Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Радько Наталья Юрьевна Учитель географии СШ №7 им. А.С.Пушкина Кордайский р-н с.Карасу Урок географии для 8 класса Тема: Зона степей Тип урока: комбинированный с сочетанием фронтального, парного и индивидуального вида работы учащихся и компьютерной поддержкой. Цели: • Образовательные: формирование образа степей, изучение особенностей природных компонентов в этой природной зоны и взаимосвязей между ними. • Развивающие: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать изменение природных компонентов под воздействием природных и антропогенных факторов. • Воспитательные: воспитание экологической культуры. Оборудование: карта Каз-на, атласы, гербарий; презентация «Степь», раздаточный материал к географическому тесту. Структура урока: I. Проверка домашнего задания II. Изучение нового материала III. Закрепление. IV. Домашнее задание V. Рефлексия Девиз: Нам надо знать, чтобы уметь, А уметь, чтобы действовать ! ХОД УРОКА I. Орг. момент. Вводное слово учителя. Здравствуйте ребята! Садитесь. Улыбнулись друг другу и начнем наш урок. Сегодня мы будем работать под девизом: (Слайд ) II. Этап проверки домашнего задания 1. Вступительное слово учителя. Он задает классу вопросы о материале предыдущего урока. Затем организует проверку домашнего задания. Красива и разнообразна природа нашей родины. И мы с вами сегодня отправимся в поход по природным зонам Казахстана. Ещё раз убедимся в разнообразии природных комплексов. Я дала вам листок маршрута, в котором вы будете сами оценивать каждый этап похода. Этим займутся капитаны команд. За каждый правильный ответ ставится 1 балл или будут высвечены критерии оценок. Обратите внимание на этапы нашего похода. Этапы урока 1. Опрос домашнего задания. Страна ЕНТ. 2. Изучение новой темы. Экспедиция в природную зону. 3. Закрепление материала. Дорога домой. 4. Итог.Рефлексия Сейчас мы с вами отправляемся в «Страну ЕНТ», где повторим материал предыдущего урока Тема: Лесостепи. Поиграем в игру и ответим на тестовые вопросы. Итак, «Географическая лихорадка». Я называю представителя лесостепной зоны, а вы подтверждаете или отрицаете его наличие в данной природной зоне. 2. Игра “Географическая лихорадка” а) названия растений лесостепей: - ковыль, типчак, пырей, тимофеевка, костер, морковник, подмаренник, клевер, мышиный горошек, береза, осина, дуб, липа, ива, боярышник, шиповник, смородина, костяника, клубника, сосна, рогоз, камыш. б) птицы лесостепей: белые и серые куропатки, грачи, сороки, дятлы, кукушки, соколы-кобчики, тетерева, перепела, жаворонки, коростели, гуси, утки, чайки, лебеди, журавли, кам. луни. в) животные и пресмыкающиеся: суслики, серые полевки, тушканчики, горностаи, зайцы, ласки, лисицы, волки, белки, лоси, сиб. косули, ондатры, ящерицы, ужи, гадюки. 3. Географический тест. После выполнения задания учитель организует самопроверку. Ключи на доске. 1. Сильные: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 з о н а с т е п е й 2. Слабые: 1 2 3 4 5 6 7 м о л о д ц ы Капитаны проставьте баллы. III. Изучение нового материала Мотивация через постановку проблемного вопроса. Ребята, обратите внимание на ключ проверки домашнего задания, (степи)? Вопрос учителя. А сейчас, обратите внимание на изображение природных зон на слайде (Презентация. Слайд ).Какую особенность вы заметили? Ответ. На слайде в изображении природных зон отсутствуют деревья. Поэтому следующую природную зону, которую мы будем изучать называются безлесными. Тема урока « Зона степей» записывается в тетрадь. (Презентация. Слайд ) - Глядя на рисунки ответьте на вопрос: Что же такое степь? Степь - это безлесное пространство, умеренного пояса с господством травянистых растительных сообществ. Под музыку Курмангазы “Сарыарка” - Как вы уже поняли, тема нашего урока – степи Казахстана. Когда мы говорим Казахстан, то невольно перед нами возникает картина – степи. А произносим слово степи – слышим топот коней, скрип телеги кочевника Великой империи тюрков, государства Дешт-и-Кыпчак, звук домбры Курмангазы, видим образы выдающихся наших современников – А. Кунанбаева, К. И. Сатпаева, С. Сейфуллина. До чего же красива степь летом ! Когда при ветре волнуется и колышется словно седое море ковыль. Степи – национальная гордость Казахстана. Они воспеты в сказаниях, стихах и песнях народа. Ребята, я просила вас найти и прочитать на уроке произведения, которые будут подходить к нашему уроку. Чтение стихотворения. А в степях, где душисты цветы Вольно бродят овечьи гурты С белой шерстью пышней облаков Табуны вороных скакунов Под железное пенье подков Скачут степью быстрее ветров На закате, что тих и багров Над стадами молочных коров Пыль клубится. И пахнет кругом Теплым, сладким парным молоком И когда отпылает закат И начнется ночной звездопад Чабаны как детишек хранят Теплых, малых безрогих телят Тонкорунных кудрявых ягнят Тонконогих степных жеребят Неуклюжих смешных верблюжат Черноглазых мохнатых козлят Край народной, заветной мечты, Край обилия и красоты. 2 Этап. Экспедиция в природу Ребята, вспомним план характеристики природной зоны. План характеристики природной зоны ( слайд ) 1. Географическое положение. 2. Типичный внешний облик. 3. Климатические условия. 4. Почвы, их свойства. 5. Типичные растения и животные, их приспособление к условиям существования. 6. Агроклиматические ресурсы природной зоны, возможность их использования человеком. 7. Проблемы охраны природной зоны. 1. Изучение географического положения природной зоны Откройте, пожалуйста, учебники стр.128, и карты атласа «Природные зоны» и определим географическое положение зоны. Учащиеся находят, что после зоны лесостепей находится степная зона, и определяют ее географическое положение, используя карты атласа. Один из учащихся отвечает у доски, используя карту «Природные зоны ». 1. Работа с картой. – Определите г. п. степей Казахстана Степи занимают 26 % от S Казахстана. -На территории каких природных районов расположилась зона степей? Южная часть Западно-Сибирской равнины, Север и Центр мелкосопочники. Север Тургайского плато, север Прикаспийской низменности, все горы Мугоджары. 2. Изучение климатических условий природной зоны Перейдем к следующему пункту: Климат степей. Дайте анализ карт. Учитель предлагает самостоятельное задание для работы с картами атласа. Климат степей. План 1. tя, tи; 2. 2. Осадки, их режим; 3. Увлажнение К=О/И; 4. Негативные явления климата. 5. Внутренние воды (реки, озера) После выполнения задания делают вывод, используя (Презентация. Слайд ) Вывод: в природной зоне степей климат становится жарче и засушливей, поэтому древесной растительности не хватает влаги. Мы знаем, что природная зона-это природный комплекс и если изменяется какой-то компонент, то меняется весь комплекс. 3. Изучение почв (2 группа) Изменяется климат – изменяется растительность – изменяется животный мир – изменяются почвы. Давайте познакомимся с другими компонентами природной зоны:почвы. 1 группа – почвоведы. План 1. Типы почв; 2. определение механического состава почв 3. определение структуры почв 4. определение ph-среды - Хорошо, спасибо. 4. Растительный и животный мир степей. Ребятам были даны опережающие задание, рассказать о компонентах, их особенностях используя презентацию. Опережающее задание: учащиеся рассказывают о компонентах, используя (Презентация. Задание: определить особенности внешнего строения растений степей. (работа с гербариями 2 группа – ботаники План 1. Виды растительность; 2. Приспособленность (ксерофитны); 3. Эндемики; 4. Растения в “Красной книге”; 5. Лекарственные растения – реклама. 3 группа – зоологи План 1. Виды; 2. Приспособленность 3. Эндемики; 4. “Красная книга”; 4 группа – экологи. План 1. Экологические проблемы: эрозия 2. Мелиорация 3. Охранные территории. - Интенсивная хозяйственная деятельность человека в зоне степей привела к возникновению экологических проблем. Для того, чтобы сохранить степь нетронутой с ее уникальными обитателями создаются заповедники Мы вам расскажем о Кургальджинском заповеднике. (Презентация) IV. Этап закрепления знаний Переходим к следующему этапу: «Дорога домой». Представители флоры и фауны степей затерялись среди представителей других природных зон. 1. Вы должны вызволить их из данного хаоса. То есть представителей только степной зоны. (Слайд) Правильные ответы. (слайд) После выполнения задания учитель предлагает заслушать учащихся, проговорить еще раз признаки степей. Учитель организует рефлексию, он выясняет у учащихся правильно ли выполнено задание. V. Итог урока. Ну а сейчас подсчитайте баллы и выставите оценки Критерии оценок (слайд) Вот мы и заканчиваем свой поход. Я хочу вам сказать: чтобы сохранить уникальность, красоту природы, мы должны бережно к ней относиться. Любите природу, будьте её защитниками. И как сказал Музафар Алимбаев: «Защитники природы - это мы сами, дети человечества.» Ну а сейчас подсчитайте свои баллы и выставите оценки Критерии оценок (слайд) VI. 4 этап: Рефлексия. (Выявить эмоциональное состояние и настроение учащихся.) Обобщим изученный материал, ответив на следующие вопросы: 1) Что я узнал на уроке….. 2) Мне понравилось на уроке… 3) Я бы хотел узнать… Ну а сейчас, капитаны, подсчитайте баллы и выставите оценки, по следующему критерию: Критерии оценок (слайд) Поднимите руки, кто сегодня получил «5», «4», «3». VII. Домашнее задание (Презентация.слайд) | |
Просмотров: 4286 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|