Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
конспект урока на тему: «Экологические проблемы Казахстана» Глуханькова Татьяна Сермагамбетовна учитель истории и географии Ащелисайской средней школы- детский сад Каргалинского района, Актюбинской области Пояснительная записка Данный урок в разделе «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана» занимает особое место, так как экологические проблемы сегодня являются актуальной темой , вызывающие особый интерес общественности и необходимость неотъемлемого вмешательства всех граждан республики в их решение. Для качественного проведения урока рекомендую использовать интерактивное оборудование, слайдовый материал. Урок построен с использованием технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо, ИКТ. На начальном этапе урока целесообразно проведение психологической мобилизации и позитивного настроя учащихся на урок. Следующий этап урока- объявление новой темы, с последующей постановкой целей и задач урока. Рекомендую данный этап проводить совместно с учащимися, так как это позволит выявить мотивацию учащихся и их заинтересованность темой. Демонстрация слайдов экологической направленности позволят «увидеть» проблему изнутри, красочно и содержательно раскроют ее содержание. На первой стадии урока - фазе вызова, после просмотра слайдов, рекомендую применить стратегию «Ассоциации»- эта обучающая стратегия, которая побуждает учащихся думать свободно и открыто по теме. Это форма мышления, которая ассоциируется с тем, как работает наш мозг. Учащиеся придумывают словесные, графические и иные ассоциации к ключевому слову «Экологические проблемы». Целесообразно после каждого вида деятельности проводить анализ, делать выводы. На второй стадии урока- фазе реализации смысла- с целью погружения учащихся в сущность проблемы, предлагаю использовать стратегию «Инсерт» или «Пометки на полях» - этот прием является средством, позволяющим учащимся отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учащихся необходимо ознакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста или текста учебника. Данный прием требует от учащихся не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст и отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста. В качестве знаков можно предложить следующее: «V»- я это знаю; «+» - для меня это новая информация; «-« - эта информация противоречит моим представлениям; «?»- хочу знать об этом больше. Наиболее приемлемый вариант завершения данной работы с текстом- это устное обсуждение. После качественного анализа прочитанного текста, предлагаю учащимся разработать кластер с последующей защитой своего мини- проекта. Смысл данного приема заключается в попытке систематизации имеющихся знаний учащихся по теме. Кластер –это графическая организация материала, показывающая смысловые поля понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по какой-либо теме. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие «Проблемы, требующие быстрого решения», а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, от которых лучи расходятся далее. После выступления учащихся, предлагаю сделать вывод. При организации и проведении урока с позиций здоровьясбережения целесообразно проведение физкультминутки. На конечной стадии урока- фазе рефлексии, целесообразно проведение таких заданий, которые позволят закрепить и систематизировать имеющиеся знания учащихся. Предлагаю учащимся подготовить краткое сообщение по проблеме, выступить с анализом. Еще один способ закрепления материала и рефлексии- стратегия неоконченных предложений. Учитель предлагает начало предложения, а учащиеся его заканчивают. Стратегия неоконченных предложений позволит выявить наиболее запомнившиеся и непонятные моменты урока. Закончить урок рекомендую слайдовым материалом живописных мест нашей Родины, призывать учащихся ценить, беречь и охранять богатства Казахстана. Подводя итоги урока выставлять оценки, используя элемент взаимооценивания и оценивание с комментариями работы каждого учащегося. класс: 8 предмет: география Казахстана Тема: Экологические проблемы Казахстана. Цель: изучить основные экологические проблемы Казахстана; Задачи: Образовательная: сформировать знания учащихся об экологических проблемах Казахстана, научить учащихся анализировать причины возникновения экологических нарушений, выявить особенности их влияние на природу и жизнь человека; Развивающая: продолжить развивать умение анализировать и делать выводы, развивать речь, мышление, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли; Воспитывающая: формировать интерес к предмету; воспитывать в учащихся чувство бережного отношения к природе, способствовать формированию активной гражданской позиции. Оборудование: физическая карта Казахстана, интерактивная доска, слайдовая презентация, полоски бумаги, корзина Тип урока: комбинированный Методы: словесный, наглядный, анализ, стратегии ТРКМ Ожидаемый результат: работая по предложенному плану урока учащиеся смогут: * формулировать учебные цели и задачи урока; * думать свободно и открыто по теме; * активно и внимательно читать, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста; * систематизировать полученные знания через составление опорных схем- кластеров; * формировать навыки публичного выступления, умение анализировать, делать выводы и отстаивать собственную позицию; * объективно, справедливо оценивать друг друга. Ход урока: 1.Огранизационный момент: -приветствие –слайд №1 - психологическая мобилизация слайд №2-10 2.Актуализация знаний: Блиц- опрос 1.Перечислите известные вам виды природных ресурсов? (топливно- энергетические, минеральные, климатические, водные, почвенные и растительные, ресурсы животного мира). 2.Как называется наука, изучающая закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды? (экология). 3.Назовите территории, благоприятные для существования человека? (лесные массивы, горные районы с природными ландшафтами) 4. Назовите территории, неблагоприятные для существования человека? (районы месторождений, промышленные города, Приаралье, зона бывшего ядерного полигона) 5.Каково влияние экологического состояния окружающей среды на здоровье и благополучие человека? 3.Вступительное слово учителя: 1.Объявление темы урока- «Экологические проблемы Казахстана» слайд №11 2.Совместная с учащимися формулировка целей и задач урока 3. Эпиграф к уроку –слайд №12 4. Работа по слайдам № 13-27- повысить мотивацию учащихся к изучению темы 4.Изучение нового материала: 1. Фаза вызова - стратегия «Ассоциации»- Какие ассоциации возникают у вас со словом «Экологические проблемы Казахстана ?» слайд№28 (раздать учащимся полоски бумаги для оформления ассоциаций) + корзина Слово учителя Общие сведения о масштабности экологических проблем в Республике Казахстан- выступление комментировать работой по физической карте Казахстана 2.Фаза реализации смысла стратегия «Инсёрт» (пометки на полях) текст на стр.219-220 п.№1 слайд №29+ обсуждение итогов работы стратегия "Кластер" стр.219-220 составьте кластер «Проблемы, требующие быстрого решения» слайд №30+ анализ 5. Физминутка -слайд № 31 Задание: слайд №32 подготовить сообщение на 2-3 мин. по заданной теме + анализ +вывод. 6. Закрепление *Слайд-шоу-«Как прекрасна природа родного края» №33-38 *Беседа с учащимися: что означают слова ««Только тот может быть патриотом своей Родины, кто умеет ценить и любить природу родного края». Л.Н.Толстой» - слайд № 39 3. Фаза рефлексии- слайд № 40 стратегия «неоконченных предложений» - «сегодня на уроке я узнал…..» - «Непонятным было…………» 8. Оформление домашнего задания - слайд № 41 -параграф 51; -просмотреть записи в тетради. 9. Итоги урока- слайд №42 «Всё в наших руках» 10. Оценивание, взаимооценивание с комментариями | |
Просмотров: 2941 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|