Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Рыцарский турнир
Тема: Рыцарский Турнир.
I Четверть 4 класс

Цели и задачи:
1. Сформировать представление о рыцарстве, рыцарских традициях. Напомнить учащимся о музыкальной форме рондо. Закрепить и обобщить знания учащихся в процессе проведения рубежного контроля.
2. Развивать творческие способности, умение работать в коллективе.
3. Воспитывать чувство коллективизма, уважение к творчеству товарищей, сдержанность, силу воли.

Оборудование: музыкальный центр, компакт-диски, портрет Л.Бетховена, фотографии рыцарей, богатырей, батыров; словарь Менуэт, Полонез, Вальс, Мазурка, Гавот, «Элизе», Рондо, Рефрен, Эпизод, Синквейн; таблицы «Музыкальные шахматы», «Форма рондо»; названия туров турнира; элементы национальных костюмов (казахского, украинского, русского); названия музыкальных фрагментов викторины: «Лезгинка», «Весёлый тиролец», «Камаринская», «Савка и Гришка», «Танец с саблями»; цветные квадраты, маркеры, краски.
Ход урока:
Дети входят в класс под песню «Робин Гуд» (из м/ф «Отважный Робин Гуд»)
Музыкальное приветствие. Дети садятся.
У: О ком рассказала нам музыка, под которую вы вошли в класс? (О Робин Гуде).
Кто такой Робин Гуд? (рыцарь)
О Робин Гуде сложено не мало рассказов и легенд, и с одной из них вы
познакомились в классе, на уроке литературы.
О каких чертах характера рыцаря вы узнали из этой легенды, какими чертами
характера должен обладать рыцарь вообще? (смелость, отвага, великодушие,
образованность, ум, благородство, уважение к даме).
Найдите аналогичные слова к слову «рыцарь» в русском и казахских языках?
(богатырь, батыр). Назовите их (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша
Попович,
Кобланды-Батыр, Ер-Таргын, Алпамыс).
У: В далёком прошлом жизнь многих народов была связана с рыцарством Слово
«рыцарь» пришло к нам из немецкого языка (Ritter – всадник).
Рыцарь – отважный и благородный воин из знатного рода. Он защищал слабых
и совершал подвиги. Рыцарь участвовал в турнирах и должен был обладать
семью добродетелями, т.е. умениями. Рыцари объединялись в особые
организации – рыцарские ордена, каждый из которых имел свой герб и
название. У рыцарей каждого ордена существовал свой Кодекс Чести и правила
поведения.
Сегодня мы вместе проведём рыцарский турнир, но необычность его
заключается в том, что все его туры будут связаны с музыкой. Вы поборитесь за
звание Рыцарей Музыки. В течение первой четверти мы изучили интересный
музыкальный материал и сегодня готовы продемонстрировать свои знания пред
столь уважаемыми зрителями.
Ребята представляют по очереди свои Ордена (3), название, девиз, герб.
У: «О, достопочтимые рыцари! Явитесь на зов труб! Турнир ждёт! Пусть вашими
доспехами станут вежливость и любезность, внимание и знания. Они приведут
вас к победе. Будьте трижды достойны великого рыцарского звания! Да победит
сильнейший!»
Произносится клятва рыцарей: Клянёмся рыцарями быть
И рыцарство в борьбе добыть!
(Звучат фанфары возвещающие о начале турнира)

I тур Музыкальные скачки. Байга.
Одним из умений рыцаря считалось достойно держаться в седле, быть ловким и смелым наездником. Поэтому наш первый тур называется «Скачки», у казахского народа «Байга». Это скорость, стремительность, азарт. На сколько присущи вам эти качества мы сейчас узнаем. Каждому ордену будет задано по 3 вопроса, которые начинаются со слова «Сколько?». При не правильном ответе, ход переходит к другой команде. За каждый правильный ответ даётся цветной квадратик (очко). Темп ответов быстрый, на обдумывание времени не даётся.
Вопросы:
1. Сколько нот в музыке? (7)
2. Сколько человек поют в дуэте? (2)
3. Сколько частей в песне? (2 – куплет и припев)

1. Сколько линеек на нотном стане? (5)
2. Сколько струн у кобыза? (2)
3. Сколько китов в музыке? (3 – песня, танец, марш)

1. Сколько струн у домбры? (2)
2. Сколько человек дирижирует оркестром или хором? (1 – дирижёр)
3. Сколько видов мужских голосов вы знаете? (3 – тенор, бас, баритон)

В конце тура подводятся итоги.
У: Молодцы, ребята! Вы достойно выдержали это испытание и мы переходим к
следующему туру.

II тур Плавание по музыкальному океану
У: Добродетелью Кодекса Чести рыцаря считалось умение хорошо плавать, ведь он
мог во время сражения или битвы оказаться на водном пространстве, поэтому
наш следующий тур называется «Плавание по музыкальному океану». Условия
этого тура таковы: по первым музыкальным звукам вам предстоит угадать
музыкальное произведение, уточнить – композиторское оно, или народное и
определить его национальную принадлежность.

Для этого тура используются следующие музыкальные произведения:

1. «Лезгинка» (грузинская, народная)
2. «Весёлый тиролец» (немецкая, народная песня)
3. «Камаринская» (русская, народная)
4. «Савка и Гришка» (белорусская народная песня)
5. «Танец с саблями» (армянская А.Хачатурян из балета «Гаянэ»)

При угадывании командами каждой мелодию прослушивается музыкальный фрагмент, либо исполняется песня.
У: Что объединяет эти музыкальные фрагменты, такие разные по характеру, национальной принадлежности? (любовь к музыке, родному народу, стремление к красоте).

III тур Интеллектуальная игра «Музыкальные шахматы»
У: Настоящий рыцарь должен был уметь не только хорошо держаться в седле, плавать, но и блистать своим умом, сообразительностью, уметь играть в интеллектуальные игры – шахматы, шашки. Поэтому наш следующий тур называется «Музыкальные шахматы». Перед вами шахматная доска, но на ней нет чёрных и белых квадратов. Вместо них в квадратах в беспорядке размещены средства музыкальной выразительности. Вам предстоит определить главное слово, и раскрасить связанные друг с другом квадраты музыкальной доски одним цветом (для работы можно использовать краски или маркеры).

Связанно Отрывисто Умеренно Не очень
громко
Акцент Быстро Тихо Медленно
Регистр Громко Высокий Низкий
Динамика Звуко – извлечение Темп Средний

Пока дети работают, звучит «Романтическое попурри» в современной обработке, как музыкальный фон.
У: Что такое средства музыкальной выразительности? (это музыкальные краски).
Что невозможно сделать без них? (невозможно написать музыку).

И вновь команды за правильное выполнение задания получают цветные квадраты.

IV тур Посвящение Великой музыке
У: Каждый наш тур посвящён из рыцарских умений или добродетелей. Вот и название следующего тура скажет нам о том, что рыцарь должен был уметь сочинять стихи в честь дамы сердца. А дама сердца в этом туре станет любимая всеми нами музыка. Когда мы произносим это слово у каждого в душе что-то происходит. Одни вспоминают мамины колыбельные песни, другие – предмета в расписании, а у третьих, возможно часто бьётся сердце от воспоминания о любимом музыкальном фрагменте. Поэтам всех Орденов было дано домашнее задание – сочинить синквейн в честь Великой музыки. Синквейн – пятистишье, которое путешествовало по многим странам: Японии, Англии, Франции, России, Казахстану. Я приглашаю поэтов к доске прочитать свои стихи – посвящения.

Дети читают свои стихи, подводятся итоги.
У: Я думаю, поэты всех Орденов проявили свои лучшие литературные способности они очень тонко и выразительно подметили все качества и свойства великой музыки. Их стихи звучали уверенно достойно и благородно. Состязание поэтов отмечается цветными квадратами.

V тур Портрет дамы сердца
У: Уважительно относясь к даме, рыцари посвящали ей не только стихи, но и песни – рыцарские серенады, в которых пели о красоте своих возлюбленных, лучших их качествах, силе своей любви.
Немецкие композиторы продолжили рыцарские традиции. Они посвящали музыкальные произведения своим возлюбленным. В пьесе «Элизе» композитор Л.Бетховен создаёт музыкальный портрет немецкой девушки. А вот постоянная она или изменчивая, мы узнаем, послушав это произведение.
Учащиеся слушают произведение «Элизе» Л.Бетховена и определяют сколько раз поменялось настроение в музыке (5 раз).
У: Можем ли мы назвать эту девушку изменчивой? (Да)
Есть ли в музыке одинаковое настроение, сколько раз оно повторяется? (Да, 3
раза)
Если бы вы были композиторами, то какую музыкальную форму выбрали для
выражения характера этой девушки? (Форму Рондо).
Как называется повторяющаяся часть в форме рондо? (рефрен), Различные?
(эпизоды).
Можно ли увидеть характер человека? (Да, нет)
В нашем рыцарском турнире происходят настоящие чудеса. И сейчас мы увидим характер возлюбленной Л.Бетховена. Нам нарисуют его художники Орденов в виде символов и расскажут, почему именно эти символы они нарисовали.

На фоне звучания «Элизе» художники рисуют в заготовленных формах символы, соответствующие характеру частей – рефрена, эпизода 1 и 2 формы рондо

Рефрен Эпизод 1 Эпизод 2

Рефрен – характер нежный, мягкий, спокойный.
Эпизод 1 – шаловливый, резвый, весёлый, озорной.
Эпизод 2 – сердитый, тревожный, строгий.
Подводятся итоги, художники Орденов получают цветные квадраты.

VI тур Рыцарский бал
У: Уверенно держась в седле, плавая, блистая своим интеллектом, доброжелательностью вы подошли к последней ступени ведущей вас к званию Рыцари Музыки. Я приглашаю вас к участию в последнем туре нашего турнира это танцевальный тур рыцарский бал. Не только смелость, отвага, благородство, но и изящество, грациозность часто становились рыцарским оружием. Рыцари блистали своими танцевальными умениями и исполняли на балах различные танцы. Какие бальные танцы того времени вы знаете? (менуэт, полонез, вальс, гавот, мазурка).
Наш бал сегодня будет необычным. Каждый Орден представит танец одного из народов Казахстана. Давайте посмотрим, узнаем эти танцы оценим их вашими аплодисментами.
Исполняются танцы: казахский, украинский (гопак), русский «Барыня».
Танцевальные пары получают цветные квадраты за выступление.
У: Сегодня вы проявили свои лучшие качества: смелость и отвагу, большие познания музыки и прежде чем перейти к заключительной части турнира и подведению итогов, я хочу спросить вас: «Нужны ли рыцари сейчас?» (высказывания детей). Почему? (ответы). Зачитываются выдержки из сочинений детей о Робин Гуде.

У: Наш рыцарский турнир подходит к концу, и для заключительной части нашего турнира прошу всех пройти к доске (учащиеся выходят к доске и становятся в 2 ряда)
У: Поднимите вверх цветные квадраты, полученные за участие в турнире, посмотрите на элементы национальных костюмов наших танцоров – как много ярких красок! Также много красок и в богатой культуре Республики Казахстан. В независимом Казахстане живут представители более 130 национальностей. Как малые реки питают глубокое море, так и национальные традиции, искусство каждого народа создаёт культуру всей нашей Республики. В вашем классе учатся представители разных национальностей казахи, русские, украинцы, татары, белорусы. Все вы – потомки своих фамилий, родов. Каждый из вас должен знать культуру своего народа, обычаи, традиции. И только мирное сосуществование разных народов сделает наше государство сильным, могущественным, неуязвимым. А что помогает нам жить в мире? (дружба народов). Давайте же закончим наш урок весёлой песенкой «Дружба» (дети поют).

Подводятся итоги конкурса, каждый орден получает диплом и знаки рыцарских отличий. Под песню «Робин Гуд» дети уходят из класса.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Елена64 (2012-01-31) | Автор: Ламерт Елена Евгеньевна E
Просмотров: 2219 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2025-07-30, 7:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru