Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Тема урока "Магия кобыза"
ТЕМА: «МАГИЯ КОБЬIЗА».
УРОК МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ
ИЗ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ АРТЕМОВОЙ С.С.

ЦЕЛЬ:
воспитание духовно и эстетически развитой личности, посредством воздействия музыки на внутренний мир ребенка, приобщение к культуре и искусству казахского народа через лучшие образцы народного творчества.

ЗАДАЧИ:
• познакомить детей с носителями кобызовой музыки: посредник, шаман, жырау
• расширение знаний о значении кобыза в жизни казахского народа, о его влиянии на внутренний мир человека, его магическои силе
• закрепление знаний о строении кобыза и его основателе Коркыте
• учить детей составлять схему песни, анализируя мелодическую линию и повторение фраз
• разучивание песни «Песня счастья»
• научиться ощущать воздействие музыки на человека и ее великои силе

ОБОРУДОВАНИЕ:
телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты, портрет Коркыта, плакаты, таблицы.

ХОД УРОКА

Дети входят в класс под музыку в исполнении кобыза. Приветствие на казахском языке.

- Сегодня, чтобы узнать тему нашего урока, нам придется ее открыть. Кто бы хотел открыть? Желающих много. Ну, что, тогда нам придется посчитаться.

Исполнение попевки на казахском языке.
Выбирают детей, у кого лучше nолучилось исполнение и открывают тему на доске «Магия кобыза».

- Что за инструмент кобыз? Из чего он изготовлен?
(Древний, смычковый, низ обтянут кожей, имеет колокольчики, металлические подвески, зеркальце, 2 струны).

- Кто его создатель? (Коркыт). .

- Оказывается, Коркыту никак не удавалось извлечь из инструмента чистые звуки, и тогда ему посоветовали пойти в лес и послушать, о чем говорят духи леса - шайтаны. Об этом мы узнаем, посмотрев фрагмент фильма (Сказка о прекрасной Айсулу». Главный герой этой сказки, Жаксыгельды, сделал также, как и Коркыт.

Просмотр фрагмента фильма

- Из чего нужно было сделать кобыз, чтобы он обладал волшебной силой?
(Из дерева лохжеде, сваленного на рассвете диким кабаном, обтянуть кожей крикливого верблюда, струны сделать из хвоста звонко ржущего жеребца и смазать их соком сасыкурая).

- Что необычного произошло, когда звучал кобыз?
(Побежала вода, появилась жизнь, природа ожила и потянулась к музыке).

- В древности сложилось представление о разделении всего мира на две части. Одна - мир человека, другая - мир неведомых сил природы. Связь между миром природы и человеком осуществляли посредники. (Слово на доске). Они поклонялись духам-хозяевам природы. В своих заклинаниях они обращались ко всем духам и добрым и злым с просьбой помочь человеку.

О дух земли, О почвы дух,
О дух окрестных мест,
О дух листвы.
О дух растений всех,
О нити дух,
О прялки дух,
О дух равнин.
О дух долины, ¬
Я к нам зову вас всех!
И вы - о дух дверей,
Дух ложа,
Дух начала дня,
Дух ясности луны,
И дух заката солнца, ¬
Вас зову я тоже.

- Была вера в то, что духи-хозяева природы любят слушать музыку, и главной задачей посредников было развлечение духов игрой на кобызе, с целью задобрить их.

- Но кобыз был не только участником ритуалов, но и участником состязаний, хотя это было крайне редко.

- Давайте посмотрим, что же могло произойти в таком случае.
Просмотр фрагмента фильма

- С кем состязался Жаксыгельды? (Дауылбай-жырау).

- Кто такой жырау?(Слово на доске).

- Жырау считались вещими поэтами, провидящими будущие. Они давали наставления и советы хана, батырам и полководца, воспевали подвиги в исторических песнях и героическом эпосе.

- Какие музыкальные инструменты участвовали в состязании?
(Домбра, кобыз).

- О чем рассказывала музыка домбры?
(О любви, о весне, о рождении жизни).

- Что мы услышали в музыке кобыза?(Есть на земле жизнь и смерть, счастье и радость, горе и печаль. Но все подвластно музыке и человеку. Чтобы не случилось, все можно исправить и наступят счастливые радостные дни).

- А когда счастлив человек ему хочется .., (Петь).

Работа над песней «Песня счастье» на казахском языке.

- Да, много воды утекло с тех пор, а память о Коркыте жива, жива его музыка и легенд, а звучание музыки кобыза до сих пор обладает уникальной способностью проникать в душу человека, лечить его раны и предвещать будущее. Кобыз звучит и по сей день, только в новых, современных ритмах.

- Давайте послушаем и попробуем ощутить всю магическую силу этого инструмента. Для этого нам нужно будет зажечь свечи и обратиться к нашим духам природы за помощью.

Зажигаются свечи. Дети nоднимают руки ладонями вверх и вместе с учителем nроuзносят заклинание.

О дух природы
Дух степи
О дух столетья
И мира дух Зову я вас
На помощь к нам
Дай знанье
Добро и мир
Благополучие и свет
Счастливых дней
Любовь и радость
Согласия для родины моей

Просмотр видеоматериала «Музыка кобыза в современной обработке».

- Давайте поблагодарим духов за помощь. Им очень понравилась музыка, а вам?

- А теперь духи-степи хотят вас испытать, и приготовили для вас задание.

Детям раздаются тесты, и они выполняют задание. Происходит взаuмная проверка, и самими детьми выставляются оценки за урок.

- На этом, наш урок окончен. Я думаю, что магическая сила кобыза и духи наших предков всегда будут рядом и будут помогать вам в трудные минуты.

Благодарю за урок.
Категория: Уроки музыки | Добавил: svetlana_200707 (2012-02-04) | Автор: Светлана Сергеевна Артемова E
Просмотров: 3756 | Комментарии: 5 | Теги: кобыз, Необыкновенный, Урок музыки | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2025-07-29, 3:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru