Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
В методике преподавания географии в школе одним из основных столпов является работа с картографическим материалом. Данный вид деятельности развивает у учащихся навыки работы с графическим материалом, навыки анализ и синтеза, сопоставление полученной информации. Одним из главнейших преимуществ картографического метода обучения на уроках географии, заключается в способности научить учащегося переносить полученную графическую информацию в устную или письменную форму. Иными словами, информация на карте дается в виде схематичного и абстрактного материала, обработав сведения на карте, можно изобразить их в виде текста, устного пересказа, блок-схемы, таблицы и т.д. Современная система школьного образования нацелена, как раз, на получение учащимися именно таких навыков – оценки и интерпретации одного вида полученного материала в другие формы. Как нельзя лучше, для этих целей подходят задания, выполняемые с помощью карты на уроках географии. Практикующий учитель географии средней школы сталкивается с отсутствием методической базы по организации полноценной и разноплановой работы учащихся с географическими картами. В данной работе представлены 11 вариантов заданий для работы с географическими картами в рамках программы 11 класса средней школы, естественно-математического направления. Настоящие задания основаны на изучении литературно-картографического материала, интернет изданий, опыта преподавателя географии, периодических изданий посвященных данной тематике. Для удобства работы с данными материалами учениками без непосредственного участия преподавателя, в каждом задании прослеживается четкая структура: а) тема выполняемого задания; б) учебное пособие, номер параграфа необходимый для успешной работы; в) атлас с набором географических карт за 11 (региональный обзор мира) или 7 класс (физическая география), (отображаются номера страниц с картами необходимыми для выполнения; г) указывается время выполнения данной работы. Первая часть заданий основывается на физических картах из атласа за 7 класс «Физическая география материков и океанов». В них представлены вопросы о географическом положении стран и частей света, морях и океанах омывающих берега, реках, озерах и горах находящихся в составе представленных территорий, климатических особенностях, а так же статистические данные необходимые для усовершенствования навыков работы с картами: измерение параметров государства с Запада на Восток и Севера на Юг, определение масштаба карты и расстояний на ней и т.д. Вторая часть заданий основывается на картах из атласа за 11 класс «Социальная и экономическая география стран Мира». В них представлены вопросы о наиболее значимых промышленных городах, населении и сельском хозяйстве, транспорте и торговых путях сообщений с другими территориями, вопросы логического и аналитического характера. Так же в заданиях могут фигурировать вопросы, для ответа на которые, понадобятся учебник по географии за 11 класс «Региональный обзор мира», Байсенова А.С. – Алматы: Мектеп, 2011. и доступ к сети интернет. Данный вид работы может применятся на урочных занятиях посвящённых новой теме, в виде домашнего задания, на факультативных занятиях, спецкурсах, в качестве материала для самостоятельного изучения, для работы с одаренными детьми. Работа с вышеперечисленными заданиями, дает возможность учащимся обрести навыки полноценной и информативной деятельности с использованием географической карты, так же повышается мотивационная составляющая творческой деятельности учеников, в результате получения необходимой информации из первоисточников, а не в виде готовой интерпретации составителями учебников и учебных пособий. Данный вид работы на уроке был апробирован на учениках 11 «А» класса ГУ «ОПШМТ №11» г. Павлодар в третьем и четвертом учебных циклах 2013-2014 учебного года. Итоговые оценки показали следующий результат: качество знаний в 3 цикле 61%, качество знаний в 4 цикле 70%. Наблюдается устойчивая, положительная динамика качества знаний в связи с применением на уроках картографического метода преподавания географии. Самостоятельная работа по географии за 11 класс. Тема: Великобритания. Состав территории, геополитическое положение, ЭГП, хозяйство Учебник: Параграф 8-9. Стр. 37-47 Атлас: Региональный обзор стран мира 11 класс, стр. 11 «Экономическая карта Великобритании», Атлас “География материков и океанов” за 7 класс. Время выполнения 60 минут. Вопросы по атласу за 7 класс. Определение геополитического положения страны. 1. Выявите, с каких сторон и какие страны граничат с Великобританией. (Вопрос с подвохом) 2. Какие моря, заливы, проливы, острова и полуострова, озера и реки находятся, либо омывают берега Великобритании? 3. Каков рельеф туманного Альбиона, какие части наиболее подняты, а какие имеют равнинный ландшафт? 4. Измерьте длину с Севера на Юг и ширину с Запада на Восток. Как вы считаете Великобритания больше Павлодарской области? 5. С помощью климатической карты определите, в каком климатическом поясе находиться Великобритания, годовое количество осадков, средние температуры января и июля. Какие преимущества или недостатки несут ей данные погодные показатели? Вопросы по атласу за 11 класс. 6. На реках какого региона Великобритании построены крупные ГЭС, какой ландшафт преобладает там? Посчитайте сколько ГЭС построено в Великобритании. Как вы считаете: почему ГЭС считаются более экологически чистыми чем остальные виды электростанций? 7. В каких частях Великобритании построены АЭС? Какие причины построения их в данных местах вы видите? Сколько всего АЭС? В каких районах их больше всего? 8. Где в Великобритании расположены малоиспользуемые земли? Почему данные земли не используются в сельском хозяйстве Британии? 9. Определите районы основного земледелия. Какие климатические особенности повлияли на формирование хорошего почвенного покрова данных областей? 10. Назовите главные центры черной и цветной металлургии? В каких формах рельефа они располагаются? 11. Выявите основные районы возделывания пшеницы, ржи и мясомолочного скотоводства. С чем это связанно? 12. Обозначьте узловые железнодорожные станции Великобритании, Какие районы покрыты железнодорожным полотном интенсивнее всего? С чем это связанно? 13. Глядя на карту найдите основные порты Великобритании, куда направляются основные морские торговые пути из Великобритании? Какие основные направления вы можете выделить (5)? 14. В каких городах сосредоточенно основное производство судов и морской техники? 15. Найдите виды полезных ископаемых, которыми наиболее богата территория Великобритании? 16. Какие месторождения нефти вы можете назвать? Выявите трудности её добычи? 17. Где, по вашему мнению, можно было бы расположить столицу Великобритании более выгодней, чем в Лондоне? Почему? 18. Известно, что одной из социальных проблем Великобритании является эмиграция, используя карту мира выявите из каких стран количество иммигрантов будет наиболее высоким? 19. Исходя из всего вышеозначенного сделайте вывод: Какие положительные и отрицательные стороны имеет Великобритания как геополитическое образование в Европе? Работа с учебником: Используя текст параграфа № 7 учебника, определите статистические данные по Великобритании: Состав и численность населения, языковой и религиозный состав, основные отрасли промышленности, сельскохозяйственные культуры наиболее полно произрастающие в стране, транспортная система и внешние связи. | |
Просмотров: 2018 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|