Интерактивный урок по географии Избасарова Н.А.- учитель географии СШЛ №20 гор. Актобе Тема: Горная система Саур-Тарбагатай Класс-8 Форма проведения- интерактивная сессия Цели и задачи урока: Общеобразовательные цели: -Познакомить учащихся с горной системой Саур- Тарбагатай; - Сформировать представление о Сауре-Тарбагатае как части горной системы Казахстана; - Продолжать формирование навыка сопоставления и анализа географических карт; Развивающие цели: -Продолжать выработку критического мышления: умения работы в группе, умения аргументировано говорить, слушать товарища, оценивать собственную деятельность и работу других людей; -Развивать воображение, память, речь; -Закрепить информационные умения и навыки; -Поддерживать интерес к географии, самостоятельному поиску. Воспитательные цели: Интелектульное воспитание: самостоятельность в работе, желание учиться; Экологическое воспитание: Выработка ответственного отношения к окружающей среде; Эстетическое воспитание: Помочь увидеть всю красоту гор Казахстана; Патриотическое воспитание: Вырабатывать чувство гордости за свою стану, её природу, богатство природных ресурсов. Ход урока "Горная система Саур-Тарбагатай". Побуждение Учитель: Познакомимся с электронным учебником. Значок для запуска электронного учебника находится у вас на Рабочем столе. Запустите его двойным щелчком. Учитель: Назовите содержание учебника Какие разделы мы изучили? Открываем раздел «Характеристика крупных физико-географических территорий Казахстана» Вопросы: Какие крупные физико-географические территории мы изучили? Какие крупные физико-географические территории мы изучили? Учитель: Посмотрите на интерактивную доску (экран), и выполните те же действия у себя на компьютерах. Полистайте учебник, назовите подразделы темы. Ответьте на вопрос: «Какую горную систему Казахстана мы будем сегодня изучать?» Подсказка. -Эти горы находятся на востоке Казахстана между двумя озерными котловинами, они состоят из двух параллельных хребтов, высшая точка 3816 м., только здесь растет яблоня Сиверса, здесь находится Кендерликское месторождение угля и большие запасы горючих сланцев. Учащиеся находят раздел «Саур- Тарбагатай» знакомятся с задачами на этот урок. Осмысление Учитель:А теперь заполним первые два столбца таблицы Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) Беседа по вопросам: Что вы уже знаете о Саур-Тарбагатае? (находится на востоке РК) Какие природные объекты будут являться ориентирами, для того, чтобы быстро найти на карте? (оз.Зайсан и оз.Алаколь) Давайте найдем и покажем на физической карте горы Саур-Тарбагатай. Найдем в электронном учебнике хребты Тарбагатай, Саур. Учитель С текстом электронного учебника мы познакомились, сейчас поработаем с тематическими картами и посмотрим, какую информацию можно получить с них. Находим в электронном учебнике раздел «Карты». Открываем. Посмотрите на интерактивную доску (экран), и выполните те же действия у себя на компьютерах. Как это сделать? (Находим горы Саур-Тарбагатай по ориентирам – оз.Зайсан, оз.Алаколь, собираем информацию) Учитель Как выглядят горные хребты на физической карте мы увидели. А как выглядят они из космоса? На интерактивной доске (экране) демонстрируется полет над горами Саур-Тарбагатая при помощи специальной программы «Планета Земля» и ресурсов Интернет. Подбором угла наклона изображения показывается рельеф горной области и ее отличия от равнин. Учащиеся делятся на группы по счету от 1 до 5 и пересаживаются во временные группы с одинаковыми номерами. Каждая группа получает по 6 вопросов через 5 минут защищает свою таблицу «Верно-Неверно», подтверждая ответ у доски, работая с картой горной системы. Задание: Поработав с текстом на доске( экране) и картами электронного учебника подтвердить или опровергнуть утверждение (-,+). 1 группа 1.К северу от Саур- Тарабагатая лежит Алаколькая , а к югу- Зайсанская котловина.(-) 2.Горы Саур начинаются в Монголии от Улюнгирского озера и протянулись с севера на юг.(-) 3.Тарбагатай состоит из нескольких невысоких хребтов(+) 4.Река Кандысу и Верхний Емель разделяют Саур и Тарбагатай.(+) 5.Протяженность Саура 200 км (-) 2 группа 6.Саур заходит на территорию Казахстана северной частью длиной 15-25 км. (-) 7.На севере Саур упирается в озеро Зайсан, а на юге граничит с впадиной Шиликты.(-) 8.Тарбагатай расположен на востоке Саура. (-) 9. Тарбагатай ниже и длиннее Саура(+) 10.Длина Тарбагатая 300 км. (+) 11.Высшая точка Саура –хребет Музтау находится в Сауре (+) 3 группа 12.Средняя высота Тарбагатая- 2000-2200 м.(+) 13. Высшая точка Тарбагатая- Тастау достигает 4000м.(-) 14. На Тарбагатае нет ледников(+) 15.Горы сложены палеозойскими породами(+) 16.Эффузивные породы, представленные порфиритами и порфирами распространены в Сауре(+) 17.Много гранитов, есть известняки в Тарбагатае(+) 4 группа 18.Это складчатая горная страна, образована в позднем палеозое в герцинскую складчатость(+) 19.В Альпийское горообразование произошло омоложение горной системы(+) 20.Климат похож на климат Тянь- Шаня(-) 21.Это переходная зона между горами Южной Сибири и Центральной Азии(+) 22.В январе-20 градусов, а в июле +22градуса.(+) 23.Осадков всего 350-500 мм(+) 5 группа 24.Снеговая линия в Сауре проходит на высоте 2000м(-) 25..Вершины Саура весь год покрыты снегом(+) 26.В горах Музтау есть ледники(+) 27.Реки длинные, большие и начинаются в горах(-) 28.Многие реки при выходе на равнину пересыхают(+) 29.Река Аягуз впадает в озеро Балхаш(+) 30.Река Емель впадает в оз. Зайсан(-) После обсуждения и защиты утверждений учащиеся возвращаются на свои места. Задание: составить в парах Вендиаграмму. «Растительный животный мир Саур- Тарбагатая» Учащиеся смотрят видеоролик о растительном и животном мире горной системы и заполняют Вендиаграмму. Обсуждение по вопросам: Где представлена горностепная территория, а где горная лесолуговая степь? В чем отличие северных и южных склонов Тарбагатая (Растительность)? Какие растение перешли на Тарбагатай с Алтая, а какие- с Тянь- Шаня? Как используются склоны Саура и Тарбагатая человеком? До какой высоты простирается полупустынная зона в Сауре? Из каких пород состоит лес на Сауре? Расскажите о заповедниках этой территории: (для чего они созданы)? Рефлексия Учитель: А теперь заполним последний третий столбец таблицы Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) ( после заполнения надо обсудить записи) Учитель Надо выделить основные понятия темы. Для этого заполним «Двухчастный дневник» . Учащееся подходят к интерактивной доске и по очереди заполняют второй столбец Учитель. Для закрепления выполним задание «Ромашка Блума» : сначала учащиеся вспоминают виды вопросов (текст на доске и экране), затем записывают на интерактивной доске вопросы в нужный «лепесток». Оценивание- учащиеся заполняют лист контроля знаний. Домашнее задание Итоги урока.: Беседа по вопросам .Возвращаемся к задачам на этот урок и выясняем, что непонятно. 1. Что понравилось и что не понравилось? 2. Что надо изменить в следующий раз на этом уроке? Учитель: У всех людей – одна планета И ветрам нет на ней границ Как нет границ потокам света И перелетам диких птиц И нам беречь планету надо Для тех, кто будет после нас Давайте помнить всегда об этом. Спасибо за урок.
|