Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Разработка обобщающего урока-игры Тема: «Далекая, далекая Африка». 7 класс Задачи: выявить уровень усвоения знаний после изучения темы: "Африка"; определить уровень умений работы с картами атласа; развивать интерес уч-ся к предмету, творческие способности; воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества. Оборудование: ■ физическая карта Африки; ■ иллюстрации, рисунки к теме; ■ 2 контура материка; ■ карточки с заданиями; ■ грамоты, призы. Состав команд: 5-6 человек (название команды, эмблема, девиз) Жюри: 3 чел., уч-ся 8-го класса ХОД УРОКА: Вступительное слово учителя: В течение этой четверти мы с вами совершили незабываемое путешествие по Африке, побывали в самых сокровенных ее уголках. Познакомились с удивительным климатом, рельефом, природой материка, изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения. Все это позволило нам составить единый образ Африки, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго. Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания. В ходе игры мы выявим команду - лучшего знатока Африки. Поможет нам оценить правильность ответов - жюри. Прежде чем приступить к конкурсам, послушайте небольшую справку об Африке, подготовленную нашими уч-ся. Выступление уч-ся (справка о материке): Африка — это другой мир. Африка — это страна древних памятников и динамичной демократии, технического прогресса, колдовских суеверий и глаз. Желтых, зеленых, красных… Напряженно следящих за каждым твоим шагом. Африканский континент огромен и неподражаем. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии, ее S = 30,3 млн. кв. км, это 1/5 часть суши нашей планеты. Африка занимает особое место среди других материков - экватор пересекает ее почти посередине и делит ее на 2 части, простирающиеся к северу и югу до субтропических широт. Своеобразна конфигурация материка: его северная часть более чем в 2 раза шире южной. Материк получает огромное количество тепла. Температуры воздуха высоки круглый год; зима и лето различаются главным образом по условия увлажнения. У Африки, как и других осколков Гондваны, массивные очертания. У нее нет далеко выдающихся полуостровов, вы не обнаружите также глубоких заливов у ее берегов. Африка - континент контрастных ландшафтов. Около половины ее территории занимают пустыни и полупустыни. Влажные тропические вечнозеленые леса по S лишь немного уступают "лесному океану" Амазонии. Снежные шапки высоких горных вершин поднимаются над бескрайними просторами жарких саванн. По богатству и разнообразию, животный мир афр. саванн, пожалуй, не имеет себе равных в мире: многочисленных пока еще слонов, носорогов, бегемотов, львов, обезьян, страусов, оберегают в заповедниках, размеры которых превосходят некоторые европейские государства. Африка - родина многих полезных растений, в т. ч. кофейного дерева, масличной пальмы и ряда хлебных злаков. Много интересного есть в Африке: и самая длинная река в мире - Нил, и единственные сохранившиеся из семи чудес света древности - египетские пирамиды, и глубочайшие озера, и алмазные копи. Всего и не перечислишь! * Просмотр начала DWD- фильма «Дикая Африка» Учитель: После небольшого знакомства с материком, приступаем к конкурсам. I конкурс: «МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» Как узнать, где этот материк Путешественник без карты не привык. Выйдем просто мы из положенья - Карту создадим в одно мгновенье. Вам предлагается на чистом контуре Африки подписать известные вам моря, заливы, пр-вы, о-ва, п-ва, мысы у берегов материка. Оценка: за каждое правильное геогр. название - 0,1 балла II конкурс: "САМОЕ, САМОЕ ИЗ МИРА АФРИКИ" (Рекорды Африки) Командам по очереди задаются вопросы, 1 представитель от каждой команды ответ показывает на физической карте материка. Оценка: по 1 баллу за правильный ответ. □ …большой остров? (Мадагаскар) □ … крупнейший полуостров? (Сомали) □ … длинный пролив мира ? (Мозамбикский) □ … высокий вулкан? (Килиманджаро) □ … полноводная река (Конго) □ … высокий водопад? (Тугела) □ … большое озеро? (Виктория) □ … длинное и глубокое озеро? (Танганьика) □ … мелкое пресное озеро? (Чад) □ … высокие жители? (нилоты) □ … самая длинная река? (Нил с Кагерой) □ … соленое и теплое море? (Красное) □ … большая пустыня ? (Сахара) □ … высокое дерево? (сейба) □ … низкорослые жители? (пигмеи) □ … маленькое гос-во? (Сейшельские о-ва) □ … большое по S гос-во Африки? (Судан) □ … многочисленное по численности населеня государство (Нигерия) □ … самое экономически развитое государство (ЮАР) III конкурс: «АФРИКА В ЦИФРАХ» - что означают эти цифры? 1) 30,3 млн. кв. км (S Африки) 2) 1435 м (глубина оз. Танганьика) 3) 60 000 кв. км. (S оз. Виктория) 4) + 58° (! высокая t°, г. Триполи) 5) 6671 км(длина р. Нил с Кагерой) 6) 5895 м (высота влк. Килиманджаро) IV конкурс: «НАЙДИ БЕЛУЮ ВОРОНУ». Я слова читаю вам, а Вы - прислушайтесь к словам. Может, лишние попали? Докажите, как узнали? 1. Нил, Нигер, Ньяса, Конго. 2. Львы, зебры, антилопы, верблюды. 3. Ливингстон, Вавилов, Колумб, Стэнли. 4. Индия, Мали, Ливия, Гамбия. 5. Сейба, баобаб, лианы, банан. 6. Арабы, бушмены, майя, банту. V конкурс: домашнее задание, конкурс буриме Задание: придумать стихотворение, используя рифмы: Чад-баобаб Нил-крокодил рот-бегемот сон-слон банан-павиан рог-носорог VI конкурс: "БИЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА" Конкурс состоит из 2 частей. 1. От каждой команды выбирается лучший "зоолог". Представители от команды садятся за отдельный стол, где получают конверты с заданием: "Из предложенных фотографий животных выбрать встречающихся в данной ПЗ Африки". ♦ Саванна: гиена, горилла, жираф, мартышка, лев, зебра, буйвол, верблюд, носорог. ♦ Влажные же. леса: леопард, древесная лягушка, кочующие муравьи, антилопа гну, фенёк, гепард, лев, окапи. ♦ Пустыни: варан, зебра, верблюд, черепаха, бегемот, кобра, скорпион, слон. 2. Остальные члены команд по очереди отвечают на вопросы: o Самый ловкий крупный хищник? (леопард) o Крупная нелетающая птица? (страус) o Африканская длинноухая лиса? (фенек) o Когда деревья экваториального леса сбрасывают листву? (в течение всего года) o Какие ноги у жирафа длиннее - передние или задние? o Какая существует связь между: кистью, пятаком и ухом? (кистеухая свинья) o Какое растение пустыни Калахари имеет огромные плоды-ягоды, в состав которых входит много сахара, витаминов А, В, С? (арбуз) o Самые крупные наземные млекопитающие? (слон, носорог) o Самое быстрое наземное животное? (гепард) o Птица с самым большим размахом крыльев? (марабу, до 4м) o Дерево с самым большим диаметром ствола? (баобаб, 12 - 55 м) o Растение с толстыми мясистыми листьями, широко применяемое в медицине (алоэ). o Самая крупная лягушка в мире? (голиаф) o В долине самой длинной реки мира растет растение, которое издавна использовали как материал для записей? (папирус) o Какое дерево растет на гербе Сенегала? (баобаб) o Какое животное тропиков легко меняет свой цвет? (хамелеон) o Мухи, переносчики сонной болезни? (цеце) VII конкурс: "КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ" Командам необходимо определить координаты данных объектов и, наоборот, по заданным координатам определить пункты. НАПРИМЕР: 1) м. Игольный - 34° ю.ш., 19° в.д. 2) оз. Чад-13°с.ш., 14° в.д. 3) влк. Килиманджаро - 3° ю.ш., 38° в.д. 4) м. Альмади - 14° с.ш., 7° з.д. VIII конкурс: "ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИПУЧКА" Смельчакам от каждой команды предлагается на одном дыхании произнести несколько африканских названий, причем быстро и правильно. Например: Ауграбис - роридула - йоруба- Дебунджа -- Реюньон – вельвичия - Антананариву (Оценка: максимум - 5 баллов) IX конкурс "ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ВРАКИ" (найди ошибки в тексте) Где-то под руками были близко капитана Врунгеля записки. Он себя считает знатоком, Африканский мир ему знаком. Постарайтесь вы найти при чтении, Что здесь подвергается сомнению. Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Наконец-то, мы в Африке - самом огромном материке земного шара. Была зима - самое влажное время года северного полушария. Слои снега еще лежали под высокими эвкалиптами, которые стояли еще зелеными. Пингвины, которых выделяли на снегу их черные фраки, отбирали корм у птицы-секретаря. Кенгуру огромными прыжками догоняли львов и гепардов. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль р. Замбези и попали в Сахару. Там было еще тепло, леса стояли в зеленом убранстве, особенно красивы были молодые листочки на кактусах. Дойдя до Атласских гор - самых высоких в мире, мы сделали привал, познакомились с местными жителями - берберами и пигмеями, и написали эти заметки. (Оценка: за найденную ошибку - 0,1 балла) | |
Просмотров: 1132 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|