Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Внеклассное мероприятие на тему «Мир птиц в мире музыки». 2 «А» класс СШ №14 им Дм. Карбышева Учитель музыки Кульченко Е. М. Цель мероприятия: 1. Воспитывать в детях чувство прекрасного – любовь к природе, музыке. 2. Познакомить с голосами птиц и произведениями композиторов разных эпох. 3. Привлекать учащихся к самостоятельному творчеству, формировать творческие способности с помощью искусства. Задачи: Воспитательная: Воспитывать любовь к музыке разных народов. Научить ребят внимательно вслушиваться в музыкальные произведения. Чувствовать их красоту, давать им музыкальную характеристику. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам. Развивающая: Научить детей правильно понимать и излагать музыкальную характеристику. Развивать логическое мышление, творческие способности. Содействовать развитию внимания, памяти. Обучающая: Научить детей внимательно слушать. Правильно исполнять песни в характере. Уметь работать в коллективе, стремиться к взаимодействию. Межпредметные связи: Литературное чтение, познание мира, музыка. Оборудование: -Интерактивное оборудование, - Фортепиано, -Жетоны за участие, -Призы, -Выставка детских рисунков. Ход мероприятия. Ребята входят под музыку «В мире животных». -Добрый день, дорогие ребята! Я рада нашей встрече, надеюсь, что сегодня мы получим огромное удовольствие от общения с музыкой и узнаем много нового. -Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, отгадав мою загадку: Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла… Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это… (птица). На доске появляется тема мероприятия «Мир птиц в мире музыки» -Значит, мы будем говорить сегодня о птицах. И о музыке, которую композиторы писали, изображая птиц, их пение. Птицы наши друзья и младшие братья, они верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Птицы источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. -Сегодня мы узнаем о птицах много нового и поделимся уже имеющимися у нас знаниями. А чтобы нам было ещё интересней, мы будем соревноваться, и стремиться победить. 1 ряд - команда «Воробьишки», 2 ряд – команда «Журавлики», 3 ряд – команда «Соловушки». У команды должен быть капитан. Представьте нам своих капитанов. Начнём с конкурса для капитанов. На время нужно расшифровать название птицы, зашифрованное в ребусе: ПБДАКМКВЛОМДИОБН РЗТЯСТЮБДЛЮСИДРК КЛТУВБРЫВИБЦЫТАЛ За правильно выполненное задание капитаны получают жетоны в виде птичьих пёрышек. -Сейчас на нашем школьном небосклоне появятся звёзды, звёзды непростые. В них зашифровано стихотворение. Вы должны соединить все строчки воедино, для этого нужно определить последовательность стихотворения. Для чего это нужно? Для того, чтобы знали путь, по которому будем двигаться от звезды к звезде. 1 звезда: На нашей планете живут Чудесные создания. 2 звезда: Они летают и поют И землю свято берегут. 3 звезда: Скажите, дети, Можно жить без птиц на свете? 4 звезда: Что случится, если птицы На Земле вдруг пропадут? 5 звезда: Букашки, жучки, червячки На деревья нападут. 6 звезда: И съедят кору, листочки, Обглодают ветки, почки. 7 звезда: Вот, что будет если птицы, Все исчезнут, пропадут! Вот по этой звёздной дорожке мы сейчас с вами и отправимся. За первой звездой спрятана тема «Умники и умницы» в ней загадки, вопросы о птицах, с которыми ребята должны справиться. 1 команде: Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперёд по пашне вскачь, А зовётся птица… (грач) 2 команде: На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат – На носу повисла капля. Узнаёте? Это… (цапля) 3 команда: Распустила хвост жар-птица, Он горит и золотиться. Из заморских к нам долин Этот хвост принёс…( павлин) 1 команда: Какие птицы не высиживают яиц? (кукушки) 2 команда: У какой птицы самый крепкий клюв? (дятел) 3 команда: Какая птица стала символом мира на Земле? (голубь) Приметы: 1 команда: Голуби воркуют, воробьи чирикают ( к тёплой погоде) 2 команда: Воробьи купаются в песке (к дождю) 3 команда: Вороны садятся на верхушки деревьев ( к морозам) За правильные ответы команды получают жетоны в виде птичьих перышек. За второй звездой тема «Музыка вновь слышна…». Здесь мы будем слушать музыку разных композиторов, которые вдохновились красотой птиц и их голосов, и создали замечательные музыкальные произведения. Ученик: Маленький соловушка, О чём же ты поёшь? Песенкою нежною Спать мне не даёшь. Трели соловьиные Люблю слушать я. Маленький соловушка, Спой же для меня. Много казахских композиторов писали музыки и песен об этом замечательном певце. Одна из них– Дина Нурпеисова. Сейчас мы услышим её кюй «Бұл бұл». Музыка без слов называется инструментальной. Д. Нурпеисова «Бұл бұл» ( беседа о музыке, каким вы увидели соловья в этой музыке?) На свете огромное множество стихотворений о птицах, вот ещё одно. Попробуйте догадаться – о ком оно? Учитель: Так беззаботно, на лету Он щедро сыплет трели, Взвиваясь круто в высоту С земли — своей постели. Среди колосьев он живет. Его домишко тесен, Но нужен весь небесный свод Ему для звонких песен. Конечно, это жаворонок. К его пению остался неравнодушен русский композитор М. И. Глинка. Он любил русские просторы, родную землю, пение птиц и написал романс «Жаворонок». Послушайте и определите, в чём разница между соловьём и жаворонком? М. И. Глинка «Жаворонок». (беседа о прослушанном произведении, впечатления детей) Музыка, исполняемая со словами, называется вокальной. Ученик: Длиннохвостая она, Со спины черным-черна. Брюхо белое, да плечи, Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит – вмиг Подымает стрёкот-крик. Музыку о птицах сочиняли не только казахские и русские композиторы, но и композиторы других народов. Итальянский композитор Россини не оставил без внимания такую необычную птицу как сорока. Чем же она необычна? (своим оперением). И почему её называют воровкой? Д. Россини «Сорока – воровка». (беседа о музыке) -А вот эти два замечательных гуся приглашают нас на музыкальную разминку. (Под фонограмму песни «Два весёлых гуся» все выполняют танцевальные движения») За третьей звездой тема «Птичий рынок» (Учитель наигрывает мелодии коротких попевок, ребята должны узнать попевку и все вместе её спеть). Жетон получает та команда, чей игрок первым поднимет руку. Курица. Кудахчут куры во дворах – Кудах тах тах, кудах тах тах. Кукушка. Влесной глуши, звенит в тиши: Ку-ку, ку-ку, ку-ку. Дятел. Тук, тук, тук, тук, тук, Мы в лесу слыхали стук. Соловей. Не летай, соловей, у окошечка, Ты не пой, соловей, громки песенки. Гуси. Гуси – гусенята в лесочке – га, га, га! Красные надели чулочки – га, га, га! Сорока. Сорока – сорока, где была? -Далёко! Скок, скок, поскок. Скок, скок, поскок, молодой дроздок, По водичку пошёл, молодичку нашёл. Журавель. Долгоногий журавель На мельницу ездил. Команда самых активных участников получает жетон. За четвёртой звездой тема «Я познаю мир» Учащиеся делятся знаниями о птицах. От каждой команды выступает 1 ученик, получая жетон. Ученик из 1 команды: Кукушка – птица уникальная. Поёт она громко, её голос слышали в лесу многие «ку-ку». Но мало кто знает, что поёт кукушка закрытым ртом, вздувается только её горло и от этого получается такой странный звук «ку-ку», что на весь лес слышно. Считается, что у кукушки можно спросить: «Кукушка, скажи, сколько я лет проживу?» Потом сосчитать её кукование. Сколько накуковала, столько и жить будешь. Только часто кукушки обманывают: на утренней заре она хоть сто лет накуковать может, а к вечеру устаёт. Причём куковать может только самец кукушки. А кукушка-самка умеет лишь жалобно смеяться «кли-кли-кли». А ещё кукушка никогда не высиживает яиц, а кладёт их в гнёзда к другим птицам. Ученик из 2 команды : Лебедь — Птица благородная, гордая, мудрая. Она символ красоты, любви. Бывают лебеди белыми, чёрными. Гнёзда у лебедей в густых камышах озёр. Некоторые народы считают, что человек произошёл от лебедя. Лебедь- самец, когда теряет любимую, взлетает высоко в небо и складывает крылья, разбиваясь насмерть, потому что не может без неё жить. Охота на лебедя запрещена. Ученик из 3 команды: Старинная легенда гласит: жила на свете волшебная Птица-Музыка. И вот как-то однажды пролетала она над Землёй, то высоко поднимаясь в небо, то опускаясь ближе к земле. Там, где Птица- Музыка опускалась низко, люди начинали сочинять и петь песни, создавать музыкальные инструменты и играть на них. От музыки они становились добрее, приветливее, радостнее. Над землёй Казахстана волшебная Птица-Музыка пролетела особенно низко, вот почему в Казахстане много талантливых музыкантов, композиторов и певцов. Учитель – Мы с вами говорим о птицах и даже не знаем, что многие из них могут нас удивить, поверьте мне. Знаете ли вы, что не только поэтам, генералам и героям ставят памятники, но и самым обычным для нас птицам. Когда-то, очень давно, еще до нашей эры, воинственные племена галлов напали на Рим. Они окружили Капитолий – крепость на самом высоком холме. Галльские захватчики ночью решили взобраться на крутые склоны холма и перебить жителей Рима, которые спрятались в Капитолии… Защитники, крайне изнуренные, спали. Даже сторожевые собаки уснули. И быть жителям Рима уничтоженными, если б не … ГУСИ! Не успел враг появиться на стенах крепости, как вдруг гуси загоготали, да так громко, что защитники через мгновение были на ногах. Они отважно бросились на коварных галлов и разбили их войско! Вот и говорят с тех пор: “Гуси спасли Рим”. За это благодарные римляне объявили гусей священными птицами и возвели им большой памятник. Вот видите: такие обыкновенные птицы, как гуси? Тоже способны совершать героические поступки, за что им и памятник. - Имя птицы может зависеть и от ее характера. Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос: будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай – будто кошке на хвост наступили. И так интересно посмотреть на этого “музыканта”… Однако разглядеть нелегко: этот “музыкант” всегда прячется в густой листве. Даже с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже во всю шумит листва, и улетает всегда раньше, пока листья не опали. Но когда познакомишься с певцом, то поймешь, почему ему нужна густая листва. Уж очень у него яркое и заметное оперение: желто-золотистые грудь, головка и спинка, а крылья и хвост – бархатно-черные. Это ИВОЛГА. ( Показ иллюстрации.) Слово “Иволга” в переводе на русский язык означает “неясный характер”. Из-за своего “неясного характера” она может издавать и красивые, и неприятные звуки. Недаром иволгу зовут “лесной флейтой” и “лесной кошкой”. За пятой звездой тема «Я вам спою». -Давайте отправимся в лесную школу к Филину и узнаем, почему же сегодня к нему на урок никто не явился. Песня «Лесная школа». Ученик: Прилетают голуби на моё окно. Я им сыплю ядрицу и пшено. Прилетают разные: чаще сизари, В розовых нагрудниках, Словно цвет зари. -Ребята, голубь считается символом мира и наша песня о нём. Исполняется песня «Белая птица». За шестой звездой тема «Когда поют птицы болезни уходят». Общение с птицами убедило учёных в том, что птичьи голоса обладают целебным воздействием на человека. Пение птиц не может оставить человека равнодушным. Оно успокаивает, веселит, настраивает на романтический лад, исцеляет душу, приводит в равновесие все процессы, происходящие в его теле. Поющая птица созидает гармонию души, психики и тела, то есть помогает человеку излечиться. Птичье пение благотворно влияет на здоровье людей, их психику. Например, соловьиное пение создаёт настроение, призывает к работе. Хорошо лечит нервные расстройства и снижает головную боль. Пение жаворонков создаёт в душе радость и покой. Учащённое сердцебиение могут снять песни - канареек, певчих дроздов, зябликов. Звучные бодрые мелодии, выводимые щеглом или чижом, помогают при раздражительности, усталости. Давайте будем лечиться и послушаем пенье птиц. (Презентация «Голоса птиц»). За седьмой звездой тема «Угадай мелодию» . Каждой команде нужно угадать название музыкального произведения, которое звучит для их команды. 1 команда: К. Сен-Санс «Лебедь». 2 команда: Сен-Санс «Кукушка в глубине леса». 3 команда: М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов». Последний отрывок звучит для всех - чья команда первая поднимет руку и назовёт правильно произведение, та получает дополнительный жетон. Звучит Гусейнли «Цып - цып, мои цыплятки». Ученик: Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд: «Ты гнезда разорять не смей! Не трогай птичьих гнёзд!» -Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам. Хорошо живётся с нами рядом! - У нас гости, и у них к нам большая просьба. Песня «Просьба» в исполнении дуэта из седьмого класса. Ребята, чем мы можем помочь птицам в тяжкое для них зимнее время? (ответы детей, слайды с картинками) Ведётся подсчёт жетонов, определяется победитель. Всем вручаются подарки – Раскраска «Птицы». Вот и пришёл конец нашей прогулке. Я думаю, что всех птиц, с которыми у нас сегодня состоялась встреча, нужно отпустить на волю и пожелать им счастливого пути. Мы будем хлопать в ладоши и представлять, будто стая птиц улетает и на прощанье хлопает нам крыльями. (Аплодисменты) Учащиеся уходят под музыку «В мире животных». Если к данному мероприятию нужна презентация, обращайтесь по адресу lenkul@mail.ru | |
Просмотров: 3606 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|