Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Урок музыки во 4 классе. (КРО) «В музыкальном театре. ОПЕРА. БАЛЕТ»
Цель: Дать представления о музыкально-сценическом жанре – балет.
Задачи:
• Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения.
• Развивать музыкальные и творческие способности детей.
• Развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его образное содержание.
• Формировать понятие о ритме, как одном из средств музыкальной выразительности, навык согласования движения с характером музыки.
• Способствовать становлению позитивного отношения к искусству, воспитывать музыкальный и эстетический вкус.
Коррекция: внимания, воображения, мышления, памяти, речи.
Тип урока: Урок углубления темы
Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, портреты композиторов, фрагменты видеофильмов оперы “Садко” Н.А.Римского-Корсакова, балета “Золушка” С.С.Прокофьева; аудиозапись “Вальс” из балета С.С.Прокофьева “Золушка»
Ход урока:
Музыкальное приветствие.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкально-театральными жанрами, будем продолжать знакомиться с творчеством русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Постараемся с вами найти различия между театральными жанрами, ответить на вопрос: “Куда нас ведет танец?” Что такое “ритм”?
Учитель: На прошлых уроках мы с вами начали знакомство с музыкально-сценическим жанром. Что же это за жанр? Посмотрите фрагмент видеофильма.
Показ видеофрагмента оперы “Садко”. Песня Садко “Заиграйте, мои гусельки!”/ Н.А.Римского-Корсакова.
Дети: Мы знакомились с оперой.
Учитель: С помощью, каких признаков вы определили, что это опера?
Дети: В опере все действующие лица поют.
Учитель: Ребята, а может быть, кто-то из вас скажет, из какой оперы мы посмотрели фрагмент?
Дети: Опера “Садко”.
Учитель: Назовите фамилию композитора этой оперы?
Дети: Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Учитель: Какой музыкальный жанр нас привел в оперу?
Дети: В оперу нас привела песня.
Учитель: Так что же такое опера? Дайте определение.(работа с учебником)
Дети: Музыкальный спектакль, в котором главные герои поют.
Учитель: Сейчас мы попробуем дать определение одному из основных средств выразительности - ритму. Найдите в нотной записи интонации кукушки (ку-ку), тиканья часов (тик-так), зов трубы (тра-та-та). Дети определяют. Прохлопайте ритмический рисунок этих интонаций. Учитель вызывает несколько ребят. (Коррекция ритма)
Учитель: Ребята, как вы поняли, что именно та или иная запись изображает эти интонации?
Дети: По длительности нот. Учитель: Какие длительности использованы в этих интонациях? Дети: Восьмые и четвертные. (Длинные и короткие) Учитель: Все ли звуки одинаковы в этих примерах? Дети: Нет. Есть короткие по длительности звуки, а также длинные.
Учитель: Ребята, подумайте и скажите, так что же такое – ритм?
Дети: Это чередование коротких и длинных звуков.
Учитель играет мелодию песни “Хлопай-топай”. Знакома ли вам эта мелодия?
Дети: Это мелодия песни “Хлопай-топай”.
Учитель: Прохлопайте ритмический рисунок этой песни.
Дети все вместе выполняют задание.
Учитель: Ребята, а теперь давайте исполним песню с движениями, которые вы подобрали к мелодии припева самостоятельно дома. Какие движения придумал Саша? Аня? Молодцы.
Физкультпауза. Исполнение песни муз. Б.Савельева на сл. М.Лазовского “Хлопай-топай” из сборника “Веселые уроки Радионяни” выпуск 1.М., Музыка, 1984.(коррекция движения) «Хлопай-топай”

1. Лучше танца “Хлопай-топай”
Ничего на свете нет!
Только хлопай! Только топай!
Лишь бы выдержал паркет!

Припев:
Эх. Раз! Еще раз!
Целый класс пустился в пляс!
Хлопай-топай! Топай-хлопай!
Нет ребят счастливей нас!

2.Мы танцуем “Хлопай-топай”
Утром, днем и вечером.
Лучший танец – “Хлопай-топай”
Если делать нечего!
Припев.

З.
завуч, няня и директор
Стали с нами танцевать!
За такое поведенье –
Можно им поставить “пять”!

Припев.

4.Кем бы ни был ты - отличник
Иль совсем наоборот-
Разучи-ка этот танец
И танцуй хоть целый год!
Учитель: Можем ли мы сказать, что это просто песня?
Дети: Нет.
Учитель: Что мы делали во время пения?
Дети: Танцевали во время припева.
Учитель: А может ли песня встречаться в опере? Приведите примеры.
Дети: Да. В опере “Садко” гусляр пел и танцевал во время песни “Заиграйте, мои гусельки!”
Учитель: Ребята, а можем ли мы по мелодии определить, какой танец звучит?
Дети: Да.
Учитель: Что же нам помогает это почувствовать?
Дети: Ритмический рисунок.
Учитель: Сейчас мы с вами послушаем небольшой фрагмент из произведения знакомого нам композитора.
Во время слушания ребята используют прием пластического интонирования для более эмоционального восприятия музыки.
Учитель: Как вы думаете, какой танец сейчас прозвучал?
Дети: Вальс, слышится мягкость, радость в музыке.
Учитель: Действительно, мы слушали фрагмент вальса из балета С.С.Прокофьева “Золушка” и вы смогли определить, что это танец. Что делали артисты, которые участвовали в этом фрагменте? Пели или танцевали?
Дети: Танцевали.
Учитель: Давайте посмотрим эпизод из балета “Золушка”. Ребята, постарайтесь во время просмотра определить, сколько частей вы услышите в произведении? Будет ли изменяться
Характер и настроение музыки? Как вы думаете, какой характер будет у следующей темы? (Дети дают предположительные ответы).
Просмотр фрагмента “Вальс” из балета “Золушка” С.С.Прокофьева.
После просмотра видео фрагмента, беседа с детьми.
На доске таблички со словами настроения: тревога, волнение, радость, счастье, восторг, зло, мечта. Но они пока закрыты.
/Два фрагмента, два разных характера. Первое - настроение счастья, радости, восторга Золушки на балу, второе - тревога, крушение мечты/.
Учитель: Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене бала? / Дети отвечают./ Ответы ребят сравниваем со словами на доске. (Коррекция внимания)
Учитель: Ребята, как вы поняли, какие чувства переданы в музыке?
Дети: С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов.
Учитель: Ребята, попробуйте ответить, так что же такое - балет? Что делали главные действующие лица?/Варианты ответов детей/. Дайте определение.
Дети: Балет – музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица танцуют.
Учитель: Какой музыкальный жанр нас привел в балет? /Танец/.
Учитель разворачивает доску, на ней портреты композиторов П. И. Чайковского и С.С.Прокофьева. Фамилии подписаны неверно. Детям ставится задача исправить ошибки. На столах у детей карточки с названием произведений этих композиторов. Дается задание установить соответствие между композиторами и их произведениями. Задание выполняется в парах и двое ребят выполняют задание у доски.
Соедините стрелками фамилию композитора и его произведения.
Петр Ильич Чайковский “Камаринская”
“Шествие кузнечиков”
“Детский альбом”
“Сказочка”
“Марш деревянных солдатиков”
“Детская музыка”
Сергей Сергеевич Прокофьев
После выполнения задания сравнивают свои ответы с ответами учеников у доски.
Учитель: Какое произведение мы теперь запишем в колонку С.С.Прокофьева?
Дети: Балет “Золушка”.
Итог:
Учитель: Так что же такое балет? В чем разница между балетом и оперой? Какие музыкальные жанры нас ведут в оперу и балет? Ответы детей. Мир музыкального искусства очень разнообразен. Тому, кто научился слышать в музыке песню, танец, чувствовать настроение, характер, тому раскроется мир музыкального искусства.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Наталья-Дегтярёва (2012-02-11) | Автор: Наталья Дегтярёва E
Просмотров: 5712 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-07-07, 12:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru