Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Компетентностный подход на уроках географии. Т. М. Смайлова учитель СОПШДО № 17, г. Павлодар Проблема компетентности личности обозначена как приоритетная цель современного образования в “Стратегии модернизации содержания общего среднего образования”, используя компетентностный подход и его ключевые понятия “компетентность” и “компетенции”. Компетентность – обладание учеником личностными качествами (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и личностно-значимой сфере. Компетенция – отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупности качеств) ученика и минимальный опыт его деятельности в заданной сфере. Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, своё “Я” в постоянно меняющихся условиях. Учитель, чтобы помочь ученику самоопределиться в пространстве окружающего мира может применять такие методы преподавания урока, в которых происходило бы изменение позиции ребёнка: от объекта учения, как получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий. Необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетенциями, которые составляют личность ученика, его внутренний мир, развивают способности и появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы. Чему должны научиться ученики, чтобы овладеть ключевыми компетенциями? 1. Изучать: уметь извлекать пользу из приобретённых знаний, умений, навыков; организовать взаимосвязь знаний своих и упорядочить их; уметь решать проблемы; организовать свои собственные приёмы обучения; самостоятельно заниматься своим обучением. 2. Искать: запрашивать различные базы данных; получать информацию из различных источников; уметь работать с документами, классифицировать их. 3. Думать: занимать позицию в дискуссиях и уметь отстаивать своё мнение; оценивать социальные привычки, связанные с экологией окружающей среды, со здоровьем людей; уметь оценивать произведения искусства и связывать с окружающей действительностью. 4. Адаптироваться. География универсальный предмет, который открывает перед школьником большие возможности для становления личности. В период обучения учитель помогает ученику сформировать прообраз "взрослых" компетенций. Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является технология компетентностно-ориентированных заданий. В методической литературе сформулированы ключевые компетенции образования. Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии? Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику самоопределиться и научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя. Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство уроков географии помогает сформировать эти компетенции. Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками действий в нестандартных ситуациях. Многие старшеклассники участвуют в научно-исследовательской и проектной работе, которая требует от ученика аналитического и творческого подхода к решению поставленных задач. Эта работа позволяет каждому ребенку показать имеющиеся компетенции и приобрести новые. Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Интернет служит источником информации, с которой школьник учится работать, например, создать презентацию к уроку или внеклассному мероприятию, подготовить, показать и проанализировать снимки изучаемых территорий из Космоса и многое другое. Вовлекая учеников в эту работу, мы наделяем их важными информационными компетенциями, которые наверняка будут востребованы во взрослой жизни. Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Каждый ученик, в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. География — предмет преимущественно устного общения, поэтому на уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Хорошо зарекомендовали себя уроки, на которых ученики работают в группах: защита проекта, экологический мониторинг. Компетенции личностного самосовершенствования формируют- ся, когда ученик осознает, что все, чему он учится, необходимо ему для раскрытия собственных способностей, возможностей, т.е. самосовершенство- вания, чем раньше осознает, тем больше компетенций освоит. Виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии: работа с учебником, географической научно-популярной литературой, работа с картами со статистическим материалами картосхемами, работа на местности, наблюдение за окружающей средой ,работа с ресурсами СМИ, Интернет и учебные научные проекты. Свою педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей обучающихся я могу представить следующей схемой: 1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний. 2. Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это: создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели; включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование; развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; организация групповой работы; 3. В-третьих, развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности. При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации). Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка. Я использую 5 правил: Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничи- вая при этом его свободы. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности. Технология формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе. Существует следующая структура самого компетентностно-ориентированного задания: стимул, задачная формулировка, источник информации, бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), инструмент проверки. Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося. Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач: оценить уровень развития предметных знаний и умений; оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т.д.); оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании; формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, развивают способности и помогают решать в повседневной жизни проблемы, меняется характер взаимоотношений между учеником и учителем. Внедрение этой технологии позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно. Конечно, нужно отметить, что в процессе формирования компетенций учащихся возникает ряд трудностей. Поэтому нельзя говорить о том, что все вопросы решены и все используемые современные методы способствуют развитию компетенций учащихся. Ключевой замысел модернизации образования — идея развития, где человеческая личность — главное богатство, которым обладает мир. Учителя географии всячески способствуют развитию этой личности. Пусть наш мир будет богаче. Литература: 1. Гринченко Л.С. Формирование социокультурной компетенции учащихся через реализацию межкультурных образовательных проектов 2. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/ 3. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm | |
Просмотров: 4712 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|