Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
НОВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ УЧАЩИХСЯ – ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ИДЕЙ КЕМБРИДЖСКОЙ ПРОГРАММЫ. «Оценка деятельности и поведения ребёнка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребёнка»[3.стр.2].Именно эти слова педагога-гуманиста Ш.А.Амонашвили и можно считать ключевыми в стратегии позитивного оценивания. Все чаще мы сталкиваемся с учениками, которые опускают руки после первой же неудачи, не пытаются преодолеть препятствия, отказываются выполнять задание, которое представляется им сложным, чаще всего находятся в состоянии апатии, пассивны в познавательной деятельности, испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми . Одна из возможных причин – неудачи, неуспешность…Если у ребенка нет надежды на успех в деле, которым он занят, у него появляется альтернативный вариант поведения – избегание неудач. В связи с этим на первый план выходит задача поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя, так как оценка (в любом виде) является одним из компонентов образовательной деятельности, ее регулятором, показателем результативности не только учащихся, но и педагогов. В «Руководстве для учителя» [с.117] дается следующее понятие: «Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении». Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика. На первом этапе курсов «Лицом к лицу» я познакомилась с теоретическими обоснованиями Кембриджского подхода к преподаванию и обучению, где дается разграничение понятий «оценивание обучения» и «оценивание для обучения» . «Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения»[1, с.161]. «Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определенного этапа на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня».[1,с. 163] Изучив теорию и применив ее на практике во время второго этапа, я поняла всю важность и эффективность оценивания. Я согласна с тем, что именно формативное оценивание играет ключевую роль в достижении качества образования. Особенность техник формативного оценивания заключается в том, что это оценивание, которое используется в повседневной практике на каждом уроке, а это означает, что и я и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в таком виде, который интересен как для учащихся, так и для меня. Формативное оценивание – это бесконечный поток обратной связи учителя с учащимися и внесение корректив в деятельность учителя и учащихся с целью улучшения процесса обучения. Обратная связь дает представление учителю о том, как идет процесс обучения, информирует его о достижениях и проблемах учащихся. Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель – ученики, ученик – ученики, учитель – ученик, ученик – ученик. Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Обратная связь это процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели. В ходе внедрения данного модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» в серию последовательных уроков я применила следующие техники формативного оценивания. В первую очередь это устная обратная связь, которую мы применяли всегда, но теперь я делала это намеренно и систематизировано на любом этапе урока. Письменную обратную связь я использую при оценивании практических работ, работ в контурных картах, домашних письменных заданий. Мои комментарии могут быть полными (развернутыми) или краткими (неразвернутыми). Для достижения цели лучше использовать полный комментарий, в виде совета, рекомендации, направления по выполнению работы. Потому что любое задание должно достигнуть своей конечной цели. Самооценивание – один из видов оценочной деятельности, связанный не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Оно более всего связано с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Например, на третьем уроке « Материки и острова» во время практической работы я раздала «Оценочные листы» с видами работ на уроке. По ходу выполнения работы они ставили себе «плюсы», а в итоге общую формативную оценку. В итоге представляется общая картина выполнения заданий в классе. Ф.И. ученика Дом. зад. (1прав.отв.- 1балл) Участие в работе с группой Выполнение задания в тетради Выполнение задания на к/к Отвечал на вопросы оценка На другом этапе я раздала вопросы, на которые ученики давали ответы письменно: 1. Ч то нужно было сделать в задании? Какова была цель? Что нужно было получить в результате? 2. Удалось ли получить результат? Найдено ли решение, ответ? 3. Справился с заданием полностью правильно или с ошибкой? Если не справился, то какие ошибки допущены, в чем имеются затруднения? 4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-либо помощью (кто помогал, в чем)? 5. Какие умения развивались при выполнении задания? Данные вопросы я раздала тем учащимся , которые быстро справились с практической работой и смогли проанализировать свою работу. Одним из приемов, который понравился и детям и мне это – «Светофор». Каждый ученик стикерами трех цветов светофора (зеленый, желтый, красный) показывал знание/понимание или незнание/непонимание материала. Зеленый цвет означает: «Я могу. У меня все получилось.» Желтый цвет: «Я не совсем уверен. Мне требуется консультация». Красный цвет: «Я не могу. Требуется помощь». На заранее приготовленный ватман с именами всех детей класса и пройденными темами уроков каждый ученик в конце каждого урока сам отмечал свой уровень понимания нового материала. Я анализировала ответы учащихся и решала , необходимо ли вновь вернуться к теме и объяснить ее ещё раз или поработать индивидуально с учащимися, которые нуждаются в дополнительном объяснении темы. «Закончи предложение» один из способов самооценивания, который можно провести в письменной и устной форме. На своем четвертом уроке на тему «Горы и равнины» из серии последовательных уроков на этапе рефлексии я провела данный вид самооценивания в письменной форме. В конце урока я раздала каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает на следующие вопросы: Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов: • Я узнал… • Я теперь знаю… • Мне было интересно… • Я хочу еще узнать… Заполненные листки ученики сдали, проанализировав ответы учеников, на следующем уроке были даны комментарии. Взаимооценивание можно проводить в парах, где учащиеся могут проверить друг друга и высказать недостатки работы в устной форме или использовать образец ответов. Взаимооценивание в группе проводила с помощью того же «Оценочного листа» только рассчитанного на всю группу. Техника формативного оценивания «Две звезды , одно желание» (взаимооценивание и предоставление обратной связи) применялась мною при оценивании творческих работ при защите презентаций учащихся, сочинении рассказов,защите постеров. Техника заключается в следующем: учитель предлагает каждому ученику оценить работу одноклассников. При этом учащийся комментируя другую работу не оценивают ее, а лишь определяет два положительных момента и отмечают звездочкой («две звезды»), и один момент, который, по его мнению, заслуживает доработки («желание»). Обратная связь учащихся была озвучена или представлена в письменной форме на стикерах . Разностороннее формативное оценивание учащихся на каждом этапе урока позволяет учителю видеть работу каждого ученика и помогает при выставлении суммативной оценки. Для меня было важным понимание того, что в процессе обучения объектом оценки является деятельность ученика для достижения цели обучения. Следовательно, разработка цели обучения является основой всех видов оценивания и оценок. Цель обучения является основной частью урока, и вся деятельность учителя и учеников направлена на достижение этой цели. Цель обучения определяет процесс урока, методы и средства обучения и оценивания. «Согласно исследованиям, совершенствование обучения через оценивание зависит от пяти ключевых факторов: 1. Обеспечение учителем эффективной обратной связи. 2. Активное участие учащихся в процессе учения. 3. Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания. 4. Признание влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся. 5. Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно» (Руководство учителя, с. 165) Из вышесказанного следует, что оценивание влияет на формирование и поддержание мотивации учащихся к целенаправленному учению .Для высокой мотивации и самоуважения учащихся следует придерживаться следующего: • Акцентировать внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках. Не угрожать отметкой. • Проверочные работы должны способствовать познанию, а не внушать страх. • Предоставлять своевременную обратную связь. • Вознаграждать успех (словом, жестом) и не просто похвалой, а положительным конструктивным комментарием. • Всегда в первую очередь отмечать положительные стороны, а затем обсуждать проблемные места в работе учащихся. Негативная обратная связь должна быть очень специфичной и направленной на слабые стороны работы, а не на учащегося. • Никогда не унижать учащихся публичным разбором слабых сторон и оскорбительным комментариями. Обсуждать общие проблемы, возникшие при выполнении проверочной работы – совместно искать стратегии их преодоления. • Не торопиться с подсказкой, предоставлять учащимся возможность подумать. • Давать возможность учащимся оценивать работы друг друга и комментировать как положительные стороны, так и то, что нуждается в доработке (без отметки!). Однако в процессе внедрения формативного оценивания я столкнулась с некоторыми трудностями: большая подготовка учителя(продумывание и подготовка раздаточного материала, его проверка) , недостаток времени на уроке , недостаточный словарный запас у детей. Я думаю, что со временем многие проблемы будут решены. Я научусь подбирать подходящие техники оценивания к каждому этапу урока. Дети научаться спокойно относиться к любой форме оценивания, так как это поможет определить, что они знают и над чем еще нужно поработать. В результате мы вместе будем ближе к поставленной цели. По моему мнению, время на выполнение заданий по формативному оцениванию будет сокращаться только тогда, когда это войдет, как должное и обязательное, в учебный процесс, то есть путем частого использования. Хочу также отметить положительные моменты оценивания для обучения, то есть то, чему научились ученики в процессе обучения: • Работать вместе • Сопереживать • Видеть свои «+» и «-» • Позитивно воспринимать критику • Прослеживать понимание темы на каждом этапе урока • Оценивать себя и других • Прогнозировать свое обучение Я пришла к выводу, что все виды оценивания, в особенности формативное, предполагают использование тщательно разработанных критериев. Нужно, чтобы было понятно, за что и почему ставится оценка. В результате будет определен уровень усвоения материала относительно критериев оценивания, а значит и относительно ожидаемого результата. Хочется отметить, что оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга. Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс. Внедрение данного модуля помогло мне пересмотреть свое отношение к учебному процессу в целом. Восточная мудрость гласит: “Можно коня привести к воде. Но нельзя заставить его пить”. Активизация внутренних потребностей – задача современного учителя. Началом этой работы может служить изменение оценочной деятельности учителя, что приведет к долгожданному успеху ученика, ведь «дорогу осилит идущий». Использованная литература: 1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Курсы повышения квалификации по Программе Кембриджского Университета, 2012. www.cpm.kz 2.Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя/ Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров. – Б.: «Билим», 2012. – 89 с. 3. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=28065 | |
Просмотров: 3756 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|