Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Литосфера - каменная оболочка Земли (Обобщающий урок по теме «Литосфера»,6 класс) Моренец Светлана Николаевна -— учитель географии высшей категории СШ №З2 им. С .Муканова, г. Петропавловск СКО Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме «Литосфера» Задачи урока: Обучающие: - формировать умения применять полученные знания в различных ситуациях; - уметь объяснять процессы, происходящие в литосфере и взаимосвязи этих процессов с различными формами рельефа; - развивать практические умения работы с картами; - продолжить формирование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации. Развивающие: - развивать любознательность и познавательный интерес, творческие способности учащихся; Воспитывающие: - формировать в сознании учащихся научную картину мира; - учить самостоятельности и активности в учебном процессе; - - продолжить формирование воспитания бережного отношения к природе. Тип урока: урок -игра Ожидаемые результаты: Учащиеся должны: уметь находить нужный материал в разных источниках; выделять главное в теме; анализировать причинно-следственные связи между рельефом и строением земной коры; объяснять процессы, происходящие в литосфере; обобщать знания, полученные в данном разделе; высказывать свое мнение по вопросам темы и аргументировано отстаивать его; описывать и объяснять рельеф своей и иной территории по картам и фотоснимка Основное содержание Учитель: Ребята, мы закончили изучение темы «Литосфера — каменная оболочка Земли» и сегодня в виде игры «Пик Знаний» мы проведем обобщение и подведем итоги изучения данной темы. Класс разбит на 4 группы, пожалуйста, выберите в своих группах капитанов и придумайте название команде, по теме созвучное к теме « Литосфера». За игрой будет следить компетентное жюри в составе... В процессе игры вы должны покорить Пик Знаний, поднимаясь все выше и выше по предложенным заданиям — ступенькам, Кто быстрее достигнет вершины -— те получат самые высокие оценки по итоговому уроку. Поступило сообщение от инопланетных жителей, которые собираются посетить нашу планету и желают познакомиться с поверхностью Земли, с особенностями ее рельефа. Кто же из вас лучше может рассказать об этом? Конечно, та команда, которая будет победителем! А пока нам нужно предложить инопланетянам место для посадочной площадки. Ребята, какую основную форму рельефа вы могли бы предложить для посадки? Мы поможем инопланетянам, предоставив им наши контурные карты с домашним заданием: нанести основные формы рельефа, коричневым цветом — горы, зеленым цветом — равнины. Какая команда предоставит больше карт? А также проверим знание основных форм рельефа по географической карте. Капитаны выходят и тянут карточки с географической номенклатурой, показывают объекты на физической карте, а команда находит эти объекты на глобусе —5 баллов. Работа с картой: - Альпы, Тянь-Шань, Месопотамская низменность, Восточно-Европейская равнина; - Карпаты, Кордильеры, Среднесибирское плоскогорье, Индо-Гангская низменность; - Анды, Гималаи, Западно -- Сибирская равнина, Амазонская низменность; - Кавказ, Тибет, Уральские горы, Бразильское плоскогорье. А теперь мы выходим на старт и начинаем подъем к пику Знаний: 1 ступень: Чтобы общаться с гостями и правильно рассказать им об особенностях рельефа нашей планеты нужно знать разные языки. Первая ступень называется ступень Переводчиков. Каждой команде даются карточки с 4 словами, нужно перевести эти слова на русский язык. За работу получаете - 4 балла и плюс балл кто сделает быстрее. 1. Первая часть слова в переводе с латинского — камень, а вторая - оболочка. (Литосфера) 2. С языка индейцев — медные горы (Анды). З. С казахского — желтая возвышенность (Сарыарка) 4. С тюркского — царь гор (Хан Танери) 1. С непальского языка — мать снегов (Джомолунгма) 2. С тюркского языка — крыша мира (Памир) З. С казахского — черные горы (Каратау) 4. С греческого — покрывало (Мантия) 1. С латинского — руда (Минералы) 2. С греческого языка — превращение (Метаморфоз) З. С казахского — белые горы (Актау) 4. С казахского — золотые горы (Алтай) 1. С арабского языка — наитвердейший (Алмаз) 2. С китайского языка — небесные горы (Тянь —Шань) З. С казахского языка — синие горы (Кокшетау) 4. С греческого — большая чаша (Кратер) Подведем итоги Вторая ступень — Знатоки. Здесь проверяются ваши знания основных понятий и терминов. Каждой команде по 5 терминов, подготовка 1 минута Определения: 1 команда 1. Эпицентр 2. Шельф 3. Вулкан 4. Изогипсы 5. Изобаты 2 команда 1 .Очаг 2. Грабен 3.Гондвана 4. Магма 5. Гейзер З команда 1. Кратер 2. Жерло 3. Мантия 4. Ядро 5. Горные хребты 4 команда 1. Горный узел 2. Пангея 3. Горст 4. Сейсмические зоны 5. Лава Подведем итоги З ступень: вы — эрудиты. Каждой команде задается по три вопроса, отвечаем сразу, если ответа нет - ход переходит следующей команде. 1. Почему на Земле больше всего вулканов происходит под водой, на дне океанов, чем на суше? 2. Как делятся горы по высоте? З. Почему в центре Атлантического океана образовался Срединно Атлантический хребет? 4. Какой прибор используют для определения глубины океанов и морей? 5. Что такое рельеф? 6. По атласу карта физическая карта Казахстана определите, какие абсолютные высоты преобладают в центре нашей страны? 7. Где чаще всего происходят вулканы и землетрясения? 8. Как делятся равнины по высоте? 9. Вид какого выветривания, связан с резкими перепадами температуры воздуха? 10. На какие группы делятся горные породы по происхождению? 11. Какая горная порода состоит из кварца, полевого шпата и слюды? 12. Какое море глубже: Черное или Средиземное? Итоги 4 ступень: последняя — рекордная. Кто быстрее ответить на вопрос: самое, самая, самый? 1. Самые высокие горы (Гималаи) 2. Самый глубокий океан (Тихий) 3. Самая высокая вершина в Казахстане (Пик Хан Танери) 4. Самые высокие горы в Европе (Альпы) 5. Самое высокое нагорье (Тибет) 6. Самый высокий действующий вулкан в Евразии (Ключевская сопка) 7. Самая длинная пещера (Флинт Мамонтова в Аппалачах) 8. Самые длинные подводные горы (Срединно- Атлантический хребет) 9. Самая высокая гора (Джомолунгма — Эверест) 10. Самый глубокий желоб (Марианский) 11. Самый низкий материк (Австралия) 12. Самые длинные горы на суше (Анды) 13. Самая большая низменность (Амазонская) 14. Самое низкое место в Казахстане (Впадина Каракия) 15. Глубина самой сверхглубокой скважины (15 км) 16. Самый длинный океанический желоб (Перуанско-Чилийский) Итоги всех конкурсов. Просмотр видеофильма Выводы. Ребята, сегодня мы поднялись только на одну вершину Знаний, а сколько таких вершин ждет вас впереди! Желаю вам успехов, дерзаний и стремлений покорить как можно больше Пиков Знаний! Основные ресурсы: 1. Учебник: Физическая география. Планета Земля. А.А.Лобжанидзе, Г.П. Тусупбекова. — Алматы: Просвещение — Казахстан, 2009, с.49-68 2. Рабочая тетрадь. Физическая география. Планета Земля. А.А.Лобжанидзе, Г.П. Тусупбекова.- Алматы: Просвещение — Казахстан, 2009, с.31-39 3. Агеева И.д. Веселая география на уроках и праздниках: методическое пособие. М. :Сфера,2005. — с 89-95 4. Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе.- Ростов на Дону.:Феникс,2005.-с85-89 5. Атлас с8-13, 18-25 6. Контурные карты с.6-7,10-11 Дополнительные ресурсы: 1. Настенные карты мира: физическая карта «Строение земной коры» 2. Коллекция горных пород; 3. Таблицы демонстрационные: «Полезные ископаемые и их использование», «Охрана природы» 4. Серия видеофильмов «Планета Земля» 5. Интернет — ресурсы: сайт Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана | |
Просмотров: 2350 | Комментарии: 5 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|