Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Влияние живых организмов на оболочки Земли. Урок географии в 6 классе Цели урока: 1. Сформировать знания о влиянии живых организмов на оболочки Земли; 2. Развивать умение работать в группе; 3. Воспитывать интерес к предмету. Метод обучения: словесный. Форма организации: коллективная. Тип урока: комбинированный. Вид урока: проблемное обучение. Оборудование: интерактивная доска, флипчарты, карандаши, учебники. Ход урока I. Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих. Демонстрация позитивного ролика (30 сек). II. Проверка усвоения предыдущего материала: 1. Из чего состоит биосфера? 2. Границы биосферы III.Объяснение нового материала: Деятельность живых организмов в биосфере сопровождается извлечением из окружающей среды больших количеств минеральных веществ. После смерти организмов составляющие их химические элементы возвращаются в окружающую среду. Так возникает биогенный (с участием живых организмов) круговорот веществ в природе, т. е. циркуляция веществ между литосферой, атмосферой, гидросферой и живыми организмами. Под круговоротом веществ понимают повторяющийся процесс превращения и перемещения веществ в природе, имеющий более или менее выраженный циклический характер. Для того чтобы более подробно рассмотреть взаимодействие между живыми организмами и географическими оболочками давайте вспомним, что же представляют из себя географические оболочки. Организмы влияют на гидросферу. Они забирают из воды морей и океанов необходимые им вещества (особенно кальций) на построение своих скелетов, панцирей, ракушек. Поэтому соли чрезмерно накапливаются в воде и Океан не солится. Пресная вода, так же как и кислород атмосферы, является основой существования жизни и испытывает на себе вредное воздействие хозяйственной деятельности человека. Развивая промышленное и сельскохозяйственное производство, люди загрязняют атмосферу и гидросферу. Загрязненный воздух и вода, в свою очередь, являются основными причинами развития болезней дыхательной и пищеварительной системы человеческого организма. Организмы непрерывно потребляют и выделяют воду. Особенно интенсивен процесс испарения влаги растениями. Так, лесная растительность Земли ежегодно испаряет 50 млн. км3 воды. Газовый и солевой состав вод суши и океана во многом зависит от организмов, живущих в воде, а также на площади водосборных бассейнов. За счет них в воду поступают: углекислый газ, гуминовые вещества, соединения серы, фосфора, азота и др. элементы. В результате вода становится химически активной, то есть повышается ее способность растворять химические соединения. Микроорганизмы, живущие на дне озер и морей, а также в подземных водах, способны отнимать кислород у сульфатов, нитратов, марганца, гидроокислов железа, что приводит к образованию сероводородных вод и вод, содержащих метан. Влияние организмов на литосферу: Из их остатков образуются горные породы органического происхождения (известняки, торф, каменный уголь), а также некоторые формы поверхности (коралловые сооружения). С другой стороны, организмы разрушают горные породы (органическое выветривание. Влияние организмов на атмосферу Представители фауны в процессе своей жизнедеятельности поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Растения, наоборот, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Человек оказывает огромное влияние на оболочки Земли. Мы меняем не только рельеф нашей планеты, но её строение. Ежегодно мы выбрасываем огромное количество мусора, различных вредных газов. Добываем очень много полезных ископаемых. Человечество истребило большое количество животных и растений. На Земле почти не осталось мест, которые не пострадали бы от деятельности человека. IV. Работа в группах. Сейчас мы разделимся на две группы. Вам будут даны листы и карандаши. На этих листах вы должны будете начертить или нарисовать как живые организмы, по- вашему, влияют на различные оболочки Земли и полезное или вредное влияние они оказывают. На подготовку этого задания вам даётся 10 минут. Во время выполнения работы вам разрешается обсуждать и делиться своим мнением о работе. По окончании работы по одному представителю из каждой команды выйдут к доске и будут защищать работу своих коллег. Другие члены вашей группы могут подсказывать, а участники второй группы задавать вам вопросы. Время пошло, приступим к выполнению работы. (Во время выполнения работы звучит тихая медленная музыка) V. Ну вот и прошли 10 минут и мы можем приступить к защите наших проектов. Но для начала я предлагаю вам немного сбросить усталость и провести небольшую физкультминутку. (Демонстрируется клип для проведения физкультминутки). После физминутки учащиеся приступают к защите своих проектов. Время на защиту одного проекта 5 минут. VI. Обобщение урока. VII. Итоги урока. Рефлексия. Задание на дом. Акмолинская область Ерейментауский район Тимофеевская средняя школа урок географии в 6 классе Подготовил учитель географии Тимофеевской СШ Шульгин В.В. 2014 год | |
Просмотров: 6661 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|