Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Природные зоны, растительный и животный мир России
Тема урока: Природные зоны, растительный и животный мир России
"Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и тоже”
(Сенека, римский философ, I век)
Плакаты:
Люди должны любить и уважать природу, ведь она фундамент человеческой жизни.
Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, что бы жить.
Цели урока:
• Обобщить знания учащихся, реализуя межпредметные связи курсов географии и биологии.
• Сформировать и углубить знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи растительного и животного мира в пределах природных комплексов России.
Задачи:
• Напомнить учащимся о бережном отношении к окружающей среде, развить способность оценивать степень ответственности, которую они могут взять на себя.
• Сформировать умения самостоятельно работать с различными источниками информации (энциклопедической дополнительной литературой) в группах, участвовать в обсуждении вопросов, обобщать полученную информацию в виде схем, тестов и т.д.
Оборудование:
• географическая карта природных зон России;
• гербарии растений соответствующих природных зон;
• справочники;
• энциклопедии;
• атласы;
• изображения животных;
• тестовые задания;
• наименования специалистов групп.
Ученикам до начала урока на столы раскладываются рисунки животных, гербарных растений соответствующих природных зон.
Ход урока:
1. Постановка цели урока и мотивации учебного процесса;
2. Обращение к Человеку "Будь милосерден Человек”, стихотворение И.И. Ландо.
3. Определение роли животных и растений в жизни человека (массовая работа с классом)
4. Разделение класса по группам, соответствующим природным зонам: тундра, леса, степи и пустыни.
5. Рассказ учеников-специалистов о географическом местоположении природной зоны и ее закономерностях, животном и растительном мире природной зоны, и приспособлении животных и растений к климатическим особенностям природных зон обитания.
6. Выполнение тестовых заданий.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Изучение нового материала
Ученик читает стихотворение – эпиграф урока:
БУДЬ МИЛОСЕРДЕН ЧЕЛОВЕК
У всех людей - одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света. И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.
Уже все тоньше слой озона,
А он - щит жизни на Земле;
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле;
Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей,
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой;
Леса свою теряют силу,
Уходит нежный запах лип,
Озера, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб. (И.И. Ландо)
- Учитель: Какова роль животных и растений в жизни человека?
Растительный мир дает человеку лекарственные растения и вещества, пищу, дает тепло (дрова) и отдых, используются для обустройства жилища, и дает кров.
Животный мир – служит основной белковой пищей животного происхождения человека; используется для украшения дома (одомашненные животные, чучела, декоративная отделка); мех животных используется для пошива одежды (шубы, шапки, унты) издревле спасающие человека от холода; животные дают человеку и лекарственные средства: жир (барсука, медведя), панты, молоко сохатых и оленей; используются для перевозки грузов: олени, лошади, верблюды.
А теперь ребята мы совершим путешествие по природным зонам нашей страны, а для этого мы разобьемся на группы и выполним следующую работу (работа в группах – 10 минут):
Группа 1. Тундра
Прочитайте текст учебника параграфа 18 и ответьте на вопросы:
1. Где в России преобладает тундровая растительность.
2. Каковы условия формирования растительного сообщества тундры?
3. Как приспособления имеют растения?
4. Почему растения имеют небольшой рост, подушкообразные формы?
5. Почему преобладают многолетние растения?
6. Перечислите типичные растения тундры.
7. Какие животные живут в тундре и как они приспособлены к условиям жизни.

Группа 2. Леса
Прочитайте текст учебника параграфа 18 и ответьте на вопросы:
1. Какие типы растительности можно выделить в растительных сообществах?
2. Каковы условия формирования лесной растительности?
3. Какие приспособления имеют растения лесов. Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы в поверхностном слое?
4. Почему в самом суровом резкоконтинентальном климате Восточной Сибири, растет в лесах только лиственница?
5. Какие животные живут в лесной зоне и как они приспособились к условиям жизни?

Группа 3. Степи
Прочитайте текст учебника параграфа 18 и ответьте на вопросы:
1. Определите ареал распространения степной растительности в России.
2. Каковы условия формирования растительного покрова в степях?
3. Назовите основных представителей растительности степей.
4. Какие приспособления имеют растения степей к условиям среды?
5. Почему степи зеленеют лишь ранней весной? Почему в степях не растут деревья.
6. Какие животные живут в степях и как они приспособлены к жизни?
Группа 4. Пустыни
Прочитайте текст учебника параграфа 18 и ответьте на вопросы:
1. Найдите на карте растительности территорию, занятую пустынями и полупустынями.
2. Определите, какие приспособления имеют растения к условиям скудного увлажнения?
3. Назовите растения пустынного сообщества.
4. Почему на саксауле за один год образуется несколько годовых колец?
5. Какие животные живут в пустынях и как они приспособлены к условиям жизни?

Группа 5.
Прочитайте страницу в учебнике 100 – 101 и ответьте на вопросы:
1. Что является главным в живой природе?
2. Что богаче по видовому составу мир животных или мир растений?
3. Среди растений богаче видовой состав ………
4. Среди животного мира преобладают ……….
5. Что влияет на разнообразие флоры и фауны?
6. Что называется сообществом?
7. Почему луга и болота считаются азональными сообществами?
Отчет групп о проделанной работе
Работа с атласом:
Вопросы:
1. Как же решается вопрос об охране окружающей среды? Какие принимаются меры? (географическая карта, стр. 25)
• создаются национальные парки (стр. 29);
• заповедники (стр. 72);
• биосферные заповедники (стр. 17);
• заказники.
2. Для чего создана Красная книга России?
• В нее внесены исчезающие представители растительного и животного мира.
Молодцы ребята! Справились с заданием!
Нас ждет еще одно испытание.
У вас на столе тест №1 "Почвы. Растительный и животный мир. Природные комплексы.” на который вам необходимо ответить.
Для ответа ученикам дается 5-7 минут.
Правильный ответ обводится кружочком.
ТЕСТ №1
Почвы. Растительный и животный мир. Природные комплексы
1. Покажите, как связаны между собой следующие явления и процессы:
А. Необходимость мелиорации почв
Б. Снижение плодородия почв
В. Деятельность ледника
Г. Обилие в почве валунов и камней
Д. Повышение урожайности сельскохозяйственных культур
2. Основными районами лесозаготовок являются бассейны:
А. Северной Двины, Печоры, верховья Камы
Б. Лены, Колымы, Индигирки
В. Амура и хребты Сихотэ-Алиня
3. Какая из природных зон России, лежащая в основном в области умеренного климата, в растительном покрове которой преобладают злаковые и ковыли, широко используется в сельском хозяйстве?
А. Лесотундра В. Смешанные леса
Б. Степи Г. Тайга
4. Типичное животное тундры:
А. Белый медведь В. Лось
Б. Песец Г. Заяц
5. В результате экологического кризиса в биосфере происходят следующие процессы:
А. Увеличивается биологическое разнообразие
Б. Уменьшается биологическое разнообразие
В. Ничто не изменяется
Г. Увеличивается количество хищников в лесах
6. Примером экологической катастрофы может служить:
А. Озеро Байкал В. Баренцево море
Б. Аральское море Г. Черное море
7. Какая из природных зон России занимает наибольшую территорию?
А. Тундра В. Смешанный лес
Б. Тайга Г. Степь
8. Человек — часть:
А. Гидросферы В. Литосферы
Б. Биосферы Г. Природного комплекса
9. Любое воздействие человека на природу:
А. Изменяет природный комплекс
Б. Не изменяет природный комплекс
В. Не вызывает никаких последствий
10. Больше всего заповедников организовано на территории:
А. Сибири В. Центральной России
Б. Дальнего Востока Г. Урала
11. Природную зону в первую очередь определяют;
А. Люди В. Климат
Б. Растения Г. Горные породы
Подведение итогов урока.

Домашнее задание:
Параграф 18
Составить публикацию или презентацию по одной из природных зон России

Литература
И.И. Баринова Природа России. 8 класс

Категория: География | Добавил: geo (2009-08-29) | Автор: Стальмахович Светлана Владимировна E
Просмотров: 30962 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 10:45 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru