Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Обобщающий урок в 7 классе по теме «Африка» Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Африка» Задачи: Повторить обобщить знания учащихся по теме урока Продолжить работу по формированию навыков и умений учащихся выделять главное, сравнивать делать выводы Развивать память, внимание, быстроту и логику мышления, познавательный интерес к предмету; учить общению друг с другом в нестандартной ситуации воспитывать эстетический вкус и бережное отношение к природе. Оборудование: компьютер, бимер, физическая карта Африки, атласы, карточки с дополнительными заданиями, ручки. Ход урока Вступительное слово учителя. « Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль её красной земли, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой – нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира» Кто не мечтал о странствиях и приключениях? Кто не хотел проникнуть в тайны и загадки нашей планеты? Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Ребята! Сегодня на уроке мы совершим путешествие по Африке. Эпиграфом урока будут слова К. Паустовского: « Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний». Ее омывают два океана, На ней много рек и разных стран. Пустыня Сахара раскинулась там, Сквозь дюны песка идет караван. Там – горы Атлас, а рядом Алжир. Из синих озер начинается Нил. Там Калахари с цветною рекой Животных напоит своею водой. Я хочу, чтобы вы поделились сегодня всем, что узнали об этом удивительном материке, рассказали об особенностях природы и выделили их причины. Работать мы будем в группах. В ходе путешествия вы будете отвечать на вопросы и выполнять задания. За каждое задание каждой группе выставляются баллы. Если у команды нет ответа, то отвечает другая, получая дополнительно один балл за каждый верный ответ. В подготовке ответов участвуют все члены группы. Постарайтесь все принять активное участие в работе своей группы, распределяйте задание среди всех участников. 1. станция Представление команды ( название, эмблема) 2. станция разминка « Географическое положение» Вопросы и задания конкурса: 1. Откуда пошло название материка – Африка? ( Как полагают ученые, слово «Африка» происходит от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.) 2. Особенности физико – географического положения оказывают огромное влияние на развитие природы. Назовите эти особенности Африки. ( Материк Африка почти посередине пересекается экватором, крайние точки на севере и на юге примерно одинаково удалены от экватора, большая часть Африки расположена между Северным и Южным тропиком. К югу материк сужается – большая часть материка находится к северу от экватора. От Европы Африку отделяют неглубокий и неширокий Гибралтарский пролив и Средиземное море. На северо-востоке узкий Суэцкий перешеек соединяет Африку с Евразией) 3. Закончите предложения. В основании материка расположена древняя гондванская платформа Преобладают равнины высотой от 200 до 100м. Наибольшая высота – вулк. Килиманджаро 5895 По преобладающим высотам Африку подразделяют на северную и западную, а так же восточную и южную с высотами более 1000м. Африка богата разнообразными полезными ископаемыми 4. Назовите физико - географические рекорды Африки и покажите на карте. 3 станция. История исследования материка. 1. Назовите путешественника, первым обогнувшего Южную Америку (Васко де Гама) 2.Назовите английского исследователя 19 века (Давид Ливингстон) 2. назовите советского ученого, руководителя экспедиции в Африку 1926 – 1927гг.( Николай Вавилов) 4 станция Узнай по описанию. 1.Этот географический объект Африки является частью Африканской платформы. Его склоны покрывают жестколиственные леса. Он располагается южнее тропика. Максимальная высота 3482м. Осадков выподает больше на восточных склонах. Омывается течением Мыса Игольного. Выращивают цитрусовые, оливковое дерево, арахис ( Драконовы горы) 2.Здесь проходит полоса разломов. Часты землетрясения. Десятки вулканических конусов возвышаются над местностью. На западе и юге склоны круты и обрывисты. Хорошо выражена высотная поясность. Выше 1800 метров вечнозеленые леса сменяются саваннами. Здесь находится один из истоков Нила. ( Эфиопское нагорье) 3. Средняя высота Африки 650. м. над уровнем моря, но есть точки, абсолютная высота которых достигает 4,5 тыс.м и более. Назовите четыре наиболее высокие точки Африки, название которых начинается на букву «К» (Килиманджаро, Кения, Карисимби, Камерун.) 5.Станция « Великая река» Историческая справка: Далеко от Египта, у первых порогов, высятся огромные скалы, в них есть просторная пещера, скрытая от глаз человека и охраняемая змеем, а в пещере живет бог Нила- Хапи, Кроме змея, обиталище сторожит орел и ястреб. Из пещеры вытекает река Нил. Она появляется в узком проходе. Жрецы говорили, что если жертвоприношения богу Хапи будут обильными, то и воды в Ниле будет много. Тысячи лет назад жрецы начали изучать закономерности подьема воды в Ниле. Они научились измерять колебания воды в реке и связывать высоту подьема воды с видами на урожай. Для этого изобрели «нилометр». Нилометр-это глубокий колодец, выложенный камнем. В середине его устраивалась колонна, размеченная делениями. Посредством двух туннелей колодец сообщался с рекой. Жрецы аккуратно наблюдали за поведением Нила и записывали колебания воды. Период разлива Нила был общенародным праздником в честь божественного Хапи. Задания на карточках заполнить таблицу 1 крупнейшие реки Африки и показать по карте Название реки Длина Нил ( с Кагерой) 6671 Конго 4320 Нигер 4160 Замбези 2660 1. Древние египтяне поклонялись реке Нил как божеству. «Чудо» Нила заключалось в том, что жарким летом полноводная река пересекает горячие пески пустыни. Объясните причину «чудо» Нила ( Нил полноводен летом за счет вод крупнейшего притока Голубого Нила, стекающего с Эфиопского нагорья) Кроссворд 1. река, на которой находится водопад Виктория (Оранжевая) 2. Озеро в Кении (Рудольф) 3. сухая долина в пустынях Северной Африки (Вади) 4. Самая длинная река в мире (Нил) 5. Бессточное пресноводное озеро в Африке (Чад) 6.Самое длинное из всех пресноводных озер мира ( Танганьика) 7. Второе название реки Конго (Заир) 8. Крупнейшее озеро на материке ( Виктория) 9. Озеро в Эфиопии (Тана) 10. Река дважды пересекающая экватор (Конго) 11. Река и государство в Африке (Нигерия) 12. Река, на которой находится водопад Виктория (Замбези) 6. станция «половинки слов» Соедините половинки слов между собой, чтобы получились названия растений и животных Африки. мара лиа фи рус паль бао зеб бу папи ус мот раф жи на пард ака лео беге стра баб ра ция кус ма ( Марабу, лиана, пальма, баобаб, зебра, папирус, акация, леопард, жираф, страус, бегемот, фикус.) 1.Африканская длинноухая лиса.(Фенек) 2.Животные, поедающие больных и мертвых животных, называются санитарами, так как они препятствуют распространению болезней. Назовите санитара пустыни (Гиена) 3.Крупное африканское животное, у которого острое обаяние и слух, но слабое зрение. Несмотря на массивность, быстро бегает.(Носорог) 4. Редкое животное, открытое только в начале 20в. Обитает в тропических лесах бассейна р. Конго, родственник жирафа. (Окапи) 5.Дикое животное, живущее только в Африке в сухих зарослях около воды. На его массивной голове с клыками выступают бородавки, которые особенно видны под глазами. Что это за животное? (Бородавочник) 6. Самые опасные насекомые лесов Африки. Их укус похож на укол раскаленной иглы. Ужаленное место немилосердно жжет несколько часов. ( Красные термиты) 7 Велико многообразие птиц на самом жарком материке мира. Самая маленькая птица – нектарница. Назовите самую крупную нелетающую птицу Африки, высота которой достигает 2,8 м вес 90 кг, живущую в пустынях и саваннах. (Страус). Кроссворд 1.Сладкий картофель (Батат) 2. Травоядное животное саванн (Жираф) 3. Участок пустыни с обильным увлажнением и богатой растительностью (Оазис) 4. Вьющееся растение, делающее лесную чащу непроходимой (лиана) 5. Плод тропического растения ( Банан) 6. Растение с толстыми, мясистыми листьями, у нас широко применяется как лекарственное (Алоэ) 7. Вечнозеленый кустарник, корни которого богаты крахмалом. (Маниока) 8. Африканская дикая лошадь (Зебра) 9. Мелкий экваториальный жираф ( Окапи) 10. Природная зона с очень малым количеством осадков и скудной растительностью (пустыня) 11. Крупная бегающая птица (страус) 12. Природная зона с преобладанием трав, редких деревьев и кустарников. (Саванна) 13 Тропическое растение из семейства баобабовых (сейба) 14. Морские полипы, живущие на небольших глубинах в жарких климатических поясах (Кораллы) 15. Вечнозеленое растение экваториальных лесов с крупными листьями, выращивается в Европе, как комнатное (Фикус) 16. Птица – санитар (Морабу) 17. Величайшая пустыня земли, находящаяся на севере материка (Сахара) 7. Станция « Туристическое приглашение» В заключение нашего путешествия команды поочередно приглашают в турпоездку. Представитель каждой команды выступает в роли туристического агента, который должен заинтересовать присутствующих и вызвать желание посетить эту страну. Итог урока Выставление оценок | |
Просмотров: 3341 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|