Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Экологические проблемы Казахстана
конспект урока
на тему:
«Экологические проблемы Казахстана»

Глуханькова Татьяна Сермагамбетовна
учитель истории и географии
Ащелисайской средней школы- детский сад
Каргалинского района, Актюбинской области

Пояснительная записка
Данный урок в разделе «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана» занимает особое место, так как экологические проблемы сегодня являются актуальной темой , вызывающие особый интерес общественности и необходимость неотъемлемого вмешательства всех граждан республики в их решение.
Для качественного проведения урока рекомендую использовать интерактивное оборудование, слайдовый материал. Урок построен с использованием технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо, ИКТ.
На начальном этапе урока целесообразно проведение психологической мобилизации и позитивного настроя учащихся на урок. Следующий этап урока- объявление новой темы, с последующей постановкой целей и задач урока. Рекомендую данный этап проводить совместно с учащимися, так как это позволит выявить мотивацию учащихся и их заинтересованность темой.
Демонстрация слайдов экологической направленности позволят «увидеть» проблему изнутри, красочно и содержательно раскроют ее содержание.
На первой стадии урока - фазе вызова, после просмотра слайдов, рекомендую применить стратегию «Ассоциации»- эта обучающая стратегия, которая побуждает учащихся думать свободно и открыто по теме. Это форма мышления, которая ассоциируется с тем, как работает наш мозг. Учащиеся придумывают словесные, графические и иные ассоциации к ключевому слову «Экологические проблемы». Целесообразно после каждого вида деятельности проводить анализ, делать выводы.
На второй стадии урока- фазе реализации смысла- с целью погружения учащихся в сущность проблемы, предлагаю использовать стратегию «Инсерт» или «Пометки на полях» - этот прием является средством, позволяющим учащимся отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учащихся необходимо ознакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста или текста учебника. Данный прием требует от учащихся не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст и отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста.
В качестве знаков можно предложить следующее:
«V»- я это знаю;
«+» - для меня это новая информация;
«-« - эта информация противоречит моим представлениям;
«?»- хочу знать об этом больше.
Наиболее приемлемый вариант завершения данной работы с текстом- это устное обсуждение.
После качественного анализа прочитанного текста, предлагаю учащимся разработать кластер с последующей защитой своего мини- проекта. Смысл данного приема заключается в попытке систематизации имеющихся знаний учащихся по теме. Кластер –это графическая организация материала, показывающая смысловые поля понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по какой-либо теме. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие «Проблемы, требующие быстрого решения», а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, от которых лучи расходятся далее. После выступления учащихся, предлагаю сделать вывод. При организации и проведении урока с позиций здоровьясбережения целесообразно проведение физкультминутки.
На конечной стадии урока- фазе рефлексии, целесообразно проведение таких заданий, которые позволят закрепить и систематизировать имеющиеся знания учащихся. Предлагаю учащимся подготовить краткое сообщение по проблеме, выступить с анализом.
Еще один способ закрепления материала и рефлексии- стратегия неоконченных предложений. Учитель предлагает начало предложения, а учащиеся его заканчивают. Стратегия неоконченных предложений позволит выявить наиболее запомнившиеся и непонятные моменты урока.
Закончить урок рекомендую слайдовым материалом живописных мест нашей Родины, призывать учащихся ценить, беречь и охранять богатства Казахстана.
Подводя итоги урока выставлять оценки, используя элемент взаимооценивания и оценивание с комментариями работы каждого учащегося.

класс: 8 предмет: география Казахстана
Тема: Экологические проблемы Казахстана.
Цель: изучить основные экологические проблемы Казахстана;
Задачи:
Образовательная: сформировать знания учащихся об экологических проблемах
Казахстана, научить учащихся анализировать причины
возникновения экологических нарушений, выявить
особенности их влияние на природу и жизнь человека;
Развивающая: продолжить развивать умение анализировать и делать
выводы, развивать речь, мышление, умение
быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли;
Воспитывающая: формировать интерес к предмету; воспитывать в учащихся
чувство бережного отношения к природе, способствовать
формированию активной гражданской позиции.
Оборудование: физическая карта Казахстана, интерактивная доска, слайдовая
презентация, полоски бумаги, корзина
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный, анализ, стратегии ТРКМ
Ожидаемый результат:
работая по предложенному плану урока учащиеся смогут:
* формулировать учебные цели и задачи урока;
* думать свободно и открыто по теме;
* активно и внимательно читать, отслеживать собственное понимание в
процессе чтения текста;
* систематизировать полученные знания через составление опорных
схем- кластеров;
* формировать навыки публичного выступления, умение анализировать, делать выводы и отстаивать собственную позицию;
* объективно, справедливо оценивать друг друга.
Ход урока:
1.Огранизационный момент:
-приветствие –слайд №1
- психологическая мобилизация слайд №2-10

2.Актуализация знаний: Блиц- опрос
1.Перечислите известные вам виды природных ресурсов? (топливно- энергетические, минеральные, климатические, водные, почвенные и растительные, ресурсы животного мира).
2.Как называется наука, изучающая закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды? (экология).
3.Назовите территории, благоприятные для существования человека? (лесные массивы, горные районы с природными ландшафтами)
4. Назовите территории, неблагоприятные для существования человека? (районы месторождений, промышленные города, Приаралье, зона бывшего ядерного полигона)
5.Каково влияние экологического состояния окружающей среды на здоровье и благополучие человека?
3.Вступительное слово учителя:
1.Объявление темы урока- «Экологические проблемы Казахстана» слайд №11
2.Совместная с учащимися формулировка целей и задач урока
3. Эпиграф к уроку –слайд №12
4. Работа по слайдам № 13-27- повысить мотивацию учащихся к изучению темы
4.Изучение нового материала:
1. Фаза вызова
- стратегия «Ассоциации»- Какие ассоциации возникают у вас со словом «Экологические проблемы Казахстана ?» слайд№28
(раздать учащимся полоски бумаги для оформления ассоциаций) + корзина
Слово учителя
Общие сведения о масштабности экологических проблем в Республике Казахстан- выступление комментировать работой по физической карте Казахстана
2.Фаза реализации смысла
стратегия «Инсёрт» (пометки на полях)
текст на стр.219-220 п.№1 слайд №29+ обсуждение итогов работы
стратегия "Кластер"
стр.219-220 составьте кластер «Проблемы, требующие быстрого решения» слайд №30+ анализ
5. Физминутка -слайд № 31
Задание: слайд №32
подготовить сообщение на 2-3 мин. по заданной теме + анализ +вывод.
6. Закрепление
*Слайд-шоу-«Как прекрасна природа родного края» №33-38
*Беседа с учащимися:
что означают слова ««Только тот может быть патриотом своей Родины, кто умеет ценить и любить природу родного края».
Л.Н.Толстой» - слайд № 39
3. Фаза рефлексии- слайд № 40 стратегия «неоконченных предложений»
- «сегодня на уроке я узнал…..»
- «Непонятным было…………»
8. Оформление домашнего задания - слайд № 41
-параграф 51;
-просмотреть записи в тетради.
9. Итоги урока- слайд №42 «Всё в наших руках»
10. Оценивание, взаимооценивание с комментариями
Категория: География | Добавил: аимтор (2013-11-27)
Просмотров: 2931 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 3:31 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru