Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
6 класс Тема урока: Аксеологическая основа казахской музыки и поэзии. Цель урока: Познакомить с философией бытия казахского народа, нормами жизни, традициями, как они отразились в искусстве, выявить особенности музыки, исполнять выразительно песню. Музыкальный материал: Даулеткерей кюй «Жигер» Е. Жубанова симфония «Жигер» - слушание «Атамекен-ай» - исполнение песни Курмангазы «Сары арка» Звучит кюй»Сары арка» Стихи о степи. Читают тему урока. Аксеологическая основа - значит нравственная основа. Мы обращаемся к казахской музыке и должны определить ее роль в формировании духовного мира человека, его нравственности и высоких чувств. А глубже все это понять нам поможет литература. Итак, мы начинаем общение с искусством. У казахов слово общение имеет несколько значений: общаться непрерывно, видеться, встречаться, и только 1штесу - общение - охватывает наиболее глубокий смысл общения, это общение на душевно-духовном уровне, где присутствует искренняя взаиморасположенность. -На каком уровне мы будем вести общение на этом уроке? Музыка - душа народа, поняв музыку мы проникаем в тайну, которая помогает нашему взаимопониманию. Мы обратимся к произведению Даулеткерея Шигаева кюю «Жигер». Исследователь Затаевич пишет: «Откуда это только название «Жигер», т.е. энергия? Если это и в самом деле энергия, то не действенная и наступательная, а если можно так выразиться - статическая, т.е. оказывающаяся в самом характере выражения мужественного и величаво скорбного раздумья и характеризующая скрытую мощь страждущей души». Задание перед прослушиванием: -Как звучит музыка? -Какой образ отражен? -Изменяется ли настроение? - Составить свою программу к произведению. Звучит кюй «Жигер» Зачитывают свои мысли, минисочинения. Обобщаю: Это как общение с природой, со Вселенной, которые не подавляют человека, а возвышают его. Здесь все как всегда - травы зеленеют, звезды сияют по-прежнему, неизменны заботы и радости. Так спокойно и ровно льется музыка, как бы отражая жизнь казаха наедине с природой, он органично связан с ней, полон внутренней гармонии. Пусть сошла с небес луна -Ночью вновь взойдет она. Все из озера пусть пьют -Все равно не видно дна. Ест на золоте богач, Если обнищает он -Бедный будет отомщен: Счастье даст ему судьба, Будет жить богато он. Одиночка не силен, Но когда с друзьями он -Может отмстить в бою, Если будет разозлен. Если зеленеет степь, То куланы не умрут, И не кончится трава Там, где их стада пройдут. Хоть кобыла и стара - Может дать она приплод. Сплетнями кормясь, хитрец В тайне это бережет. Пусть бедняк к плетям привык - Может взбунтоваться он. Вышит золотом чапан - Ветхой тряпкой быть ему. Если разделен дворец, То лачугой быть ему. Обеднеет аксакал, Если потеряет скот. Будут презирать тебя, Если скот твой перемрет. Если поломалась ось - Вас арба не повезет. Плох джигит, раз он жены Умной, статной не найдет. Если будет вдруг падеж - Станет нищим целый род. Раз увял верблюжий горб - Не подняться вновь ему. Раз дряхлеет красота - Ей кокетство ни к чему. Хвастать бай не устает: У него без счета скот! Чем гордится дуралей, Если сам он - злой урод? Всех прекрасней, всех стройней Там красавица живет, Зубки - сахар, губки - мед, Косы - тьмы ночной черней. Но зачем все это ей, Если мужа не найдет? Кюй «Жигер» был написан Даулеткереем в третий период творчества, который характеризуется созданием наиболее сложных произведений и основной темой данного периода является философское осмысление действительности - как быстро течет жизнь, зачем человек пришел в этот мир, его место в жизни. Е. Жубанова, казахский композитор, создает на тему «Жигер» симфонию, где одноименный кюй становится основой ее траурной части. Так произведение композитора - кюйши обрело вторую жизнь. Во всех частях можно услышать подлинные цитаты национального фольклора, мастерски использованы кочующие мотивы (импровизацию) со сквозной темой из кюя Даулеткерея. Задание к прослушиванию: -Сохранилась идея кюя или нет? -Настроение в симфонии и кюе? -Можно ли сказать, что человек живет в гармонии с самим собой, с природой или что-то нарушилось? ИТОЕ ( по ответам учащихся) | |
Просмотров: 1704 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|