добросовестное руководство, в котором любителям клавира, особенно жаждущим учиться, показан ясный способ, как чисто играть не только с двумя голосами, но при дальнейшем совершенствовании правильно и хорошо исполнять три обязательных голоса, обучаясь одновременно не только хорошему изобретению, но и правильной разработке; главное же добиться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции».
Серьёзность и юмор, печаль и восторг – богатый мир чувств и настроений появляется в инвенциях в сжатой, мастерской форме.
Записи об исполнительском стиле XVIII столетия говорят: одним из условий красивого исполнения является гибкое владение темпом, продление отдельных звуков, пауз, уместно примененное замедление и ускорение.
Форнель, первый биограф И. С. Баха, пишет: «Бах вносил столько разнообразия в свою игру, что исполняемые им произведения под его пальцами звучали с непосредственностью человеческой речи».
Темпы быстрые в те времена на родине И. С. Баха вообще не употреблялись, они распространились значительно позже под влиянием итальянской оперы – буффа. В 1752 году Кванц писал: «То, что считалось раньше быстрой вещью, исполнялось в два раза медленнее, чем теперь».
Динамика. Здесь следует избегать крайностей. Предполагается, что инвенция d-moll №4 была написана И. С. Бахом для клавикорда, звук которого был слабее, интимнее, чем звук чембало, он был более напевным, гибким, более пригодным для тонкой нюансировки. Для клавикордных пьес уместна более мягкая динамическая раскраска на больших промежутках.
Правильное исполнение трехголосия ставит перед пианистом проблемы. Во-первых, одной рукой должны быть пластично исполнены два голоса – т. .е две мелодии, развивающихся по большей части в различных ритмах, с различной динамикой и артикуляцией и в различных интервальных соотношениях.
Во-вторых, распределение среднего голоса между двумя руками, причем таким образом, чтобы не было заметно ни малейшей неровности в этот момент, когда одна рука перенимает у другой. Это зависит в первую очередь от способности внутреннего слухового представления и от работы, которую следует совершать при сосредоточенном внимании и активном самоконтроле.
Предлагаются упражнения, которые помогут оказать хорошую помощь для усвоения дифференцированного голосоведения, выполняемого одной рукой. Эти упражнения необходимо транспонировать различные тональности.

рис.1

Терций и секты исполнять каждой рукой tenuto, одним и теми же парами пальцев.
Аппликатура для терций 2 3 4 5 3 4 5 4 5 5
1 1 1 1 2 2 2 3 4 3

Аппликатура для сект 2 3 4 5 5
1 1 1 1 2

Сыграйте верхний голос Cantabile (мягкое f) нижний р (сопровождая) и наоборот. Кроме того, верхний голос tenuto, нижний staccato и наоборот. Все это не ударяя и не позволяя кисти пассивно падать, а с нажимом, воздействуя тяжестью руки, легкой гибкой кистью.

рис.2

Сексты должны исполняться одной рукой, абсолютно строгой legato в обоих голосах одновременно неисполнимо. Для эстетического впечатления legato совершенно достаточно, если играть певучим legato только голос, исполняемый 3, 4, 5 пальцами, а другой голос, исполняемый главным образом многократно повторяющимся первым пальцем – спокойным «quasi legato» с помощью кисти.
В инвенции d-moll в тактах 3-4 и 6-13 есть прекрасных примеры двухголосия, исполняемого на большом протяжении одной правой рукой.
Верхний голос берется весом руки, нижний голос играется легкими, четкими пальцами, кисть и рука остаются гибкими.
Эти упражнения можно считать подготовительными в работе над трехсолосными инвенциями И. С. Баха.
Далее можно более конкретно показать работу, вдумчивую работу над трехголосием.

1 этап. Во втором такте инвенции d-moll тема a-moll в среднем голосе распределена между двумя руками. Чтобы сыграть эту тему правильно в слуховом отношении надо: в начале несколько раз их сыграть одной правой рукой, затем левой cantabile. И только после того, как слух освоится в этим звучанием, можно перейти к игре этого места так, как это происходит в самой пьесе – распределяя тему между двумя руками и применяя ту окончательную аппликатуру, которая указана в тексте.
Смена рук должна быть отработана так безукоризненно, что нельзя быть заметить, когда мелодия переходит из одной руки в другую, т. .е возникает иллюзия исполнения одной рукой.
Между ми1 и до2 должна существовать методическая слитность. Благодаря этой слитности отдельные звуки фортепьяно объединяются в одну линию, образуя живую, певучую мелодию. Представить себе как был бы пропет и сыгран на смычковом инструменте. В 1-м такте секста ля1 - фа2 и септима ля1 - соль2 должны быть сыграны не отскакивающим ударом поднятых 1 и 5 пальцев, а большей степени при сосредоточенном движении руки, скорее воздействуя весом нежели пальцевой техникой.
2 этап. К нижнему голосу второго такта можно подключить упражнения:

рис.3

Выученный нижний голос объединяем с темой среднего голоса.
3 этап. Затем следует вдумчиво поиграть несколько раз отдельно верхний голос и потом соединить его с темой. Можно несколько раз исполнить два крайних голоса без темы.
4 этап.
Все три голоса соединить.
Тема инвенции d-moll И. С. Баха находится в довольно близком родстве с темой прелюдии d-moll.
Гении И. С. Баха заключается в поразительной способности создания богатого разнообразия тем и мотивов, целиком вырастающих из очень простого мотивного зерна и развивающихся из него дальше.
Тему сопровождает движущийся в нижнем голосе на манер противосложения мотив восьмыми нотами.
Такты 1, 8 – 10, 13 – 14. темы и мотив на протяжении пьесы претерпевают значительные изменения.
Так от середины 10 такта до середины 13 такта в нижнем голосе проходят две секвенции. В первой: мотив с большими интервальными ходами проходит в нижнем голосе. Верхний голос непосредственно перенимает мотив в сопровождении хроматики среднего голоса, проводит его на этот раз уже с уменьшенными по сравнению с первоначальным видом – интервальными ходами.
Наиболее интересное изменение теме наблюдается в 14 – 15 тактах. Средний голос модулирует в g-moll, вместо того, чтобы перейти в тональность доминанты, как это полагалось бы при правильном ответе. Так же построено проведение темы в верхнем голосе в середине 16 такта.
Форма инвенции d-moll – двухчастная и построена по типу фуги. После второго проведения темы в экспозиции перед 3-м проведением появляется короткая интермедия. Все интермедии такого типа в экспозициях лирического плана должны исполнятся Р, для того, чтобы можно было пластично отделить последующее третье вступление от остальных голосов, продолжающих более тихое, как бы фоновое развитие предшествующей интермедии.
П часть пьесы начинается в середине 13 такта темой в a-moll и через g-moll и F-dur возвращается в d-moll.
Инвенции Баха принадлежат к числу популярнейших произведений педагогической литературы, их не минует в своей работе ни один маленький пианист. Тем более важным и интересным представляется работа над ними.

Категория: Уроки музыки | Добавил: ИринаРыкова (2011-02-16) | Автор: Кравец Елена Викторовна E
Просмотров: 3481 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru