Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках географии в условиях общеобразовательной школы.
Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках географии в условиях общеобразовательной школы.
Аненко Ольга Валерьевна
СОШ №32 г. Караганда
В последнее время в народном образовании произошли большие изменения процесса образования, продиктованные требованиями современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности и дарования человека. А затем на их основе сформировать компетентную и мобильную личность, умеющую делать правильный профессиональный и социальный выбор, способную отстаивать свою гражданскую позицию. Роль обучения на данном этапе развития общества состоит в том, чтобы выявить особенности субъективного опыта учащегося, создавать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных особенностей. Выбор темы моего опыта «Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках географии» закономерен и актуален. За основу берем тот факт, что география — один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных, а также глобальных проблем современного развития цивилизации. Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки учащихся к самостоятельной, познавательной, творческой деятельности, формированию умений и навыков исследовательской работы. Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики не только были географически грамотны, но умели, понимали экономическую и социальную картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Для этого необходимо научить ученика активно сотрудничать в учебном процессе. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес.
Введение в учебный процесс исследовательской деятельности позволяет уйти от однообразия и монотонности обучения, создаёт условия для смены видов деятельности, подразумевая творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога. Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии. Свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. Появляется возможность решать новые дидактические задачи, что существенно повышает эффективность процесса обучения. Учащиеся могут применять географические знания в повседневной жизни, то есть реализуется на практике компетентностный подход. Востребованность результатов обучения, реализация возможности выбора – основные идеи данного педагогического опыта.
В основе уроков лежит деятельностный подход обучения, т.е. личностное включение учащихся в процесс. Его использую при изучении таких фундаментальных тем как «Оболочки Земли», «Народы и страны». На количество вопросов, которые задаю в процессе урока, влияет сложность задачи и подготовленность класса, уровень развития учащихся. Очень тщательно продумываю вопросы и задания к каждому уроку, т. к. чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность. Считаю, что идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идеей о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. На их основе строю изучение темы урока по логическим частям. Развертывание учебного процесса в этом случае идет от решений одной образовательной задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. В основе такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности. Для этого реализую на уроках идеи проблемного обучения, личностного — ориентированного образования, индивидуализации обучения, технологии критического мышления. Все эти идеи помогают осуществить учебно-исследовательскую деятельность учащихся. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, статистическими данными и т.д.
Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся овладеть знаниями и навыками, а также выработать позицию толерантности. Использование ИКТ в обучении географии диктуется изменениями, происходящими сегодня в обществе. Они помогают формировать информационную компетентность и проводить научные исследования, а также добывать нужную информацию, используя доступные источники и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Наша задача — научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные знания, выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для доступа к информации, обработке информации, интеграции информации, оценки информации, создание информации. При подготовке к урокам рекомендую учащимся использовать дополнительную информацию из Интернета. В процессе чтения и подбора материалов учащиеся могут найти для себя интересные примеры из жизни и блеснуть хорошими знаниями современной экологической и экономической ситуации в стране. Благодаря данной работе ученики сопоставляют практику из Интернета с теорией из книги. Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWERPOINT, с помощью которой демонстрируются диаграммы, рисунки, схемы, фотографий. Предлагаю и учащимся создать компьютерные презентации в программе POWERPOINT. Учитывая большой вклад, который ученики вносят в создание презентаций, превращаю эту работу в творческий процесс с элементами исследовательской деятельности постепенно. В 6-7 классах развивая познавательный интерес, предлагаю следующие темы уроков: 6 класс – «В камне застывает время»: «Горные породы» -ознакомлении с геологическим прошлым своего района. «Мы – разные»: Почему люди на Земле непохожи друг на друга? Какие народы живут на разных материках в разных странах? 7 класс – «Ледяная тайна Антарктиды»: Всегда ли она была покрыта льдом? Что скрывает ледяной панцирь? Современные исследования на материке. «Характеристика одной их стран Африки», «Проблемы перспективы развития топливной промышленности Республики Казахстан». В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках. На собственном опыте убедилась, что данная работа учащихся принимается с удовольствием. Коллекцию презентаций использую как демонстрационный материал на уроке. В старших классах для раскрытия своей исследовательской деятельности учащиеся также создают презентации, которые напоминают научное исследование. При составлении презентаций учащиеся проводят небольшие исследования, учатся обосновывать актуальности избранной темы, происходит сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения. После их выступления другие принимают участие в обсуждении их материала, делают дополнения, анализируют выступления. Предлагаемые темы: 8 класс – Природные ресурсы РК: Чем богаты недра Казахстана? Чем грозит истощение ресурсов человеку? Что может вызвать истощение ресурсов и как этого избежать? Экологические проблемы морей, их влияние на ресурсы морей. Что мы понимаем под климатическими ресурсами? Богата ли Республика Казахстан этими ресурсами? Как изменятся климатические ресурсы РК в результате глобального потепления? 9 класс – Население РК – «Население нашего класса»: численность, национальный состав, миграция в летний период и т.д. Природные ресурсы нашей области: проблемы и перспективы, «Экономические проблемы и перспективы Республики Казахстан», 10-11 классы – «Рекреационные ресурсы», «Перспективы экономического развития стран Африки» «Средиземноморье. Настоящее и будущее». «Почему Средиземное море называют «сточной канавой» Европы?», «Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?»
Опыт работы показывает, что знания, добытые учениками в процессе активной деятельности, не только легче и сознательнее усваиваются, но и значительно прочнее. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. Ценность идеи проблемного обучения, личностного — ориентированного образования, индивидуализации обучения, технологии критического мышления в том, что таким образом, в настоящее время мы образуем и формируем у учащихся ключевые компетенций:
- индивидуальная компетенция: овладение основами творческой деятельности,
- коммуникативная компетенция: овладение деятельности по само и взаимопомощи в жизни,
- поисково-исследовательская компетенция: овладение навыками исследовательской деятельности,
- компетенция информационных технологий.
Мониторинг качества образовательного процесса показал стабильные результаты и понимание учебного материала. Учащиеся лучше стали выполнять задания творческого характера, так как повысилась способность школьников применять полученные знания. Качество знаний моих учащихся складывается из показателей. Они таковы: за последние годы вырос процент качества знаний, ученики ежегодно участвуют в городской олимпиаде, успешно готовятся к сдачи ЕНТ, имеются претенденты на аттестацию особого образца с вручением нагрудного знака «Алтын белгі».
Однако хотелось бы остановиться на проблемах, которые возникают при работе. Не все учащиеся пока еще достаточно активны, часть сохраняют желание наблюдать за происходящим как бы со стороны, поэтому важно вовлекать каждого в процесс самопознания, саморазвития и самореализации.

Литература:

1. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей. Москва, 2003 г.
2. Прокофьева Л.Б. Технология организации и сопровождения поис¬ковой деятельности - путь творческого развития ученика и учителя. Москва, НИИ Школьных технологий, 2006.
3.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., А.Е. Петров. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва. Академия, 1999.

Источник: http://Литература: 1. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей. Москва, 2003 г. 2. Прокофьева Л.Б.
Категория: География | Добавил: Ольга3664 (2014-10-25) | Автор: Аненко Ольга Валерьевна E
Просмотров: 1075 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru