Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
«Организация групповой работы как условие формирования ключевых компетентностей на уроках географии». Смайлова Т. М. , Средняя общеобразовательная профильная школа дифференцированного обучения № 17. В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». На мой взгляд, под компетенцией понимается результат образования, готовность ученика для достижения поставленной цели. Компетенция становится результатом нового качества образования. Новое направление этому процессу придал приоритетный национальный проект «Образование», который ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы: во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве, во-вторых, создания условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся. Идея групповой работы не нова. В 20-х годах прошлого столетия в образовательном процессе широко использовался бригадный метод. В настоящее время коллективная работа учащихся рассматривается с учетом достижений психологии и педагогики, учитывается также и опыт прошедших лет. Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач, и прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствовать углубленному усвоению программного материала, отрабатывать комплекс практических умений и навыков. Конечные цели групповой формы работы можно определить так: образовательная – получение знаний за наиболее короткий срок путем перераспределения материала отдельных тем курсов; воспитательная – способствование сплочению коллектива, выравнивание знаний учащихся; развивающая – отработка практических умений, требуемых программой. Особенно хотелось бы сказать о воспитательном значении коллективной формы, т.к. давно всех интересует вопрос: как соединить коллективное воспитание на уроке и вне него. Ведь порой получается, что коллектив в основном существует после уроков, когда проводят внеклассные мероприятия. Учебное задание в классе, дома каждый учащийся выполняет самостоятельно, отчитывается только за себя. Общение, разговоры на уроке, как правило, запрещаются. Взаимопомощь развита слабо. Групповая форма работы на уроке ценна именно тем, что при выполнении конкретных заданий учащиеся решают не только учебные, но и воспитательные задачи. Коллективная работа позволяет на уроке наладить обмен знаниями, поднять активность ребят, раскрыть их возможности, которые не смогли бы обнаружить себя в индивидуальной работе. Ни один ребенок не “выпадает” из учебного процесса, даже слабые ученики вносят свой вклад в общее дело. Однако трудностей много, возникают вопросы, связанные с организацией и проведением таких уроков. Например, как формировать группы, как оценивать их работу, как вести опрос, проверку выполнения задания. Уходит много времени на консультацию руководителей групп. Учащиеся могут не уложиться в отведенное время, возникают трудности с оценкой результата, возможно, не всегда объективно выставляется оценка. Необходимо или желательно, чтобы в расписании стояли уроки одной параллели, мебель тоже заранее должна быть расставлена. На таких уроках присутствует шумок, т.к. ребята общаются друг с другом, спорят, и поэтому нужно с самого начала приучить их к тому, чтобы этот шум не выходил за рамки рабочего. Но в целом, удовлетворения и у меня, и у детей бывает больше, так как трудности быстро забываются. В ходе изучения темы поощряется совместное обсуждение содержания материала и результатов работы, обращение за советом друг к другу, а особенно к консультанту и учителю. Таким образом, как видим, при групповой форме работы на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ребенку, как со стороны учителя, так и со стороны членов группы. При этом помогающий получает большую пользу, чем ученик слабоуспевающий, поскольку его знания конкретизируются и закрепляются. Рассмотрим конкретно, из каких этапов складываются групповые технологии обучения: 1. Организация работы: деление класса на группы, назначение учителем консультанта (группа в основном состоит из 5-6 человек). Консультанта могут выбрать и сами ребята: – постановка познавательной задачи; – объяснение последовательности выполнения работы; – раздача дидактического материала по группам (если есть в этом необходимость). 2. Групповая работа: – знакомство с материалом, планирование работы в группе; – распределение заданий консультантом среди участников; – индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов работы в группах, обсуждение общего задания (замечания, дополнения...) – подведение итогов выполнения группового задания 3. Заключительная часть: – сообщения о результатах работы в группах. Отвечающего назначает либо учитель, либо консультант; – анализ познавательной деятельности каждого члена группы (консультант); – общий вывод об уровне достижения поставленной цели; – дополнительная информация учителя о результатах учебной деятельности, оценка работы каждого члена группы. В ходе урока учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы, отвечает на вопросы, регулирует споры. Данная технология применима при решении всех дидактических задач на всех этапах урока: на этапе изучения нового материала, закрепления, проверки знаний, итоговом контроле, а также во внеклассной работе по предмету. Самый трудный из всех этапов групповой работы – третий. Он вызывает целый ряд вопросов и споров. По каким критериям оценивать работу всей группы и каждого ее участника? Естественно, что учителю трудно объективно оценивать вклад каждого члена группы. Поэтому в самом конце такого урока разбираются положительные и отрицательные моменты, предоставляется слово консультанту, который характеризует работу каждого ученика. Так, если отвечающий от группы ученик получил “4”, то остальные могут получить не выше четверки, но если отвечал ученик, успевающий на “3”, и получил при этом хорошую оценку, то остальным может быть выставлена более высокая отметка. Но в моей практике, как правило, оценки в группе бывают разные, в зависимости от вклада учащихся в выполнение общего дела. Его оценивает руководитель группы, при этом им учитывается сложность индивидуального задания, степень самостоятельности. Разумеется, что оценка заранее согласуется со всеми в группе при обсуждении. По групповым формам я работаю давно, начинаю готовить к ним учащихся с шестого класса, когда они учатся оценивать свои знания в парах. Например, в темах “Атмосфера”, “Гидросфера”, “Литосфера” учащиеся должны усвоить много специальных терминов. Практикую проверку понятий через рассказ в парах. К примеру, после изучения темы “Реки”, “Озера” сообщаю детям, что будут проверены знания понятий, относящиеся к этим темам. Выделенные в тексте определения реки и ее частей, озера и видов озер они должны хорошо знать. На уроке проверки на доске столбиком записаны слова: река, исток реки, устье реки, бассейн реки, приток, озеро, сточное озеро, бессточное озеро и т.д. Не более 10 понятий. Даются критерии оценок: “5” – если все правильные ответы отмечены знаком “+”, если ответ неуверенный, дается своими словами, но смысл не теряется, тоже знаком “+”, если же ответ неправильный или отсутствует, то знаком “ – “. В конце работы учитель называет фамилию ученика, встает учащийся, который слушал и оценивал ответы своего товарища. Кратко говорит о впечатлениях от ответа, сколько правильных ответов, уверенных, сколько неправильных и отсутствующих. В зависимости от этого, совместно с учителем, выставляется отметка. Иногда в сомнительных ситуациях приходится перепроверять ответы детей. Это бывает в начале, когда ученики только знакомятся с данной формой опроса. Впоследствии оказывается, что дети более требовательные и строгие контролеры, чем учитель. Работа в парах во время проведения урока-зачета в 8-х классах по теме “Население Казахстана”. Более целесообразно эту форму зачета провести в классах, где приблизительно поровну детей хорошо успевающих по предмету и слабоуспевающих. Заранее формируются пары: “сильный – нуждающийся в помощи”. Заранее дается перечень вопросов к зачету. На зачетном уроке вопросы внесены в билеты по два в каждом. Они составлены так, что они не требуют пространного ответа. Один из вопросов предполагает работу по карте. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится с целью повторения и закрепления материала после завершения изучения определенного раздела программы. Он может быть организован не только на уроке, но и после занятий. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов опрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель, он же предварительно работает с консультантами, инструктируя их по организации проведения опроса. Все консультанты до начала группового опроса сдают зачет учителю. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа проходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Подобные уроки-опросы можно проводить во всех классах по любой теме. Интенсивность группового опроса позволяет выявить в течение урока знания всех, без исключения, учащихся. В системе различных форм групповой познавательной деятельности можно выделить общественный смотр знаний, учебные встречи, диспуты. К групповым технологиям относятся и многие формы нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на группы. Например, мною проводятся: урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок, урок-ярмарка, географический футбол, географическая удочка. И в заключение хотелось бы сказать, что для эффективного проведения групповых занятий, педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются удовлетворением от результатов своей работы, т.к. повышается успеваемость и познавательная активность обучающихся. Слабоуспевающие ученики ощущают доброжелательную поддержку со стороны сверстников и сочетают ее с возможностью проработать учебный материал в собственном темпе. Намечаются положительные сдвиги в самооценке ребенка. Нередко между детьми устанавливаются хорошие отношения. Но самое главное – ребенок находится в комфортной психологической ситуации, а в связи с ухудшающимся здоровьем детей, это немаловажно. В.А. Сухомлинский, выдающийся советский педагог сказал: “Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок – это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется, в первую очередь, теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися”. Литература: 1. Кузнецова И., Почему нужно работать в группах.// Начальная школа: плюс до и после. – 2002. - № 11. – с. 16 2. Утеева Р. А., Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке. – 1985. - № 2. – с. 10. 3. Чиханова О. В., Групповая работа на уроке и деятельностный подход в обучении.// Начальная школа: плюс до и после.- 2002. - № 11. – с. 22. 4. География в школе. – 1991. - № 2 – с. 67, Москва, издательство. 5.Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Педагогика, 1998. 6. Ваниосова Н.В. Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучения. 7. Гринченко Л.С. Формирование социокультурной компетенции учащихся через реализацию межкультурных образовательных проектов 8.. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/ 9. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm | |
Просмотров: 2706 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|