Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Урок по географии на тему "Атмосфера и климат Земли"
Учитель географии 1 категории СШ №1
п. Аксу г. Степногорска
Акмолинской области
Тлегенова А.Д.

Обобщающий урок географии в 10 классе на тему «Атмосфера и климат Земли».
Тема урока: Атмосфера и климат Земли
Цель урока: итоговое обобщение темы на основе игровой и информационной технологий.
Задачи урока:
-повторение и закрепление темы в ходе проведения урока- игры, выявление пробелов в знаниях по изученной теме;
-развитие наблюдательности за явлениями погоды, способности анализировать, делать выводы;
-нравственное и экологическое воспитание учащихся, формирование научного мировоззрения.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Вид урока: урок-игра.
Методы работы:
Форма работы: индивидуальная работа учащихся ( состязание).
Технология: игровые, ИКТ.
Наглядность к уроку: слайды, учебная карта, флипчарты, интерактивная доска.
Ход урока:
I. Оргмомент урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Тема, изучение которой мы завершаем сегодня, важна. Важна по нескольким причинам.
Во - первых, атмосфера - это часть географической среды, в которой мы обитаем, от нее зависит наше здоровье, размещение, хозяйственная деятельность, без атмосферы в таком виде, в каком она существует все живое незамедлительно будет обречено на гибель.
Во – вторых, экологическая проблема загрязнения атмосферы, угроза истончения озонового слоя, исчезновение лесов как основного источника кислорода, угроза таяния полярных льдов на сегодняшний день весьма актуальна.
В- третьих, сегодняшний урок – это не просто урок учета и проверки ваших знаний, это урок закрепления знаний и формирования умений использовать их как в повседневной жизни, так и при сдаче ЕНТ.
В – четвертых, сегодня урок мы проведем в виде игры, в ходе которой
проявятся ваши лидерские качества, так как понадобится умение отстаивать свое мнение, умение находить выход из предложенных ситуаций.
II. Основная часть урока: проведение игры.
1 тур «Разминка». Конкурс на знание терминов и определений об атмосфере и атмосферных явлениях.
Учитель: Согласитесь, неизвестный автор прав: « Нет ничего более практичного, чем хорошая теория!» (Неизвестный автор) ( на слайде – эпиграф и тема 1-го тура)
Поэтому задачей первого тура является повторение всего объема теоретического материала( терминов, цифровых данных) по изученному разделу.Каждому предлагается ответить на 10 вопросов, 1 правильный ответ-10 баллов.
Задание для 1 ученика:
- Воздушная оболочка Земли , вращающаяся вместе с нею. (Атмосфера).
- Общий вес атмосферы (5* 10 в 15 степени т)
- Смесь газов- это воздух. Чему равно содержание азота в воздухе до 100-километровой высоты? (78 %)
- Крупные части атмосферы, обладающие однородными свойствами( температура, влажность, прозрачность).(Воздушные массы)
- Постоянные ветры, все время дующие в одном направлении в сторону экватора из области высокого давления. (Пассаты).
- Состояние тропосферы в данный момент времени над какой-либо местностью называют? (Погодой)
-Самый низкий метеорологический показатель. (Абсолютный минимум)
- Прибор для измерения скорости ветра. (Анемометр)
- Резкое кратковременное усиление ветра. (Шквал)
- Безжидкостный металлический барометр, из которого выкачан воздух. (Анероид)
Задание для 2-го ученика:
- Слой термосферы, в котором при столкновении космических частиц с частицами воздуха образуется особое электрическое свечение- полярное сияние. (Ионосфера).
-Самый низкий метеорологический показатель. (Абсолютный минимум)
- В сильно загрязненном воздухе городов образуется густой туман с примесью дыма и копоти.(Смог)
- Содержание этого газа в воздухе до 100-километровой высоты, без которого невозможно дыхание, сгорание и окисление, равно 21 %- кислород
- Местный ветер, 2 раза в сутки меняет направление: днем с водоема на сушу, ночью- с суши на водоем. (Бриз)
- Между тропиками и экватором дуют постоянные ветры- пассаты, а как называют постоянные ветры в умеренных широтах? (Западные ветры).
- Понижение температуры поднимающего воздуха- главная причина образования чего? (Облаков)
- Содержание аргона в воздухе до 100-километровой высоты равно ( 0,93%)
- Газовая оболочка, не имеющая резкой верхней границы и постепенно переходящая в космическое пространство. Состоит из смеси газов, водяного пара и примесей (аэрозолей). (Атмосфера)
- Зеленые растения, используя этот газ, образуют органические вещества (углекислый газ)
Задание для 3-го ученика:
- Самый влажный материк планеты. (Южная Америка)
-Отношение абсолютной влажности к возможной максимальной влажности воздуха при определенной температуре воздуха называется как?(Относительной влажностью воздуха)
- Содержание углекислого газа в воздухе до 100-километровой высоты равно (0,03 %)
-Обратное отражение поверхностью Земли солнечных лучей называется как? (Альбедо).
- Температура воздуха, при которой начинает происходить конденсация водяного пара называется ? (Точка росы).
- Самый верхний слой атмосферы , температура воздуха в котором достигает +1000+1500 градусов, состоит из 2 слоев- ионосферы и экзосферы.(Термосфера).
- Газ, образующий в стратосфере примерно на высоте 25-30 км особый слой, защищающий все живое на планете от вредных ультрафиолетовых лучей Солнца. (Озон)
-Слой, расположенный над стратосферой на высоте от 55 км до 85 км. Температура воздуха в этом слое атмосферы понижается, достигая на самой верхней границе(85 км) температуры -90 градусов. Именно в этом слое образуются особые серебристые облака из кристаллического льда. (Мезосфера)
- Тропосфера посредством тонкого слоя-тропопаузы(толщиной 1-2 км) переходит в следующий слой атмосферы, простирающийся до высоты 50-55 км. В связи в поглощением солнечной радиации озоном, образующемся именно в этом слое атмосферы, температура по мере увеличения высоты повышается на 1-2 градуса на каждый км.(Стратосфера)
- На сколько градусов понижается температура воздуха в тропосфере на каждые 100 метров? (0.6 градусов)
Задание для 4-го ученика:
-Многолетний режим погоды, характер для определенной местности (климат).
-На дне какого океана мы живем? (Воздушного)
-Самый плотный и самый нижний слой атмосферы, здесь сосредоточено 4/5 воздуха (тропосфера).
- В этом слое атмосферы, называемым «кухней погоды», сосредоточены почти все водяные пары, возникают облака и туманы, формируется погода. (Тропосфера).
- Академик, автор климатического районирования в зависимости от закономерности атмосферной циркуляции воздуха, классифицирует земной шар на 7 основных и 6 переходных поясов. (Б.П. Алисов)
- Сила, с которой воздух давит на земную поверхность, называется как? (Атмосферное давление).
- Область пониженного атмосферного давления с преобладанием сильного ветра и пасмурной погодой.(Циклон)
- Природная зона с постоянно сухим жарким климатом и скудной растительностью.(Пустыня)
-Районы, имеющие высокое атмосферное давление, называют максимумами давления, или…(антициклонами).
-Отношение суммы осадков к испаряемости ( Коэффициент увлажнения, Туркестан = 0,19, сухой климат)
2 тур «Вслед за воздухом - великим путешественником Земли»
«Собирай факты! Из них разовьется мысль»
Ж. Бюффон, французский натуралист
( на слайде – эпиграф и тема 2-го тура)

Все мы в одной лодке 1 2 3
Греки и атмосфера 1 2 3
Географические задачи 1 2 3 4
Разрешите представиться 1 2 3
Климатические пояса 1 2 3
Знакомые незнакомцы
( из курса географии 6-7 кл.) 1 2 3
Выход найден? 1 2 3
По – соседски 1 2 3
Приспособились 1 2 3
Без вины виноватые 1 2 3
Автора!!! 1 2 3
Воздушная азбука 1 2 3
Одним словом 1 2 3
Ветры 1 2 3 4
Атмосферные явления в пословицах и поговорках, в крылатых выражениях 1 2 3
Климат Казахстана 1 2 3
Рекордсмены 1 2 3
Реки- зеркало климата 1 2 3
ЕНТ-2010 1 2 3
Найдите лишнее 1 2 3

Все мы в одной лодке
1. Атомные взрывы, гигантские пожары (летние пожары в России, Казахстане), извержения вулканов( 2004-Кракатау, 2010-Эйяфьятлайокудль могут поднять в небо столько сажи и пепла, что они надолго закроют Солнце. По фильмам – катастрофам вы уже знаете, что выжить в таких условиях ни растения, ни человек, ни животные не смогут…. Назовите вид экологической катастрофы ( ядерная зима)
2. Впервые это явление было замечено в промышленных районах стран Западной Европы и США. Газеты рассказывали о курьезных случаях с блондинками, попавшими под дождь. Их обесцвеченные волосы окрашивались в ядовито зеленый цвет. Затем стало не до смеха. Вода разъедала краску на крышах автомобилей. Погибали целые леса, пропадал урожай на близлежащих фермах. Назовите это явление и объясните его происхождение (Кислотные дожди).
3. Накапливающиеся в атмосфере отходы промышленных предприятий ( углекислота) задерживают тепловое излучение у земной поверхности, создавая на планете более влажные и теплые климатические условия. С одной стороны это способствует улучшению состояния лесов, увеличения урожаев. С другой стороны, провоцируют таяние ледников и повышение уровня Мирового океана, под водой могут оказаться целые города и страны. (Парниковый эффект)
Греки и атмосфера
1. Этот античный грек впервые ввел термин климат-наклон. Ведь еще в Древней Греции знали , что от наклона-угла падения солнечных лучей зависят климатические условия на земной поверхности.(Гиппарх).
2. Как наука о погоде она начала формироваться еще в Древней Греции. Так Аристотель в 350 году до н.э. опубликовал труд «Метеорологика». Его ученик Теофраст описал 80 признаков дождя, 45 признаков ветра. (Метеорология).
3. В 5 веке до н.э.-2.5 тысячи лет назад греческий астроном Метон выставлял на городских площадях мраморные таблицы. Что было высечено на них? (предсказания неблагоприятных явлений природы- первые прогнозы погоды)
Географические задачи
( решение задач производится на интерактивной доске,
работа с флипчартами ( построение графиков, вычисления)
1. Альпинисты поднялись по склону горы на высоту 3000 метров. Барометр показал давление воздуха на данной высоте, равное 450 мм рт.ст. Какое атмосферное давление было у подножья горы?
(3000 разделить на 10 =300 рт.ст. 300+450=750 мм рт.ст.)
2. На высоте в 3000 м термометр показал 0 градусов С. Какая температура воздуха была в это же время у подножья горы?
(+18 градусов 3 умножить на 6=18)
3. Дано: показания температуры воздуха( за каждые сутки первой недели октября): +8, +12, +7, +3, -1, -4, -5. Начертите график изменения температуры, вычислите амплитуду и среднюю температуру за неделю.
( средняя температура +2,8, амплитуда 40)
4. Дано:
Сентябрь- 30 дней. С-4 дня
С-В-3дня
С-З-5 дней
З- 6

Ю-3 дня
Ю-В-3 дня
Ю-З-4. Без ветра- 2.
Постройте розу ветров ( работа с флипчартами).

Разрешите представиться,…
( видеоролики с заранее записанными интервью школьных учителей музыки, биологии и физики демонстрируется на интерактивной доске).
1. Добрый день, меня зовут Акимова Екатерина Владимировна. Я работаю учителем биологии и химии. У меня такой вопрос к участникам. Геоботаника-наука о растительном покрове Земли. Большая часть поверхности планеты- это пустыня красноватого оттенка. Многолетние исследования этой планеты, проведенные известным советским астрономом Г.А. Тиховым, позволили ему утверждать что на планете, несмотря на суровость климата и разреженность атмосферы, имеется растительность. Около трети поверхности окрашена в зеленовато- серый цвет, с наступлением весны эти пятна становятся темно- зелеными. Эти исследования положили начало новой науке- астроботанике. Назовите планету. (Марс)
2. Добрый день, меня зовут Кусаинбекова Бану Абильбековна. Я работаю учителем физики. У меня такой вопрос к участникам. На уроках физики мы используем гигрометр- прибор для определения влажности воздуха. Именно это свойство человеческого волоса позволило использовать его при работе с гигрометром. (Удлиняться при увеличении влажности воздуха и наоборот).
3. Добрый день, меня зовут Мусралимова Айнаш Кадырбаевна . Я – учитель музыки. У меня такой вопрос к участникам. Все известно музыкальное произведение Вивальди «Времена года»- заслушивается фрагмент. Композитору удалось передать все изменения в природе, связанные с наступлением весны, лета, осени и зимы. В каком климатическом поясе ярко выражены 4 времени года? ( В умеренных поясах четко выражены 4 сезона года)
Климатические пояса
Работа с климатической картой.
1. Утром солнечные лучи начинают нагревать земную поверхность. От земли нагревается воздух. Усиливается испарение. В поднимающемся влажном и теплом воздухе образуются мощные кучевые облака. Погода стоит жаркая, влажная и душная. После полудня выпадают ливневые осадки(в течение года- до 2000 мм). Вечером и ночью ясно и тихо. И так каждый день в течение года. О каком климатическом пояса идет речь?
(Экваториальный климатический пояс Земли) – карта.
2. Этот климатический пояс в связи с пониженной облачностью получает много солнечного тепла. Здесь наблюдаются самые высокие температуры на планете и расположены самые сухие области мира. В этих широтах воздух опускается к земной поверхности и создает постоянно высокое атмосферное давление. Летом температура воздуха очень высокая, зимой –несколько ниже. Погода всегда ясная, жаркая, сухая, дожди выпадают очень редко, недаром здесь расположены такие пустыни, как Атакама, Сахара, Калахари, Виктория, Аравийская.
(Тропический климатический пояс Земли) – карта.
3. Летом сюда перемещается и господствует экваториальный воздух, зимой – тропический. Выделяется 2 сезона- влажный (лето) и сухой (зима). В этом климатическом поясе расположены саваны и редколесья. (Субэкваториальные пояса) – карта.
4. Именно в этом климатическом поясе расположена территория Казахстана ( В южной части умеренного пояса) – карта
Знакомые незнакомцы ( из курса географии 6-7 кл.)
1. Географическая широта-высота Солнца над горизонтом, движение воздушных масс, рельеф, близость океанов, характер подстилающей поверхности- о чем идет речь? (Климатообразующие факторы).
2. График направлений и повторяемости ветра в любом районе в течение определенного времени (Роза ветров)
3. Как называют полосу высокого давления, которая проходит над равнинной частью Казахстана в холодный период по параллели 50 с. ш., к северу и югу от нее атмосферное давление постепенно понижается.(Ось Воейкова)
Выход найден ?
1. Самые жесткие нормативы в мире по выбросам в атмосферу вредных веществ были введены в этом азиатском государстве. В результате использования специального очистного оборудования и фильтров стал чище воздух крупных городов, уменьшилось число заболеваний, вызванных вредными выбросами в атмосферу предприятий и транспорта.(слайд «Япония»)
2. Проблема загрязнения атмосферы- одна из самых актуальных и глобальных проблем, решить которую в силах объединенные усилия всех стран мира . Как называется дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992), подписанный в декабре 1997 года 159 странами мира. Подписавшие его страны договорились о необходимости сокращения выбросов парниковых газов, которые вызывают глобальное потепление. Документ предусматривает, что в период с 2008 по 2012 годов общий объем выбросов в атмосферу двуокиси углерода, метана и других парниковых газов должен быть сокращен на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Каждое государство получает определенные лимиты на выброс в атмосферу вредных газов. Если какая-либо страна не использует полностью свои лимиты, то она имеет право их продать как неиспользованные квоты. (Слайд с изображением дыма из заводских труб). Ответ: Киотский протокол. Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, не были обременены обязательствами, но могли брать на себя добровольные обязательства и получать под них финансирование. Соединенные Штаты Америки заявили о неучастии в протоколе до 2013 года.
3. Что предложил глава ООН Пан Ги Мун в 2010 году для сохранения баланса газового состава атмосферы? (Слайд с портретом Пан Ги Муна).Ответ: высадить 1 миллиард деревьев как источник кислорода на планете.
4. Один из основных загрязнителей атмосферы- тепловые станции ТЭЦ. Во второй половине XX века ученые предложили человечеству источники энергии, выгодно отличающиеся не только экологичностью, но и неисчерпаемостью. Развитые страны воспользовались советом ученых. О каких источниках идет речь? Ответ: альтернативные- энергия Солнца, приливов и отливов, ветра, геотермальное тепло.
(На слайде названия стран, где широко применяют альтернативные источники энергии).
По-соседски
1. Планета, совсем лишенная атмосферы, ближе всех расположенная к Солнцу, повернута к нему одной стороной. Максимальная температура на поверхности этой планеты, наиболее близко расположенной к Солнцу, днем достигает +450…+480 градусов, на другой темной стороне стоит жестокий мороз до - 270 градусов. Назовите планету.
(на слайде-Меркурий).
2. Атмосфера этой планеты похожа на земную атмосферу 5-3 млрд лет назад. На 97% она состоит из ядовитых газов, а температура достигает+100 градусов С.(На слайде- Венера- планета- «близнец Земли», так называют эту планету, переживающую те же геологические процессы, что и Земля в прошлом).
3. Главная причина образования течений на поверхности Мирового океана- ветер. Как определить, не имея под рукой климатической карты, направления пассатов и западных ветров по физической карте?
Ответ: главная причина образования течений на поверхности Мирового океана- ветер. Направления течений и ветра совпадают, в экваториальном поясе надо проследить направление северных и южных пассатных течений- Северное пассатное течение, Южное пассатное течение, в умеренных широтах- направление течений с запада на восток- Течение Западных Ветров.
(Ответ должен подтвердиться показом на карте).
4. Города- порты Мурманск, Осло, Хельсинки, Копенгаген могут принимать торговые суда в течении всего года, даже зимой. Почему?
Благодаря теплому Северо- Атлантическому течению зимой прибрежные воды у берегов Скандинавии и Мурманска не замерзают. (Ответ должен подтвердиться показом на карте).
Приспособились!!!
1. Если кому-нибудь из жителей, обитающих на северо-западе китайской провинции Юньнань нужен дождь, они просто выходят на улицу и начинают кричать: «Дождик! Дождик!». Чем сильнее кричат, тем сильнее дождь, чем дольше кричат, тем дольше льет дождь. Объясните причину такого феномена в природе. (Ответ -такое явление наблюдается в горах Гаолигуншань в районе группы озер под названием «Заколдованные». Стоит кому-нибудь громко заговорить на берегу озера, с неба проливается вода. Ученые полагают, что воздух в этой местности настолько перенасыщен влагой, что малейшее сотрясение его вызывает образование из паров воды дождевых капель).
2. Этот 25-метровый житель африканских саванн часто называют «8 –е чудо света», «Страж саванны»; живет до 5 тысяч лет и достигает 40-ка метров в обхвате. Его мудростью восхищаются местные жители, так как он отлично приспособился к особенностям климата: в прохладную погоду он зеленеет, а теплую -сбрасывает листья, чтобы сэкономить влагу в стволе, где хранится до 120 литров воды, ведь она пригодится ему в сухой сезон. ( Ответ на слайде- баобаб- житель африканских саванн).
3. Любителям экстремального вида отдыха, желающим посетить Антарктиду, необходимо захватить с собой солнцезащитный крем и солнечные очки. Зачем они там могут пригодиться – на материке, называемом «холодильником Земли»? Ответ: Антарктиду называют « Страной морозов и жестокого солнца». Южнополярным летом без очков из-за высокого альбедо можно потерять зрение, а кожа не просто приобретет загар, а может получить солнечный ожог. Полгода длится полярный день, через чистый и прозрачный воздух легко проникают солнечные лучи, отражаясь на 90 %, они могут повредить кожу и сетчатку глаз.
4. Перед вами животные и растения. Что объединяет их в одну группу?
на слайде- верблюд, антилопа- сайгак, джейран, верблюжья колючка, агава, кактусы, алоэ, саксаул, зонтичная акация, баобаб, змеи - приспособление к жизни в жарких и засушливых условиях. Хвойные, киты, ластоногие, овцебыки – приспособление к холодным условиям.
Без вины виноватые
1. Этот газ по праву считается «утеплителем», «шубой» Земли. Он пропускает солнечную энергию, но задерживает тепловое излучение Земли, благодаря ему планета не остывает в холодном космическом пространстве. Повышение его концентрации может привести к парниковому эффекту и ускорению таяния горных и полярных льдов.
(Углекислый газ)
2. Долгое время газ считался бесполезным, поэтому и назвали его безжизненным- azoos пока биологи не обратили внимание на то, что именно его соединения обеспечивают минеральным питанием растения, повышают урожайность культур. (Азот)
3. О «Ревущих сороковых» вы знаете. Почему области южного и северного полушарий (30-35 с.ш. и ю.ш.) во времена парусного мореплавания XV- XVIII вв.получили печальное название- «Конские широты»? (Ответ: корабли, шедшие в Вест-Индию, попадали во внутренние части субтропиков, где царят антициклоны и штили- безветрие. Чтобы сберечь запасы пресной воды во время затяжных штилей, приходилось выбрасывать взятых для работы в Новом Свете лошадей, так как в Вест-Индии лошади не были одомашнены).
Автора!!!
1. Газовый состав воздуха был изучен уже давно. Еще в 1774 году этот французский ученый изучил основные составные воздуха и установил присутствие в нем кислорода и азота. (Антуан Лавуазье)
2. В 1765 году этот ученый открыл атмосферу Венеры и ввел в научную терминологию термин «атмосфера» (портрет М.В.Ломоносова)
3. Какой ученый впервые измерил атмосферное давление и, тем самым, доказал его существование. (Б. Э.Торричелли, XVII век)
Воздушная азбука
«А»
«Т»
«И»
«К»

Свойства климата, обеспечивающие возможность сельскохозяйственного производства
(Агроклиматические ресурсы) Летом муссоны, дующие с Индийского океана, переносят экваториальные воздушные массы в зону субтропического пояса. Воздушные массы, насыщенные влагой, не могут перевалить за Гималаи и осадки выпадают у южных склонов гор ( до 12000 мм-Черапунджи). Какое название носит природная зона у подножья южных склонов Гималаев, сильно заболоченная из-за обильных осадков, в густых зарослях леса обитают тигры, слоны, буйволы;
Ответ: тераи, по- гречески «тера»- «чудовище»
( Слайд с изображением заболоченной местности) Температура в тропосфере с высотой повышается. Но если земная поверхность отдает воздуху больше тепла, чем за то же время получает, она охлаждается, от нее охлаждается и воздух над ней. Может быть вызвана стеканием на дно межгорных котловин холодного воздуха или вытеснением теплого воздуха, подтекающим под него холодным воздухом.
(Инверсия).
Переход вещества из газообразного состояния в жидкое
Конденсация

Разница между самой высокой и самой низкой температурой (Амплитуда) Скопление мельчайших капелек воды у земной поверхности.
(Туман)
Свойство погоды
(Изменчивость)
«Карта-язык географии». А как называются карты, на которые нанесены показатели климата(изогиеты, изотермы, изобары)-?
Климатические

Сухие области Земли, катастрофические засухи в которых могут продолжаться несколько лет подряд.
(Аридные области- Сахара, Аравия, Виктория, пустыня Атакама -показ на карте)
1 жаркий, 2 умеренных, 2 холодных и 2 пояса морозов- о чем идет речь?
( Тепловых поясах Земли- показ по карте)
Белоснежный кристаллический ледяной слой, образующийся на земной поверхности и различных предметах при понижении их температуры по сравнению с температурой воздуха . (Иней) Наука, изучающая особенности климата
Климатология

Одним словом (на слайде)
-«Легкие планеты»- сельва
-«Туманный Альбион»- Англия
-«Печка Европы»- Гольфстрим
-«Одежда»Земли, «Броня планеты»- атмосфера
-«Зеленый мир» - «Гринпис»
-«Рекордсмен -89.2», «Ледяной континент», «холодильник Земли», «Страна морозов и жестокого солнца», «Самый высокий материк», «Материк науки и мира»- Антарктида
-«Бог сильных ветров» с индейского- торнадо
-«Мороз и солнце,
День чудесный…» (А.С.Пушкин стихотворение «Зимнее утро») – антициклон
«Белые мухи» полетели»- говорили казахи в старину о чем?- снежинки
«Времена года»- муссон, ветер 2 раза в год меняющий направление
«В доме пахнет пирогами» -назовите свойство воздуха и воды- диффузия
В холодное время года и засушливое время года они бывают тонкими, а в теплые и влажные годы – толстыми- годовые кольца деревьев.
Ветры
1. Местные ветры.
Найдите местный ветер, который можно охарактеризовать так: сильный и холодный ветер, который дует из низких горных хребтов сторону относительно теплого моря. Достигая воды, вызывает сильные волны и понижает температуру воздуха на морском берегу. Ответ:4- Бора
1.Самумы 3. Бризы
2. Фены 4. Бора

2. Циклонические ветры.
Определите по карте районы распространения тропических циклонов. Ответ :1-6, 2-5,3-4.
1. Ураганы 2. Тайфуны 3. Вилли-вилли
4. Циклон, возникающий в Индийском океане между северо-западным побережьем Австралии и Кокосовыми островами 5. Циклоны, формирующиеся в Тихом океане в районе Желтого моря и Филиппинских островов 6. Циклоны, вызывающие мощные ураганы
( «Катрина», «Нэнси») в Атлантическом океане в пределах Карибского бассейна и островах Зеленого мыса.

3. Феномены в природе
«Дождь из кроссовок», «Дождь из апельсинов», «Дождь из рыб»,
« Дождь из лягушек с водорослями» - такими заголовками порою пестрят газеты жителей умеренных поясов Земли. И действительно, с неба сыпется вместо дождя и снега целое море бесплатных даров необычного дождя?
Ответ: причина - образование смерча. В смерче воздух носится с большой скоростью до 100 км/с по спирали, затягивая в себя легкие предметы. А потом, когда смерч теряет силу, они падают на землю.
4. «Горные «двери»
Тектоническое понижение между Тарбагатаем и Джунгарским Алатау древними народами на территории Казахстана называлось «Земная дверь», пользуясь которой в средневековье в Степь проникали полчища Шынгысхана, китайские войска династии Тан, армия джунгар и сейчас является неиссякаемым источником альтернативного вида энергии, так как через этот горный проход дуют ветры сайкан и эби. Назовите географический объект. Ответ: понижение Джунгарские Ворота – показ на карте.
Атмосферные явления в пословицах и поговорках, в крылатых выражениях, в заметках путешественников
1. Жители этой природной зоны, вечные кочевники - «синие призраки», на свое 18-летие получают в подарок синее покрывало, закрывающее лицо так, что остается лишь узкая полоска для глаз и больше никогда в жизни не снимающее его, говорят, что «солнце их родины заставляет кричать даже камни»
Ответ: туареги- жители Сахары, в жару с треском лопаются камни, нагреваясь до +70 С.
2. Иногда в зимой наступают такие дни, когда кажется, что наступила весна. С крыш капает вода, весело чирикают воробьи, ярко светит солнце, на улице тепло и пахнет весной. А через 2-3 дня опять мороз и пронизывающий ветер. Чем вызвано резкое и кратковременное потепление? Почему среди казахов-скотоводов была распространена поговорка: «Бай до первого джута»? Ответ: вторглись с юго-запада теплые тропические иранские воздушные массы, повышающие температуру на юге до 10, на севере до 5 градусов. Затем наступает похолодание, что приводит к образованию гололеда, который и вызывает массовый падеж скота- джут. Так казахские баи лишались скота- главного богатства казахов.
3. Какие облака, из которых не выпадают осадки, расположены на высоте 6 км , состоят из льдинок, моряки называли «кошачьими хвостами».
Ответ на слайде- перистые облака.
4. «…Зимой здесь целые месяцы на ярко-голубом небе сверкает солнце. Воздух настолько сухой, , что ящики столов и двери перестают запираться- в них образуются трещины шириной в палец, кожаные вещи становятся твердыми, как дерево. Летом дерево набухает так, что двери и ящики столов теперь не закрываются. Склеенные предметы распадаются. Конверты склеиваются сами. Плесень везде, по утрам наши ботинки оказываются поросшими красивыми зеленовато- желтыми грибами…» В. Арсеньев. Объясните причину возникновения такого климата.
Ответ: Восточная и Южная Азия – один из самых влажных регионов мира. Климат муссонный. Зимой северо- восточный муссон дует с остывшего материка в сторону моря- погода сухая и ясная. Летом дует юго-западный муссон с Индийского океана. Воздушные массы, не могут перейти через склоны Гималаев и сбрасывают осадки.
Рекордсмены
1. Самая низкая температура на территории Казахстана -57 градусов была зафиксирована в этом годе. Ответ: Атбасар
2. По какому признаку Черапунджи и Гавайи делят между собой «пальму первенства»? Ответ: они получают наибольшее количество осадков: Гавайи 11684 мм/год, Черапунджи 1 660 мм/ год.
3. Где выпадает наибольшее количество осадков на территории Казахстана Ответ: Западный Алтай,1600-1700 мм в год.
Реки- зеркало климата
1. Весь гигантский мир Амазонии размером в 7 млн км кв обязан своим существованием царице рек- Амазонке, равной 25-ти Волгам или 12-ти Енисеям или Конго + Янцзы + Миссисипи + Обь вместе взятыми. Какие постоянные климатические факторы делают возможным существование этого удивительного мира, где «вода господствует над землей»? Ответ: расположение реки и ее притоков в экваториально-субэкваториальном климате обуславливает стабильность дождевого источника питания: давление низкое, погода жаркая, влажная, душная.
2. Периодически пересыхающие реки Африки и Австралии, русла которых наполняются водами коротких дождей лишь на короткое время.Ответ: вади и крики, показ на карте.
3. Единственная река в мире, дважды пересекаемая экватором, что делает ее 2-й рекой мира по полноводности и самой полноводной в восточном полушарии. Ответ: Конго-Заир), показ на карте.
ЕНТ( вопросы из сборника )
1. Солнечные лучи, падающие в районе географических полюсов, называются скользящими
2. Условия климата Северного Казахстана благоприятны для повсеместного выращивания -зерновых культур
3. Самый засушливый район Казахстана- территории, прилегающие к северо-восточной части Арала
4.Природная зона одного сезона года - экваториальные леса.
«Найдите лишнее»
Изобата
Изогиета
Изотерма
Изобара
Субэкваториальный южный климатический пояс
Субтропический северный климатический пояс
Субумеренный южный климатический пояс
Субполярный северный климатический пояс
Долина Смерти= 57
Оймякон=71
Тар = 53
Эль – Азизия = 58


3 тур.
Финал «Вам письмо».
«Добрый день. Пишет вам житель необычайно сурового, но прекрасного уголка Азии- самой большой части света. Наше государство расположено в том же политико-географическом регионе, что и Республика Казахстан. Летом в нашей местности стоит нестерпимая жара: днем в тени до +45, почва нагревается до + 70. Ночью прохладно. Зимой при полном отсутствии снега свирепствуют 40-градусные морозы. Прошлой зимой у нас из-за морозов пал почти весь скот. Об этом передавали средства массовой информации. И в летнюю жару, и в морозные дни круглые сутки дуют сильные ветры. Пустыня, на которой мы живем, производит впечатление застывшего каменного океана, над которым круглый год поразительно голубое небо, недаром голубой - наш любимый национальный цвет. Как тяжело бы нам не приходилось, мы с гордостью заявляем, что живем в пустыне, которая по праву носит титул «Суровое сердце Азии».
Ответ-это письмо от жителя Монголии. Резко континентальный климат, Центральная Азия, Гоби (слайд жителя и самой пустыни).
III. Заключение : итоги проделанной работы.
Учитель: по итогам урока-игры наибольшее количество правильных баллов и ответов набрали следующие ученики: . Завершено изучение еще одного раздела нашей программы. Однако мы будем постоянно возвращаться к данной теме. В результате действия климатообразующих факторов климат на нашей планете весьма разнообразен: зной и холод, ветры и осадки, к которым приспособились живые организмы в природе. Однако климат не остается неизменным. В природе все меняется, но меняется постепенно, порою за миллионы и миллиарды лет. Скорость изменения процессов в атмосфере возрастает именно из-за вмешательства человека, тем самым нарушается хрупкое экологическое равновесие в природе, нарушается такой закон развития географической оболочки, как целостность.
В погоне за экономической прибылью антропогенная нагрузка на атмосферу, на природу в целом увеличивается из года в год, ведь человек берет у природы все для своего существования. Сбываются слова знаменитого ученого Альберта Эйнштейна, который еще в середине 20-го века предупреждал нас : «НТП- топор в руках человечества». По данным зарубежных экологов, 21 августа 2010 года стал днем-«точкой невозвратности», с этого дня все добываемые минеральные ресурсы берутся «в долг» у будущих поколений. Когда в сознании каждого из нас прочно закрепится мысль о том, что Земля- наш общий дом, единственная на сегодняшний день планета, известная человечеству, где созданы все условия для существования живой природы, тогда у человечества появится шанс сохранить собственную среду обитания, и «точка невозвратности» наступит еще не скоро.
Рефлексия- слово победившему ученику( могут выступить и другие желающие) об актуальности проблемы загрязнения атмосферы( при подготовке к игре учащиеся готовили спич по данной проблеме).
IV. Домашняя работа. Закончить практическую работу «Климат Земли» по оформлению контурной карты, составить вопросы по изученному разделу для подготовки к ЕНТ( задание отражено на слайде).
Категория: География | Добавил: Шара (2013-09-20) | Автор: Тлегенова Ардак Дауылбаевна E
Просмотров: 3912 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 5:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru