Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Цель: Дать представления о музыкально-сценическом жанре – балет. Задачи: • Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения. • Развивать музыкальные и творческие способности детей. • Развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его образное содержание. • Формировать понятие о ритме, как одном из средств музыкальной выразительности, навык согласования движения с характером музыки. • Способствовать становлению позитивного отношения к искусству, воспитывать музыкальный и эстетический вкус. Коррекция: внимания, воображения, мышления, памяти, речи. Тип урока: Урок углубления темы Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, портреты композиторов, фрагменты видеофильмов оперы “Садко” Н.А.Римского-Корсакова, балета “Золушка” С.С.Прокофьева; аудиозапись “Вальс” из балета С.С.Прокофьева “Золушка» Ход урока: Музыкальное приветствие. Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкально-театральными жанрами, будем продолжать знакомиться с творчеством русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Постараемся с вами найти различия между театральными жанрами, ответить на вопрос: “Куда нас ведет танец?” Что такое “ритм”? Учитель: На прошлых уроках мы с вами начали знакомство с музыкально-сценическим жанром. Что же это за жанр? Посмотрите фрагмент видеофильма. Показ видеофрагмента оперы “Садко”. Песня Садко “Заиграйте, мои гусельки!”/ Н.А.Римского-Корсакова. Дети: Мы знакомились с оперой. Учитель: С помощью, каких признаков вы определили, что это опера? Дети: В опере все действующие лица поют. Учитель: Ребята, а может быть, кто-то из вас скажет, из какой оперы мы посмотрели фрагмент? Дети: Опера “Садко”. Учитель: Назовите фамилию композитора этой оперы? Дети: Николай Андреевич Римский-Корсаков. Учитель: Какой музыкальный жанр нас привел в оперу? Дети: В оперу нас привела песня. Учитель: Так что же такое опера? Дайте определение.(работа с учебником) Дети: Музыкальный спектакль, в котором главные герои поют. Учитель: Сейчас мы попробуем дать определение одному из основных средств выразительности - ритму. Найдите в нотной записи интонации кукушки (ку-ку), тиканья часов (тик-так), зов трубы (тра-та-та). Дети определяют. Прохлопайте ритмический рисунок этих интонаций. Учитель вызывает несколько ребят. (Коррекция ритма) Учитель: Ребята, как вы поняли, что именно та или иная запись изображает эти интонации? Дети: По длительности нот. Учитель: Какие длительности использованы в этих интонациях? Дети: Восьмые и четвертные. (Длинные и короткие) Учитель: Все ли звуки одинаковы в этих примерах? Дети: Нет. Есть короткие по длительности звуки, а также длинные. Учитель: Ребята, подумайте и скажите, так что же такое – ритм? Дети: Это чередование коротких и длинных звуков. Учитель играет мелодию песни “Хлопай-топай”. Знакома ли вам эта мелодия? Дети: Это мелодия песни “Хлопай-топай”. Учитель: Прохлопайте ритмический рисунок этой песни. Дети все вместе выполняют задание. Учитель: Ребята, а теперь давайте исполним песню с движениями, которые вы подобрали к мелодии припева самостоятельно дома. Какие движения придумал Саша? Аня? Молодцы. Физкультпауза. Исполнение песни муз. Б.Савельева на сл. М.Лазовского “Хлопай-топай” из сборника “Веселые уроки Радионяни” выпуск 1.М., Музыка, 1984.(коррекция движения) «Хлопай-топай” 1. Лучше танца “Хлопай-топай” Ничего на свете нет! Только хлопай! Только топай! Лишь бы выдержал паркет! Припев: Эх. Раз! Еще раз! Целый класс пустился в пляс! Хлопай-топай! Топай-хлопай! Нет ребят счастливей нас! 2.Мы танцуем “Хлопай-топай” Утром, днем и вечером. Лучший танец – “Хлопай-топай” Если делать нечего! Припев. З. завуч, няня и директор Стали с нами танцевать! За такое поведенье – Можно им поставить “пять”! Припев. 4.Кем бы ни был ты - отличник Иль совсем наоборот- Разучи-ка этот танец И танцуй хоть целый год! Учитель: Можем ли мы сказать, что это просто песня? Дети: Нет. Учитель: Что мы делали во время пения? Дети: Танцевали во время припева. Учитель: А может ли песня встречаться в опере? Приведите примеры. Дети: Да. В опере “Садко” гусляр пел и танцевал во время песни “Заиграйте, мои гусельки!” Учитель: Ребята, а можем ли мы по мелодии определить, какой танец звучит? Дети: Да. Учитель: Что же нам помогает это почувствовать? Дети: Ритмический рисунок. Учитель: Сейчас мы с вами послушаем небольшой фрагмент из произведения знакомого нам композитора. Во время слушания ребята используют прием пластического интонирования для более эмоционального восприятия музыки. Учитель: Как вы думаете, какой танец сейчас прозвучал? Дети: Вальс, слышится мягкость, радость в музыке. Учитель: Действительно, мы слушали фрагмент вальса из балета С.С.Прокофьева “Золушка” и вы смогли определить, что это танец. Что делали артисты, которые участвовали в этом фрагменте? Пели или танцевали? Дети: Танцевали. Учитель: Давайте посмотрим эпизод из балета “Золушка”. Ребята, постарайтесь во время просмотра определить, сколько частей вы услышите в произведении? Будет ли изменяться Характер и настроение музыки? Как вы думаете, какой характер будет у следующей темы? (Дети дают предположительные ответы). Просмотр фрагмента “Вальс” из балета “Золушка” С.С.Прокофьева. После просмотра видео фрагмента, беседа с детьми. На доске таблички со словами настроения: тревога, волнение, радость, счастье, восторг, зло, мечта. Но они пока закрыты. /Два фрагмента, два разных характера. Первое - настроение счастья, радости, восторга Золушки на балу, второе - тревога, крушение мечты/. Учитель: Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене бала? / Дети отвечают./ Ответы ребят сравниваем со словами на доске. (Коррекция внимания) Учитель: Ребята, как вы поняли, какие чувства переданы в музыке? Дети: С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов. Учитель: Ребята, попробуйте ответить, так что же такое - балет? Что делали главные действующие лица?/Варианты ответов детей/. Дайте определение. Дети: Балет – музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица танцуют. Учитель: Какой музыкальный жанр нас привел в балет? /Танец/. Учитель разворачивает доску, на ней портреты композиторов П. И. Чайковского и С.С.Прокофьева. Фамилии подписаны неверно. Детям ставится задача исправить ошибки. На столах у детей карточки с названием произведений этих композиторов. Дается задание установить соответствие между композиторами и их произведениями. Задание выполняется в парах и двое ребят выполняют задание у доски. Соедините стрелками фамилию композитора и его произведения. Петр Ильич Чайковский “Камаринская” “Шествие кузнечиков” “Детский альбом” “Сказочка” “Марш деревянных солдатиков” “Детская музыка” Сергей Сергеевич Прокофьев После выполнения задания сравнивают свои ответы с ответами учеников у доски. Учитель: Какое произведение мы теперь запишем в колонку С.С.Прокофьева? Дети: Балет “Золушка”. Итог: Учитель: Так что же такое балет? В чем разница между балетом и оперой? Какие музыкальные жанры нас ведут в оперу и балет? Ответы детей. Мир музыкального искусства очень разнообразен. Тому, кто научился слышать в музыке песню, танец, чувствовать настроение, характер, тому раскроется мир музыкального искусства. | |
Просмотров: 5712 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|