Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
« Климат и человек. Климатические ресурсы». Цель урока: создать условия для систематизации и расширения знаний учащихся о влиянии климата на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека. Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с критериями оценки степени благоприятности природных условий для жизни населения. 2. Сформировать знания об агроклиматических ресурсах. 3. Сформировать представление о влиянии климата на хозяйственную деятельность человека. 4. Проанализировать климатические условия нашей местности, выявить неблагоприятные явления погоды и важность прогноза погоды. 5. Способствовать формированию экологической культуры. Используемый материал: климатическая карта России, рис. 59 стр. 93 учебника ( обеспеченность растений теплом), рис. 60 стр. 94 учебника (обеспеченность растений влагой) , карты: агроклиматические ресурсы, плотности населения России в атласе, раздаточный материал: вопросы для обсуждения, таблица для заполнения, рис. 53, стр. 88 учебника (годовой ход температуры воздуха и осадков в Москве), статистические данные о неблагоприятных климатических явлениях в Москве. Ход урока: 1-й этап. Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Познакомив учащихся с темой урока, поставить перед ними вопрос: в эпоху научно-технического прогресса уменьшается или возрастает зависимость человека, его бытовых условий, здоровья, хозяйственной деятельности от климата? Повторение: -что такое погода? -климат? - в каких климатических поясах: основных и переходных находится Россия? Какой географической закономерности подчиняется их расположение? - какие типы климата характерны для нашей страны ? С чем связано изменение климата при движении с запада на восток в умеренном климатическом поясе? Подвести итог о климатических условиях на территории России. Отметить, что климат России разнообразен, каждая территория индивидуальна по своим климатическим характеристикам. Но по ряду климатических показателей учёные выделяют обширные по площади климатические зоны, в зависимости от целей районирования. Так, проанализировав 30 показателей (не только климатических): число дней с осадками, влажность воздуха, скорость ветра, продолжительность тёплого и морозного периода и др., географ Назаревский составил карту : Степень благоприятности природных условий для жизни населения. См. рис 56 в учебнике на стр. 91. Учащиеся анализируют карту: - какие территории имеют наиболее благоприятный, т. е. комфортный климат? - какие благоприятный? -какие крайне неблагоприятный? Сделать вывод о соотношении территорий с благоприятными условиями для жизни и неблагоприятными. Сравнить с размещением населения по карте плотности населения. Учащиеся делают вывод, в каких климатических условиях расположена основная зона расселения, а в каких очаговая. 2-й этап: РОЛЕВАЯ ИГРА. Климатические особенности территории определяют хозяйственную деятельность, поэтому важны климатические ресурсы, особенно от них зависит растениеводство. В давние времена сельские жители пользовались приметами погоды. В наше время существует наука климатология, которая изучает климатические условия для разной хозяйственной деятельности. Так изучением агроклиматических ресурсов занимается агроклиматология. Агроклиматические ресурсы- свойства климата, позволяющие выращивать с/х культуры. Для каждого растения они могут быть разными, т. к . существуют теплолюбивые и морозоустойчивые , влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Но для всех растений важным является продолжительность безморозного периода. Для его характеристики используется показатель: сумма среднесуточных температур выше+10 градусов Цельсия (сумма активных температур), т.к. при таких температурах происходит наиболее активный рост растений. Смотрим рис. 60 учебника стр.93 . Но важны не только температуры почвы и приземного слоя, а также режим увлажнения. Наличие влаги в почве зависит не только от количества атмосферных осадков, но и от интенсивности испарения, зависящей от температуры воздуха. Вопрос к классу: что такое испаряемость и коэффициент увлажнения ? Смотрим рис. 60, стр .94 учебника ( обеспеченность растений влагой). Итак, попробуем выступить в роли климатологов и определить: Задание 1-агроклиматологам: какие сельскохозяйственные культуры можно выращивать в Воронежской, Вологодской областях и в нашей местности. Как влияет сезонность года и продолжительная зима на сельскохозяйственные работы? Какие климатические явления опасны для сельского хозяйства? Задание 2- для медицинской климатологии: определить, какие территории благоприятны для отдыха и оздоровления. Где у нас в стране находятся самые известные курорты? По данным о загрязнении атмосферы, сделать вывод о негативном его влиянии на здоровье людей. Какой тип атмосферной циркуляции: циклональный или антициклональный (вспомнить, что такое циклон и антициклон) наиболее опасен при загрязнённом воздухе? Вспомнить, какой тип погоды устанавливается зимой в Сибири. Задание 3- для градостроительной климатологии: На территории Сибири и Севера России построено много городов, связанных с добычей полезных ископаемых.(найти на физической карте России и на карте «население» в атласе: Сургут и Нижневартовск – добыча нефти, Норильск-добыча цветных металлов: медь и никелевые руды, Новокузнецк-добыча каменного угля) Что нужно было учитывать при их строительстве? Как влияет продолжительная и суровая зима на освоение этих территорий? Многие северные территории не имеют железных и автомобильных дорог: когда для перевозки грузов можно использовать Северный Морской путь, речной транспорт? На севере западной Сибири и Дальнего Востока, на большей части Восточной Сибири распространена многолетняя мерзлота. Как она влияет на строительство зданий, прокладку дорог, трубопроводов? Как увеличиваются расходы на отопление и освещение зданий на территории Сибири и Севера? Задание 4- синоптикам: дать общую характеристику климата нашей местности (использовать климатическую карту, рис. 53 учебника стр. 88). Какие воздушные массы действуют на территории Москвы и МО, и какую погоду они приносят? Какие явления погоды относятся к опасным? (раздаточный материал) Случались ли такие явления в прежние времена? (историческая справка: упоминания в летописях.) Какие опасные явления случаются на нашей территории? Для каких отраслей народного хозяйства важен прогноз погоды и особенно опасных климатических явлений? Работа по группам. Дать время на подготовку. Далее обсудить с учащимися результат деятельности каждой группы, и учащиеся должны сделать общий вывод о влиянии климата на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека. Все отрасли хозяйства учитывают особенности климата, а хозяйственная деятельность человека оказывает влияние на климат? 3-й этап . Обсуждение проблемы загрязнения атмосферы, которая явилась причиной «парникового эффекта», разрушения озонового слоя, кислотных дождей. На доске выписана информация о загрязнении атмосферы: предприятия энергетики-25% от общего промышленного выброса, металлургии : чёрной-16%, цветной-23%, нефтедобывающая промышленность-11% Опасные источники загрязнения атмосферы: нефтеперерабатывающая промышленность и автотранспорт, котельные и домашние печи, которые топят углём. Задать вопрос классу : в чём заключается « парниковый эффект»? Что учащиеся слышали о глобальном потеплении климата? Домашнее задание: п. 14 Задание по выбору: Подумать, чем грозит глобальное потепление климата экономике России? Привести примеры народных примет о погоде. Подтверждаются ли в наше время народные приметы? В заключение вернуться к вопросу, поставленному перед классом в начале урока: В эпоху научно-технического прогресса уменьшается или увеличивается зависимость человека от климата? | |
Просмотров: 1404 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|