Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Урок географии в 10 классе Тема урока: География сельского хозяйства. Растениеводство. Цели урока: Дидактическая цель: используя компетентностный подход, обеспечить формирование знаний по теме. Обучающий аспект: Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций, сформировать знания о задачах и составе растениеводства, особенностях его функционирования и размещения. Развивающий аспект: Продолжить развитие информационных компетенций при помощи информационных технологий, умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, обеспечить навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Развитие умений самооценки и самоконтроля. Развитие коммуникативной компетенции в аспекте продуктивной групповой коммуникации с оформлением конечного результата в таблице и публичного выступления в МГ Воспитательный аспект: Формирование компетенции личностного самосовершенствования культуры мышления и поведения. Продолжить работу над формированием географической картины мира. Формирование навыков ЗОЖ. Оборудование: настенная физическая карта мира, политическая карта мира, сельское хозяйство мира; атласы; тетради учащихся; раздаточный материал – тексты, наборы продуктов питания и сельскохозяйственных культур. Слайд-программа. Используемые технологии: технология развития критического мышления посредством чтения и письма, ИКТ. КОЗ. Мотивационный этап АОЗ. Определение Ц и З урока Компетентность разрешения проблем (Самоменеджмент) Целеполагание и планирование деятельности Уровень II (ставят задачи, адекватные заданной цели) -Утро я предложила вам начать с одного из трех напитков. Как вы думаете, почему? - Каким общим свойством обладают данные напитки? - Какого происхождения чай, кофе и какао? -Какая отрасль хозяйства занимается их производством? - Сформулируйте тему урока, цель урока. Определите задачи. Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться с основными сельскохозяйственными культурами, районами их возделывания. Современная агрогеография представлена большим разнообразием типов сельского хозяйства, формирующихся в результате воздействия природно-климатических, социальных и экономических факторов. Сельское хозяйство возникло около 10 000 лет назад, когда человек перешёл от собирательства к выращиванию растений и разведению животных. В древности крестьянин питался тем, что выращивал сам, а горожанин – тем, что поставляли к его столу из ближайших сёл и деревень. Сегодня на нашем столе продукты со всего света, и вряд ли кто-нибудь задумывался о том, какой долгий и сложный путь они проделали, чтобы оказаться на нём. Изучив тему, вы станете более компетентными в данном вопросе. 1.Изучение темы. Информационная компетентность Извлечение первичной информации Уровень II -извлекает информацию по заданному вопросу из предложенной литературы, энциклопедического источника Материалы урока предлагаю структурировать в таблицу: Культуры Центры происхождения Районы возделывания Страны-экспортеры 1) Знакомство с тонизирующими культурами. - Найдите в тексте § описание названных ранее культур. - Внесите их характеристику в таблицу. Дополнительная информация (по ходу характеристики культур с показом слайдов культур): Кофе Арабское слово «кахва» означает «вино». Как бы то ни было, но кофе нам известен и нами любим благодаря кофейному дереву. Тонизирующее свойство кофе обусловлено большим содержанием кофеина – в одной чашке крепкого кофе содержится 100 мг этого вещества! И, вопреки стереотипам, кофе в умеренных дозах укрепляет сердце. Чай Слово «чай» произошло от китайского словосочетания «тцай-йе» - «молодой листочек». Чай тоже содержит кофеин, но в гораздо меньшем количестве (всего 3-5%), нежели кофе. Еще в чае имеются эфирные масла, но тонизирующее и легкое возбуждающее свойство чая обусловлено танинами, которые обладают Р-витаминной активностью. Какао В бобах тропического дерева какао содержатся крахмал, немного кофеина, белки, теобромин и, конечно же, какаовое масло. Напиток из какао не только бодрит, но еще и насыщает – исчезают голод и усталость, работоспособность повышается, движения легки, мысли стройны. - Какую группу образуют данные культуры? (тонизирующие) -Определите в словаре, что обозначает слово «тонус». Тонус – это длительное, не сопровождающееся утомлением возбуждение нервных центров и мышц. -Какое вещество в этих растениях приводит в легкое возбуждение нервную систему и относит их к тонизирующим? «Черный ящик» (энергетический напиток) -Вы можете заработать дополнительно 3-1 балл за определение продукта, который находится в ящике (в зависимости от количества подсказок, появляющихся на слайде). • Тонизирующий напиток, содержание кофеина немногим ниже, чем в том же объёме сваренного кофе. 3 балла • Содержит большое количество угольной кислоты (H2CO3)— так как это способствует более быстрому усвоению компонентов и быстрому наступлению тонизирующего эффекта. 2 балла • Стимуляторы действуют по простой схеме — взять из организма энергии много и сразу, а это ведёт к неизбежному истощению нервной системы, утомлению, бессоннице, проблемам с сердечно-сосудистой системой, нарушению обмена веществ. 1 балл • Систематическое употребление напитка может вызвать зависимость! Операционнныц этап 2) Организация работы в малых группах по изучению групп культурных растений, районов их распространения, центров происхождения. Компетентность разрешения проблем Планирование ресурсов Уровень II- планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи Оценка результата \ продукта деятельности Уровень I (- оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом) Информационная компетентность Извлечение первичной информации Уровень II (извлекают информацию по заданному вопросу из статистического источника, карт, учебной литературы) Обработка информации Уровень II (излагают полученную информацию в контексте решаемой задачи) Коммуникативная компетенции в аспекте продуктивной групповой коммуникации с оформлением конечного результата в таблице Коммуникативная компетентность Публичное выступление Уровень I- готовит план выступления, на основе заданных цели, целевой аудитории и жанра выступления Уровень II- - использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления, наглядные средства На столы в каждую группу даются образцы сырья или готовых продуктов растениеводства. Задание № 1 1. Рассмотрите стоящие перед вами продукты растениеводства. Подпишите их названия 5 баллов 2. Определите группу культур, пользуясь текстом учебника. Найдите на информационном столе этикетку с названием, прикрепите к своей стойке. 2 балла 3. Среди культур возможен «чужой»! 4 балла Если есть лишний продукт - отправьте его по назначению в нужную группу. Если вам предложат какую-либо продукцию- проанализируйте, ваш ли это продукт. Если да - примите. 4. Определите необходимые данные и заполните таблицу, предложенную учителем для 2-3 видов растений. Вы можете использовать дополнительную информацию о своих культурах, если есть необходимость. 8 баллов 5. Определите выступающего от группы. Возможен коллективный отчет. 2 балла за ораторское искусство. 1 балл за работу по карте Итого - 22 балла 1 группа – Зерновые культуры Образцы зерен -пшеница, ячмень, просо, овес, кукуруза Лишняя – подсолнечник Недостающая- рис 2 группа – масличные Образцы продуктов- соя, арахис, оливы Лишняя- рис Недостающих - нет 3 группа – сахаросодержащие Образцы- тростниковый сахар, свекольный сахар Лишняя – кунжут Недостающих – нет 4 группа – крахмалосодержащие Образцы- кукуруза, картофель Лишняя – имбирь Недостающие –нет 5 группа –волокнистые Образцы- лен, хлопчатник, каучук Лишних-нет Недостающих- нет 6 группа –пряности Образцы- лавр, перец, горчица. Кориандр Недостающие- кунжут, имбирь 3) «Зеленый ящик» (подсказки на слайде появляются поочередно) Информационная компетентность Извлечение вторичной информации Уровень I- извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям • Уникальный продукт, который наша, не самая щедрая природа буквально подарила жителям всего мира, как утверждал Н.Вавилов, а теперь и британские ученые . 3 балла • Содержит огромное количество витаминов и микроэлементов. В том числе витамины С, В1, В2, Р, Е, марганец и калий. 2 балла • Естественный источник легко усваивающегося организмом железа, которое очень необходимо для нормального функционирования кроветворной системы. 1 балл • Систематическое употребление продукта помогает умственной деятельности, дает возможность сосредоточиться Кушайте яблоки или пейте яблочный сок - это то, что поможет вам обеспечить ваш организм полезными веществами и это принесет огромную пользу для вашего организма. Показ слайдов о родине яблок, г.Алматы- «яблочном месте» - К какой группе культур относятся яблоки? - Какие культуры входят в эту группу? - Самостоятельно заполните таблицу по данным продуктам. 4) Подведение итога -На какие группы делятся все культуры? - Какая группа культур отличается от остальных своим назначением? - Почему большая группа культур являются техническими? - Какие культуры играют наибольшее значение в питании людей? 2. Обобщение (показ слайдов о глобальной продовольственной проблеме). - Какие страны, на ваш взгляд, хорошо обеспечены продуктами питания? Почему? - Какие страны испытывают недостаток продовольствия? - Почему продовольственная проблема считается глобальной? - Какие пути могут помочь решить данную проблему? Задания: Информационная компетентность Обработка информации Уровень II- делают вывод на основе полученной информации и приводят несколько аргументов или данных для его подтверждения Дайте определение термина «Зеленая революция». Определите основные направления «Зеленой революции» в 60-х и 80-х годах. Почему «зеленая революция» коснулась только крупных плантаций и иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах? Какие страны стали первыми «революционерами»? В чем заключается значение «Зеленой революции»? 3. Применение знаний в коллективной творческой работе Коммуникативная компетентность I ступень Продуктивная групповая коммуникация ученики выполняют действие в соответствии с заданием для групповой работы; II ступень -уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга. 1) Работа по созданию фирм для экспорта-импорта продукции. Задание № 2 Вам необходимо организовать фирму, которая будет оказывать посреднические услуги в покупке или продаже продовольственных культур в нашей стране. Возможно создание фирмы по выращиванию какой-либо культуры в нашей стране и ее продаже на внутреннем рынке. Выберите одну из изученных вами культур для создания фирмы, название, вид деятельности, определите страны- партнеры, транспортные пути для перемещения грузов. Название фирмы:________________________________________________ Продовольственная культура:_____________________________________ Вид деятельности (экспорт, импорт, производство для внутреннего потребления): _______________________________________________________ Обоснование:_________________________________________________________________________________ Страны-партнеры:______________________________________________ Транспортировка:____________________________________________________________________________ Максимальная оценка - 10 баллов 2)Заслушивание отчета «фирм». Организация дискуссии. Оценивание. Публичное выступление I ступень -соблюдают нормы публичной речи и регламент III ступень- применяет в своей речи логические или риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией; работают с вопросами на дискредитацию позиции Рефлексия Компетентность разрешения проблем Оценка собственного продвижения (рефлексия Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок: 15-20 баллов- «3» 21-26 баллов – «4» 27-32 балла – «5» - Какие новые знания вы получили на уроке? - Какие мысли у вас возникли о предмете сегодняшнего изучения? - Мы- то, что мы едим. Уж лучше быть голодным, чем что попало есть. У вас впереди много уроков- зарядите мозги грецким орехом, сердечко поддержите кешью, стабилизируйте нервную систему арахисом. Узнайте об этих и о других продуктах, которые бывают в вашем рационе, из Интернет-ресурса | |
Просмотров: 4532 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|