Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
«Музыкальный диктант на начальном этапе обучения» Музыкальный диктант - это одна из сложных форм на уроках сольфеджио, итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально – слухового развития ученика. Сам процесс записи диктанта требует не только определённых знаний, уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Поэтому не следует торопиться вводить музыкальные диктанты на начальном этапе обучения, а заниматься подготовительными упражнениями. Прежде, чем приступить к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе. Следовательно, в первом классе нужно провести большую подготовительную работу. Подготовкой к письменным диктантам должны служить: 1) небольшие, но постоянные задания по переписке нот(контрольные списывания) 2) работа над нотным почерком (переписанные ноты должны соответствовать своему местоположению) 3) запись выученных ранее мелодий по памяти (например, с предыдущего урока или из домашнего задания) 4) упражнения по слуховому анализу (устные диктанты) 5) раскладывание карточек с названиями нот или ступеней. 1. На первых занятиях дети должны приобрести навыки нотной записи, выработать ловкость пальцев и рук, запомнить названия нот первой октавы. Для этого необходимо вводить упражнения, состоящие из отдельных нот вначале целыми, затем половинными, позже четвертными и восьмыми длительностями. Такие упражнения должны занимать не более пяти – семи минут на каждом уроке. Используя такую форму работы на уроке, добиваться, чтобы дети научились определять названия нот не путём отсчёта от начальной ноты, а на основе запоминания положения каждой ноты на нотоносце. Целесообразно начинать писать ноты между линейками (их писать легче), а после – на линейках. 2. Каждую ноту надо прописывать много раз, при этом проговаривать вслух её название, а позднее – « в уме». С самого начала необходимо приучать детей писать аккуратно и чисто, т.е. выработать у детей красивый нотный почерк. 3. Как можно больше мелодий следует учить наизусть, так как осмысленно и выразительно спеть любую музыкальную фразу учащиеся первого класса могут только в том случае, если знают её наизусть. Выученные мелодии на уроке целесообразно включать в домашние задания и возвращаться к ним на следующих уроках, записывая их по памяти. Начинать петь по нотам нужно с простых мелодий, использующих лишь две ладовые ступени, затем постепенно расширять звукоряд, вводить постепенно остальные ступени лада. Для создания у учащихся отчётливого слухового представления каждой ладовой ступени необходимо подбирать музыкальный материал с характерными для данной ступени интонациями. При разучивании мелодий обязательно следить за чистотой интонирования, добиваться того, чтобы учащиеся научились слышать даже незначительные неточности интонации в собственном пении и своих одноклассников. 4. В работе с первым классом большое внимание уделяется устным диктантам. Начинать следует с узнавания отдельных, не связанных друг с другом устойчивых ступеней. Такие упражнения наиболее распространённые и заключаются они в том, что учащиеся определяют на слух и поют звук, сыгранный преподавателем на инструменте после предварительной настройки. Однако не следует требовать от учащихся названия звуков без пения – это приводит зачастую к « отгадыванию» звуков и не приносит никакой пользы, не способствует развитию слуха. Первые устные диктанты представляют собой мотивы и фразы, состоящие из двух, трёх, четырёх ступеней в равномерном ритмическом движении. Главная задача теперь – диктовать не звук за звуком, а в целом мотивы. Учащиеся должны запомнить диктант с первого или с минимального количества повторений, петь его в «уме» и лишь, затем спеть его или разложить карточками. 5. При работе над музыкальными диктантами можно использовать карточки с названиями звуков или ступеней. Они должны быть разложены в виде звукоряда перед каждым учеником. Услышав короткую фразу, сыгранную учителем, дети повторяют его в «уме» и откладывают соответствующие карточки. При этом лучше активизируется внутренний слух, создаются условия для сосредоточения внимания учеников и отпадают технические трудности написания нот. Кроме того, использование карточек, даёт педагогу возможность легко контролировать одновременно работу всех учеников, поправлять сразу же ошибку любого из них. Теперь, когда дети имеют простейшие навыки в написании нот, быстро запоминают и удерживают в памяти короткие мотивы, можно переходить и к письменным диктантам. Первые письменные диктанты лучше всего записывать без указания метра и ритма, одними целыми длительностями. Следующим этапом является запись мелодии четвертными и половинными длительностями в размере 2/4 на четыре такта. Переходя к диктантам, включающих восьмые длительности, необходимо исключить на первых порах половинные длительности. Объём первых диктантов с восьмыми длительностями не должен превышать двух тактов, при этом количество звуков будет не меньше, а такое же, как и в четырёхтактных диктантах с четвертными и половинными длительностями. Целесообразно использовать в качестве диктантов те же самые фразы в ускоренном движении в два раза. Затем можно давать уже вполне новые двухтактные, позже – четырёхтактные диктанты. При дальнейшем усложнении диктантов необходимо обращать внимание на следующие моменты: 1) одновременно в диктанте должен появляться только один новый элемент: 2) если диктант содержит какой-либо новый элемент, то в остальном он должен быть простым и привычным. Таким образом, диктанты на начальном этапе обучения должны быть чаще всего очень короткими, чтобы дети могли их запомнить за два – три, максимум за четыре проигрывания. Диктанты из восьми тактов следует давать лишь в конце первого класса. Необходимо диктанты выбирать такие, чтобы дети могли их записывать быстро, без особых затруднений, и тогда у них появится уверенность в своих силах, и они будут писать диктанты охотно. | |
Просмотров: 1828 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|