Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Урок – путешествие по теме «Африка» Учитель географии Кооль Лариса Николаевна КГУ «Казанская средняя школа», Жамбылкий район, Северо-Казахстанская область Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания школьников о природе и поселение континента, развивать познавательный интерес к предмету, память, внимание, быстроту и логику мышления, умение работать в коллективе, продолжить воспитание бережного отношения к природе. Тип урока: обобщающий урок по теме. Оборудование: физическая карта мира, мультемидийный проектор, картинки животных, атласы, слайды животных. Ход урока: I. Организационный момент: Все друг к другу повернулись Все друг другу улыбнулись. Повернулись и ко мне Улыбнулись - ка и мне! II. Урок начинается с чтения стихотворения об Африке: Африка - неизлечимая страсть: вдохнёшь пыль её красной земли, услышишь многолосый бой тамтамов, Увидишь в отблеске ночных костров В какой–нибудь глухой деревушке Мускулистые тела танцоров В завораживающих масках, и трудно Будет возвращаться из этого таинственного мира Неслучайно наш урок начался именно с этих строк. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? – Правильно! Об Африке Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим те знания, которые были получены при изучении этого материала. Эпиграфом урока будут слова К.Паустовского «Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний» Я хочу, чтобы вы поделились сегодня всем, что узнали об этом материке, рассказали об особенностях природы и выделили их причины. 1.Разминка (вопросы для активизации логического мышления учащихся и настроя на дальнейшую работу). 1. Наилучшая почва для пляжа – это… 2. Дождь со звуковыми и световыми эффектами – это… 3. Какой песок в реке Ишим? 4. Каких камней нет ни в одном море? 5. Наступил долгожданный январь. Вначале расцвела одна яблоня, потом 3 – сливы, затем акация и 2 липы. Сколько деревьев расцвело? 6. Какой лес растёт в школьных классах на тех уроках в которых ребята хорошо подготовились? 7. От чего и почему утки плавают в пруду? 8. Чем оканчиваются день и ночь? 9. Что бывает 31 февраля? 10. Что все люди делают одновременно на земле? Молодцы! Я надеюсь, что сегодня на нашем уроке вырастит огромный лес рук! 2. Психологический тренинг. 1. Какие из этих слов мы встречаем на уроке географии? Материк,материя,остров,круг,полуостров,залив,заливное,море,океан,квадрат,горы,озеро,таксопарки,заповедники! 2. С каким из этих объектов мы познакомились при изучении материка Африка: горы Тянь – Шань, пустыня Сахара, озеро Титикака, озеро Виктория, водопад Анхель, река Нил, остров Мадагаскар, Восточно – Европейская равнина, горы Атлас, озеро Танганьика, полуостров Камчатка, полуостров Сомали. 3. Следующий этап нашего путешествия «Закончи предложения» 1. Африка посередине пересекается… 2. Нулевой меридиан пересекает Африку с… 3. Африку омывают океаны, их по количеству... 4. С севера материк омывает… 5. Восточной крайней точкой материка считается… 6. Дальше всех материков от Африки расположен… 7. Гвинейский залив омывает берега… 8. Самый большой остров близ берегов Африки… 4. Решение кроссворда 1. Высохшие русла рек 2. Нагорье Африки 3. Крупная река Африки 4. Самое большое озеро Африки 5. Самая половодная река Африки 6. Озеро в северной Африке 5. Кто такой? Что такое? 1. Конго- 2.Баобаб- 3. Калахари 4. Вельвичия 5. Гепард 6. Васко да Гама 7. Чад 8. Араб 9. Лиана 10. Килиманджаро 11. Ливингстон 12. Сахара 13. Бушмен 14. Оазис 15. Пигмей 16. Акация 17. Ньяса 6. «Назови одним словом» (индивидуальное задание) 1. Море, озеро, река - … 2. Каир, Триполи, Тунис - … 3. Виктория, Тугела, Гонье - … 4. Карисимби, Килиманджаро, Камерун - … 5. Сахара, Намиб, Ливийская - … 6. Египет, Алжир, Ливия - … 7. Атлас, Драконовый, Адамава - … 7. Умеете ли вы? Определите климатический пояс по описанию его основных признаков Признаки климатических поясов 1. Круглый год преобладают влажные экваториальные воздушные массы, t воздуха круглый год (+ 24 с), осадки обильные (более 3000 мм в год) и распределяются в течении года равномерно. 2. Воздушные массы меняются по сезонам года: летом экваториальные, зимой тропические, температура летом +24 с в зимний период +18 с. 3. Весь год преобладают тропические воздушные массы, температура летом очень высокая, осадков мало весь год. 4. Воздушные массы по сезонам меняются: летом тропические, зимой умеренные, лето жаркое (+28 с ), сухое, зима относительно тёплая (+ 10 с), влажная. 8.Белая ворона или (что лишнее?) 1. Нил, Нигер, Чад, Конго 2. Гибралтарский, Гвинейский, Суэцкий, Мозамбикский 3. Мадагаскар, Виктория, Ньяса, Танганьика 4. Сахара, Сомали, Намиб, Ливийская 5. Драконовы, Тибести, Капские, Атлас 6. Игольный, Альмади, Сенегал, Бен-Секка 7. Кения, Камерун, Килиманджаро, Карисимба, 8. Стэнли, Виктория, Замбези, Ливингстона, 9. Занзибар, Гибралтар, Мадагаскар, Комори 10.Триполи, Египет, Эфиопия, Нигерия 9.Узнай объект по написанию 1. Гиганты Африки. Они питаются травой. Массивные, гигантского роста, они могут пробираться бесшумно, сквозь непроходимые лесные заросли или взбираться по крутому склону горы быстро и ловко. Отдыхают опершись на огромные деревья, шевелят ушами и поднимают к верху свой нос, таким образом они сторожат сами себя, принюхиваясь, не доносится ли откуда – нибудь подозрительный запах! 2. Это характерное дерево саванн считают, что оно может жить до 5 тысяч лет. На кроне некоторых сохранились отметки сделанные в 15 веке. Диаметр ствола превышает 10 метров. Только 15 человек, взявшись за руки могут обхватить его. У старых деревьев в стволе образуются дупла, где люди устраивают гараж для своих автомобилей. В начале влажного сезона распускаются огромные цветы диаметром 15 – 20 см, а плоды величиной с кабачок! 3. Это прожорливое животное, которое за ночь съедает 200 кг травы и листьев. Они кормятся на одном и том же участке до тех пор, пока не уничтожат всё съедобные растения. Они похожи на свиней, кожа толщиной до 3 см чёрного, серого или коричневого цвета. Их высота достигает 1,5м, длина – 4,5м, масса до 3 тонн. У всех этих животных небольшие навыкоте глазки и маленькие уши. Пасть с мощной челюстью. 4. Местное население выращивает его в зоне саванн. Бобы содержат до 60 % масла, напоминающие по вкусу прованское. Это масло применяется в пищевой промышленности. А называют его – «земляной орех». 5. Трудно перечислить, что значит оно для жителей Африки! Это и тень, и пища, и дрова, и строительный материал! Ствол высотой 20 метров совсем не имеет сучьев. На верху колышется пучок из 40 – 70 листьев длиной до 3 метров. Под листьями висят гроздья плодов. Одно растение даёт 100 – 120 кг. Их называют «хлебом пустыни» и едят! 6. Со времён глубокой древности выращивают его в Африке. От корневища отходят листья длиной до 4 метров и в ширину 90 см. Ему необходимо много воды. Плоды используют в свежем и сушеном виде. Готовят муку, консервы, мармелад, сироп, вино. 10. «Половинки слов» Соедините половинки слов между собой, чтобы получились названия растений и животных Африки. Мара Лиа Фи Рус Паль Бао Зеб Бу Папи Ус Мот Раф Жи На Пард Ака Лео Беги Стра Баб Ра Ция Кус Ма (марабу,лиана,пальма,баобаб,зебра,попирус,акация,леопард,жираф,страус,бегемот,фикус) 11. «Корректор» (Исправь ошибку) Африка – третий по величине материк. Её площадь 54млн км. Экватор пересекает материк почти посередине. На СВ материка находятся горы Атлас. Самый крупный остров Сомали. Африка - самый сухой материк Земли. СЗ часть материка наиболее приподнята. Здесь находится самая высокая вершина – гора Кения. Самая длинная река Конго. Много озёр. Самое глубокое Виктория. Пустыни составляют примерно 50 % территории. 12. «Установите соответствие» Для какого из государств, перечисленных ниже, характерны следующие особенности? 1. Это государство имеет в Африке самое «высокое» положение. Из озера, расположенного в кратере потухающего вулкана, берёт начало один из истоков Нила, в местечке Каффа находится родина кофе. (Эфиопия) 2. Изумительно красива и богата природа этого государства. Вздымается в небо величественный конус Килиманджаро, чьи снега и ледники кажутся чем то потусторонним в тропической жаре сованы, где среди акаций и колючих кустов бродят стада зебр, жирафов, антилоп (Танзания) 3. Страна находится на берегу океана, с которого дуют ветры, но не приносят осадков. Поэтому здесь прямо на побережье располагается пустыня. От названия этой пустыни произошло и название страны. Она обладает большими запасами полезных ископаемых, но пока относится к категории стран, отстающих в своём развитии. (Намибия) 4. Это одна из самых крупных стран арабского мира, её берега омываются Средиземным морем на севере и Красным морем на востоке. На территории этой страны находится древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света – пирамида Хеопса, возвышающаяся над гладью сыпучих песков. 13. «Рекорды материка» (самое, самое, самое) с показом на карте. 1. Самый жаркий материк на Земле? 2. Самая длинная река мира? 3. Самое длинное озеро мира? 4. Самая высокая температура на Земле, зафиксированная в Африке? 5. Самая высокая вершина материка? 6. Самое большое по площади озеро в Африке? 7. Самая полноводная река Африки? 8. Самый крупнейший водопад Африки? 9. Самый большой остров у берегов Африки? 10. Самый крупный полуостров материка? 11. Самое уникальное растение пустыни Намиб? 12. Самое мощное дерево саванн? 13. Самый быстрый хищник материка? 14. Самая крупная птица на Земле? 15. Самая большая пустыня Африки? 16. Самые высокие народы материка? 17. Самые маленькие жители экваториальных лесов Африки? Итог урока. Надеюсь, что наше путешествие не было для вас таким «адом», и вы вновь и вновь будете возвращаться к берегам этого удивительного материка. Итак, ребята! Урока время истекло. Я знала, всё у нас получится, Африку мы с вами будем знать лучшим путешественникам В журнал поставлю «хорошо» и «пять» и в заключение хочу сказать, что лучше географии предмета не сыскать. Мир географии огромен стремитесь вы его познать. Ведь правильно сказал К.Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга» Выставления оценок Домашнее задание Рефлексия Молодцы! С заданиями справились! А сейчас мы с вами отправим наши знания в будущее в «Капсуле времени». Вы напишите на листочках все то, о чем вы сегодня узнали на уроке, начиная такими словами: «Уважаемые потомки я (ФИО) на уроке географии узнал о … » 2013 год. Продолжите сами. Скручивают и опускают в капсулу. | |
Просмотров: 1275 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|