Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
География 6 класс. Тема: «Географические координаты» Цель урока: сформировать представление о географических координатах. Образовательные: Научить определять географические координаты Подготовиться к практической работе, с дальнейшим её выполнением. Развивающие: развитие навыков определения географических координат по географической карте, формирование умения работать с картой. Развитие географического мышления, познавательных интересов Воспитательные: воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца. Оборудование: Атласы, карта полушарий и физическая карта Казахстана, карточки с терминами долгота, широта; контурные карты, раздаточные материалы. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Повторение пройденного материала: (Опрос лучше проводить устный, можно и тестовый) Задания на знание понятий: - Что называется полюсом? - Какую условную линию называют экватором? (параллелью? меридианом?) - Перечислите существенные признаки меридианов. - Укажите главные признаки параллелей. Задания на проверку понимания связей между объектами - Чем отличается меридиан и параллель? - В чем сходство параллели и экватора? - Какой меридиан самый длинный? Задания на проверку осознания структуры приема - Как определить, сколько километров в одном градусе по эква¬тору (меридиану)? - На каком расстоянии находится Северный полюс от экватора? Задания на проверку применений знаний - Какие континенты находятся и в северном и в южном полушариях? - Можно ли совершить кругосветное путешествие вокруг Земли, двигаясь с Запада на восток по экватору? - Можно ли пройти вокруг Земли, двигаясь по меридиану все время на север? Тестовый опрос 1. Точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью называются: а) меридианами; б) экватором; в) полюсами; г) параллелями, 2. Кратчайшая линия, проведенная по поверхности Земли от од¬ного полюса до другого - это: а) меридианами; б) экватором; в) полюсами; г) параллелями, 3. Назовите самую длинную параллель. 4. Длина параллелей от экватора к полюсам: а) уменьшается; б) увеличивается; в) не изменяется. 5. Найдите соответствие: а) экватор; 1. дуга; б) меридиан; 2. окружность; в) параллель. 3. 3600; 4. 1800. 6. Найдите соответствие: а) экватор; 1. 20000 км; б) меридиан; 2. 40000 км; в) параллель; 3. различной длины. 7. Направление север-юг указывает: а) экватор; б) меридиан; в) параллель. Подведение итогов опроса 3. Изучение нового материала Записи на доске: Вспомни! Что такое меридиан, параллель, экватор, полюс Узнай! Что такое долгота, широта Научись делать! Определять географические координаты После того, как ученики прочитают записи на доске, можно пе¬рейти к объяснению нового материала. - Кто из вас играл в морской бой, тот знает, что игровое поле разделено на 100 клеточек. Все вертикальные ряды обознача¬ются буквами, а горизонтальные - цифрами. Чтобы опреде¬лить координаты корабля, необходимо найти точку пересече¬ния вертикальных и горизонтальных рядов. - Теперь посмотрите на карту полушарий, какие линии будут заменять вертикальные ряды (меридианы), а горизонтальные? (параллели). Учитель вывешивает карточку «параллели». - Как мы будем отличать одну параллель от другой? (Ученики выдвигают версии.) - Вы все согласились, что параллели удалены от экватора на разные расстояния - удаленность от экватора в градусах назы¬вается широтой. Учитель делает поясняющий рисунок. Рядом с карточкой «параллель» вывешивается карточка «широта». - Какая точка имеет самую большую удаленность от экватора? (Полюс.) - На сколько градусов он удален? (900.) А теперь посмотрите на следующий рисунок. - Как отличить расположение точек А и Б, ведь и у той, и у другой широта 200? Если ученики затрудняются, то учитель предлагает найти ответ по глобусу или карте. Ученики отмечают, что есть северная и южная широта. - Так какие широты у точек А и Б? (А – 200 с.ш.., Б – 200 ю. ш.) Учитель просит выполнить задание: а) назвать точку, расположенную ближе всех к северному полюсу; б) назвать точку, расположенную ближе всех к экватору; в) расположить точки по мере удаленности от северного полюса к южному: А – 300 ю.ш.; Б - 100 с.ш.; В - 400 ю. ш.; Д – 500 ю.ш. - Посмотрите на рисунок. Что вы можете сказать о широте то¬чек N и Р? (Они находятся на 200 с. ш.) - А в одной ли точке находятся эти объекты? (Нет.) - Можем ли мы точно определить местоположение объектов, находящихся в этих точках? (Нет.) - Что необходимо еще знать? Ученики чаще всего затрудняются ответить. Учитель в этом слу¬чае напоминает про правила игры «морской бой», тогда ученики го¬ворят о том, что нужно знать координаты вертикальных линий. Учитель напоминает, что на карте вертикальные линии - это меридианы, но чтобы отличить один меридиан от другого, вспомнить понятие «долгота». Учитель вывешивает на доске две карточки «меридиан» и «долгота». - Нулевым меридианом называется меридиан, проходящий че¬рез гринвичскую обсерваторию близ Лондона. - Долгое время каждая страна вела счет долготы от своего начального меридиана - Франция от Парижского, Англия – от Гринвичского, ит.д. Это было неудобно. С 1884 г. большинство стран решили считать начальным меридианом Гринвичский. 4. Закрепление. Задания для закрепления 1. Расстояние какой-либо точки на земной поверхности от начального меридиана, выраженное в градусах называется? (географической долготой) 2. Расстояние какой-либо точки на земной поверхности от экватора, выраженное в градусах называется? (географической широтой) 3. Определите по глобусу географическую широту города Астаны? 4. Определите географические координаты городов: Париж, Дели, Афины, Вашингтон, Буэнос-Айрес. Работа с картой: 1. Как называется страна и ее столица, расположенная на 500 с.ш. и 140 в.д.? 2. В каком направлении по сторонам горизонта от г. Алматы находятся: 1) Заилийский Алатау; 2) Капчагай; 3) Каспийское море; 4) Озеро Балхаш; 5) г. Астана; 3. Используя карты и атласы, определите географические координаты и расстояния до экватора городов: Города Географические координаты Расстояние до экватора Астана Алматы Мехико Москва Сидней Лондон 4. Определите протяженность Африки с севера на юг по 200 меридиану в градусах и километрах. 5. Моряки гидрологического судна № 1 получили задание измерить глубину океана в точке 100 с.ш. и 1800 з. д. А моряки судна № 2 – в точке 130 с.ш. и 1450 в.д. 6. Определите расстояние от экватора до полюса. 5. Домашнее задание Повторить записи в тетрадях. Подготовиться к практической работе. Практическая работа «Определение расстояний, направлений и географических координат по карте» Цель урока: Развить и закрепить умение определять географические коорди¬наты, направления и расстояния по глобусу и карте Оборудование: Глобусы, карты полушарий и физическая карта Казахстана; раздаточный материал. Ход урока 1. Организационный момент 2. Повторение пройденного материала Задания на знание понятий - Что называют географической широтой? - Дайте определение термина долгота. Задания на проверку усвоения закономерностей - Определите, какая точка расположена: а) дальше всех от экватора; 1. 400 с. ш. б) ближе всех к экватору; 2. 200 ю. ш. в) самая северная; 3. 100 с. ш. г) самая Южная. 4. 500 ю. ш. - Какой меридиан является продолжением нулевого, 200 в.д., 500 в. д.? - Чтобы кругосветное путешествие было короче, вы должны будете двигаться по 200 с. ш. или 500 ю. ш.? Задания на проверку умений - Определите координаты г. Джомолунгма по карте полушарий. - Определите координаты г. Якутска по карте России. - Определите удаленность вашего населенного пункта до экватора и северного полюса в градусах и километрах. - Определите удаленность вашего населенного пункта до нулевого меридиана в градусах и километрах. При расчетах поль¬зуйтесь данными таблицы: Длины дуг параллелей Географическая Длина дуги Географическая Длина дуги широта 10 в км. широта 10 в км. 00 111,30 00 71,68 100 109 62 600 5579 200 104 63 700 38 18 300 9§,47 800 139 400 85,38 900 - Тестовый опрос 1. Какую широту имеет северный полюс? а) 900 с. ш. б) 00 с. ш. 2. Какую широту имеет экватор? а) 900 с. ш. б) 00 с. ш. 3. Нулевой меридиан проходит через а) Париж; б) Берлин; в) Лондон; г) Москву. 4. Продолжением меридиана 300 в. д. на западном полушарии является: а) 300 з. д.; б) 700 з.д. в) 600 з. д.; г) 1500 з.д. д) 1800 з. д. 5. Какое кругосветное путешествие короче: а) по экватору; б) 100 с. ш.; в) 500 с. ш.; г) 700 с. ш. 6. Может ли быть широта 950 с. ш.? а) да б) нет 7. Может ли быть долгота 1830 в.д.? а) да; б) нет. 8. Для определения какого места на Земле нужно знать только широту: а) экватор; в) Южный полюс; 9. Найдите соответствие: географический объект - географические координаты: а) 300 с. ш. 300 в.д. Каир б) 690 ю. ш. 910 з. д. о. Петра 1 в) 560 с. ш. 380 в. д. Москва Практическая работа 1 вариант Название географического объекта Географические координаты Широта Долгота г. Караганды Влк. Везувий Впадина Карагие г. Усть-каменогорск Г. Тегеран Ученики, пользуясь картами атласа, определяют географические координаты объектов, заносят данные в таблицу, затем наносят их на контурную карту 2 Вариант Учитель предлагает ученикам по уже имеющимся координатам определить название географического объекта. Географические координаты Название географического широта долгота объекта 00 с. ш. 500 з. д. Устье р. Амазонки 300 с. ш. 320 в. д. г. Каир 340 ю. ш. 200 в. д. г. Кейптаун 160 ю. ш. 480 в. д. г. Антананариву. 340 ю. ш. 580 з. д. г. Буэнос Айрес - Определите протяженность Австралии с запада на восток по 200 ю. ш. в градусах и километрах. Домашнее задание Учащимся подготовиться к тематическому тестированию «План и карта» используя дидактический материал. | |
Просмотров: 9813 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|