Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

урок в 8-м классе по географии
« Климат и человек. Климатические ресурсы».



Цель урока: создать условия для систематизации и расширения знаний учащихся о влиянии климата на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с критериями оценки степени благоприятности природных условий для жизни населения.
2. Сформировать знания об агроклиматических ресурсах.
3. Сформировать представление о влиянии климата на хозяйственную деятельность человека.
4. Проанализировать климатические условия нашей местности, выявить неблагоприятные явления погоды и важность прогноза погоды.
5. Способствовать формированию экологической культуры.

Используемый материал: климатическая карта России, рис. 59 стр. 93 учебника
( обеспеченность растений теплом), рис. 60 стр. 94 учебника (обеспеченность растений влагой) , карты: агроклиматические ресурсы, плотности населения России в атласе, раздаточный материал: вопросы для обсуждения, таблица для заполнения, рис. 53, стр. 88 учебника (годовой ход температуры воздуха и осадков в Москве), статистические данные о неблагоприятных климатических явлениях в Москве.

Ход урока:

1-й этап.
Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Познакомив учащихся с темой урока, поставить перед ними вопрос: в эпоху научно-технического прогресса уменьшается или возрастает зависимость человека, его бытовых условий, здоровья, хозяйственной деятельности от климата?
Повторение:
-что такое погода?
-климат?
- в каких климатических поясах: основных и переходных находится Россия? Какой географической закономерности подчиняется их расположение?
- какие типы климата характерны для нашей страны ? С чем связано изменение климата при движении с запада на восток в умеренном климатическом поясе?
Подвести итог о климатических условиях на территории России.

Отметить, что климат России разнообразен, каждая территория индивидуальна по своим климатическим характеристикам. Но по ряду климатических показателей учёные выделяют обширные по площади климатические зоны, в зависимости от целей районирования. Так, проанализировав 30 показателей (не только климатических): число дней с осадками, влажность воздуха, скорость ветра, продолжительность тёплого и морозного периода и др., географ Назаревский составил карту : Степень благоприятности природных условий для жизни населения.
См. рис 56 в учебнике на стр. 91. Учащиеся анализируют карту:
- какие территории имеют наиболее благоприятный, т. е. комфортный климат?
- какие благоприятный?
-какие крайне неблагоприятный?
Сделать вывод о соотношении территорий с благоприятными условиями для жизни и неблагоприятными. Сравнить с размещением населения по карте плотности населения.
Учащиеся делают вывод, в каких климатических условиях расположена основная зона расселения, а в каких очаговая.

2-й этап: РОЛЕВАЯ ИГРА.

Климатические особенности территории определяют хозяйственную деятельность, поэтому важны климатические ресурсы, особенно от них зависит растениеводство. В давние времена сельские жители пользовались приметами погоды. В наше время существует наука климатология, которая изучает климатические условия для разной хозяйственной деятельности. Так изучением агроклиматических ресурсов занимается агроклиматология. Агроклиматические ресурсы- свойства климата, позволяющие выращивать с/х культуры. Для каждого растения они могут быть разными, т. к . существуют теплолюбивые и морозоустойчивые , влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Но для всех растений важным является продолжительность безморозного периода. Для его характеристики используется показатель: сумма среднесуточных температур выше+10 градусов Цельсия (сумма активных температур), т.к. при таких температурах происходит наиболее активный рост растений.
Смотрим рис. 60 учебника стр.93 .
Но важны не только температуры почвы и приземного слоя, а также режим увлажнения. Наличие влаги в почве зависит не только от количества атмосферных осадков, но и от интенсивности испарения, зависящей от температуры воздуха.
Вопрос к классу: что такое испаряемость и коэффициент увлажнения ?
Смотрим рис. 60, стр .94 учебника ( обеспеченность растений влагой).

Итак, попробуем выступить в роли климатологов и определить:

Задание 1-агроклиматологам: какие сельскохозяйственные культуры можно выращивать в Воронежской, Вологодской областях и в нашей местности. Как влияет сезонность года и продолжительная зима на сельскохозяйственные работы? Какие климатические явления опасны для сельского хозяйства?

Задание 2- для медицинской климатологии: определить, какие территории благоприятны для отдыха и оздоровления. Где у нас в стране находятся самые известные курорты?
По данным о загрязнении атмосферы, сделать вывод о негативном его влиянии на здоровье людей. Какой тип атмосферной циркуляции: циклональный или антициклональный (вспомнить, что такое циклон и антициклон) наиболее опасен при загрязнённом воздухе? Вспомнить, какой тип погоды устанавливается зимой в Сибири.

Задание 3- для градостроительной климатологии: На территории Сибири и Севера России построено много городов, связанных с добычей полезных ископаемых.(найти на физической карте России и на карте «население» в атласе: Сургут и Нижневартовск – добыча нефти, Норильск-добыча цветных металлов: медь и никелевые руды, Новокузнецк-добыча каменного угля) Что нужно было учитывать при их строительстве? Как влияет продолжительная и суровая зима на освоение этих территорий?
Многие северные территории не имеют железных и автомобильных дорог: когда для перевозки грузов можно использовать Северный Морской путь, речной транспорт?
На севере западной Сибири и Дальнего Востока, на большей части Восточной Сибири распространена многолетняя мерзлота. Как она влияет на строительство зданий, прокладку дорог, трубопроводов?
Как увеличиваются расходы на отопление и освещение зданий на территории Сибири и Севера?

Задание 4- синоптикам: дать общую характеристику климата нашей местности (использовать климатическую карту, рис. 53 учебника стр. 88).
Какие воздушные массы действуют на территории Москвы и МО, и какую погоду они приносят?
Какие явления погоды относятся к опасным? (раздаточный материал)
Случались ли такие явления в прежние времена? (историческая справка: упоминания в летописях.)
Какие опасные явления случаются на нашей территории? Для каких отраслей народного хозяйства важен прогноз погоды и особенно опасных климатических явлений?

Работа по группам. Дать время на подготовку. Далее обсудить с учащимися результат деятельности каждой группы, и учащиеся должны сделать общий вывод о влиянии климата на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека.

Все отрасли хозяйства учитывают особенности климата, а хозяйственная деятельность человека оказывает влияние на климат?

3-й этап . Обсуждение проблемы загрязнения атмосферы, которая явилась причиной «парникового эффекта», разрушения озонового слоя, кислотных дождей.
На доске выписана информация о загрязнении атмосферы:
предприятия энергетики-25% от общего промышленного выброса,
металлургии : чёрной-16%, цветной-23%,
нефтедобывающая промышленность-11%
Опасные источники загрязнения атмосферы: нефтеперерабатывающая промышленность и автотранспорт, котельные и домашние печи, которые топят углём.

Задать вопрос классу : в чём заключается « парниковый эффект»? Что учащиеся слышали о глобальном потеплении климата?
Домашнее задание: п. 14
Задание по выбору:
Подумать, чем грозит глобальное потепление климата экономике России?
Привести примеры народных примет о погоде. Подтверждаются ли в наше время народные приметы?

В заключение вернуться к вопросу, поставленному перед классом в начале урока:
В эпоху научно-технического прогресса уменьшается или увеличивается зависимость человека от климата?
Категория: География | Добавил: 2385 (2014-04-13) | Автор: Придатко Зинаида Ивановна E
Просмотров: 1389 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru