Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Учитель географии СШ №4, Абайского района п. Вольный С.В.Явтуховская Китай. Пути экономического и социального преобразования. Учебно - воспитательные цели: 1. Сформировать целостное представление о стране. 2. Развивать умение отстаивать свою точку зрения, доказывать ее, систематизировать большой блок знаний, осмыслить его. 3. Научить применять знания и опыт в различных ситуациях. Оборудование: карты Китая (физическая и экономическая), атлас. Форма проведения: конференция. Структура урока: План 1. Китай – самая большая по населению страна мира: 1) Особенности населения Китая; 2) Характерные черты урбанизации; 3) Демографическая политика, проблемы Китая. 2. ЭГП, его значение. 3. Оценка природно - ресурсного потенциала для развития экономики. 4. Экономическая история. 5. Особенности новой экономической политики. 6. Отрасли международной специализации, роль Китая в регионе и мире. Ход урока I.Организация класса. Учащиеся нацеливаются на значимость и место данного урока в системе уроков, которое определяется местом Китая в мировом хозяйстве; учитель объясняет форму проведения урока, знакомит с планом урока. II. Выступление учащихся по плану урока. 1. Краткая общегеографическая справка: 1) ЭГП и ПГП Китая. 2) Краткая историческая справка. 3) Природные ресурсы. 2. Демографическая политика: «Проблемы народонаселения откладывают свой отпечаток на все стороны жизни». 3. «Главную причину городского взрыва нужно искать в сфере административных изменений». 4. Шэнь – чжэньский эксперимент – «экономическое чудо» Китая. 5. Экономическая ситуация: От великой Китайской стены к великой Зелёной стене». Вот некоторые данные по вопросам плана. Выступают учащиеся – «специалисты по этим вопросам». 1-й ученик: Китай – многонациональное государство, представлено почти 60 этносами. • Название китайцев было «хауся». Заселение китая началось со Среднекитайской равнины в бассейне Хуанэ. Отсюда древнее название «Чжунго» или Срединное царство («чжун» - середина «го» - государство). Впервые разрозненные пленена были объеденены при императоре Цинь в III в.до н.э. Китайцы стали называть себя «цинь». Индейцы стали называть их «чин», немцы стали называть их Китай – «Хина», англечане – «Чайна», французы китайцев называли «шин», итальянцы – «цина». Империя Цинь рухнула, и в III в. Возникла империя Хань. С этого времени китайцы стали называть себя ханьцами. Русское название «Китай» возникло от монголоязычного кочевого народа «Кидань», в тюркоязычном – «Китай». 2-й ученик: Общегеологические запасы угля – 3,2-6 трлн.т, разведанные – 850 млрд.т, число месторождений – 300, запасы нефти – 2 трлн.т 300 бассейнов; гидропотенциал – 1-е место в мире: уран- 0,8 млн. т – 200 месторождений. Основу добычи состовляет уголь – 1 млрд.т в год Дацин, Шэнли, газ – Сычуань. По добыче железной руды Китай занимает 1-е место в мире, обогнав Россию, Бразилию, Австралию. 3-й ученик: История регистрации населения проводилась ещё при династиях Чжоу и Хань в I тысячелетии до н.э. Со временем образование КНР в 1949 г. были проведены 4 всекитайские переписи. На долю Китая приходится 21,5 % населения мира. Ежегодно увеличивается численность на 12-20 млн.человек, младенцев рождается 24 млн в год или 65 тыс. в сутки. Немалое впечатление произвели результаты переписи 1953г., они помогли осознать необходимость решения социально – экономических проблем через организацию планирования семьи и мер по контролю над рождаемостью. Демографическая политика была законодательно утверждена Конституцией 1978 г. Сначала была массовая пропаганда, а потом – более жестокие меры: возраст вступления в брак для женщин- 20 лет, мужчин – 22 года, поощрительные льготы и меры экономического»наказания»: семьи с одним ребенком получают дополнительно 5 юаней в месяц к зарплате, льготы в ясли, детский сад, при поступлении в вуз; за второго ребенка – штраф 500 юаней, за третьего ребенка – 1-2,5 тыс. юаней. Главная цель демагрофической политики – переход от многодетной к однодетной семье. Поэтому она проходила и проходит под девизом «Один ребенок в семье», «Одна супружеская пара – один ребенок», «Народ без братьев и сестёр». Рост численности населения Пекина, 1950-2000гг. 1950 1960 1970 1980 1990 2000 Число жителей, млн /чел. 3,9 6,3 8,1 9,0 10,8 12,4 Доля Пекина в городском населении страны % 5,6 6,0 5,6 4,6 3,6 2,8 Доля Пекина во всём населении страны % 0,71 0,95 0,97 0,90 0,94 0,94 Среднегодовые темпы роста населения % 4,7 4,0 1,1 1,6 0,9 1,7 Некоторые показатели демографического развития пекина, 1980-1997 гг. 1980 1984 1995 1997 Рождаемость % 15,4 14,5 7,9 7,9 Смертность % 6,2 5,9 5,2 6,0 Естественный прирост % 9,2 8,6 2,8 1,9 Коэффициент брачности % 16,8 23,0 - - Коэффициент разводимости % 0,2 0,6 - - 4-й ученик: До 1949г. Китай относился к числу наименее урбанизированных стран мира. Соотношение городского и сельского населения составляло 1:10. В структуре городов преобладали малые города. Поэтому в области урбанизации был выдвинут долгосрочный курс, включающий несколько ведущих направлений: 1) Рост городов сверхкрупных, крупных, средних и малых; 2) Общее изменение соотношения городского и сельского населения, увеличения числа городов, темпов и уровня урбанизации в стране; 3) Сбалансированное равномерное распределение городов по территории страны. Особо обращает на себя внимание вторая половина 80-х гг., когда в Китае начался настоящий «городской взрыв». Доля городского населения выросла вдвое и достигла 600 млн человек. Ни естественный прирост, ни миграционный приток населения не могла обеспечить таких масштабов «городского взрыва» Главная причина – административные изменения. В 1984г. была проведена реформа, изменившая понятие статуса «город». Городом стал считаться центр промышленности, ремесла или торговли с населением более 3 тыс. человек под управлением уездной администрации. Поэтому к городскому китайская статистика стала относить население не только самих городов и пригородов, но и население поселков и обширных сельских районов, прилегающих к городам. 5-й ученик: К созданию свободных ( специальных) экономических зон (СЭЗ)Китай приступил в 80-х гг. При этом был использован опыт Сингапура, Гонконга, Макао, Тайваня, Малайзии, Индонезии. Необходимы были принципиально новые решения. Решено было перейти от замкнутой модели развития к более открытой. Основные цели создания СЭЗ: • Максимальное привлечение иностранного капитала, передовой технологии, создание предприятий в наукоемких отраслях; • Развитие внешнеэкономической деятельности и обеспечение более широкого включения страны в МГРТ, увеличение экспорта и валютных поступлений; • Использование СЭЗ как школ передового опыта в функционировании современного производства; • Подъем социально – экономических условий; • Использование дешевой и избыточной рабочей силы. СЭЗ- это экономические «оазисы»с особым режимом хозяйствования, это «пылесосы», засасывающие новую технологию и методы производства в страну, технологически отсталую, но имеющую огромные людские и природные ресурсы. Первой такой СЭЗ был Шэнь- чжень. В конце 70-х гг. это был захолустный городишко с населением 6-7 тыс. жителей, с одним пятиэтажным зданием. Теперь Шень – чжэнь превратился в город –«миллионер» с современными небоскрёбами, 200 гостиницами, скоростными автострадами, международным аэропортом; здесь создается и крупный морской порт; открыты университет, технологический парк. Промышленное производство выросло в 200 раз, валовая промышленная продукция составила 50 млрд юаней, ассортимент – 1 тыс. изделий, действует около 1000 смешанных предприятий из 20 стран. Выбор был сделан не случайно, так как горд находится в непосредственной близости Конконга. 6-й ученик: С экологическими проблемами Китай сталкивается на протяжении всей своей многотысячной истории. Ученые считают, что первый экологический кризис здесь разразился ещё в I тысячелетии до н.э. Причины экологических проблем: • Односторонний земледельческий уклон сельского хозяйства, распашка лессового плато, массовое сведение лесов; • Чрезмерная разработка подземных вод для ирригации; • Неумеренная распашка и выпас скота увеличивают опустынивание; • Загрязнение твёрдыми промышленными отходами; • Сброс промышленных сточных вод; • Рост выбросов в атмосферу. Всем негативным явлениям противопоставляются меры, предпринимаемые государственной и местными властями. Особенно это заметно в области лесоразведения, которое достигло уровня 1,5 млн в год. Завершен первый этап создания системы лесополос на севере, северо-западе, северо - востоке страны Первая из таких полос протягивается на 1,5 тыс. км. Имеет ширину – 12м; около миллиона крестьян вложили свой труд в это дело. И называют её Великой Зелёной стеной. Выступление учащегося о Великом шелковом пути . В результате общая лесистость возросла до 20 %; улучшилось состояние воздушного бассейна во многих крупных городах. Число природных заповедников возросло до 310. Ведутся большие работы по обузданию рек Хуанхэ, Хуайхэ и других. После прослушивания сообщений каждому из докладчиков были заданы вопросы: 1) Как же Китай смог использовать своё ГП? 2) Для каких стран ЭГП явилось толчком в их экономическом развитии? 3) Как же правительство Китая не побоялось волны возмущения своего народа в ответ на такие меры по снижению рождаемости в стране, ведь китайцы веками жили заповедями Конфуция? 4) На что был направлен долгосрочный стратегический курс в области урбанизации? 5) Можно ли дать готовый рецепт выхода из экономического кризиса любой другой стране, какими путями и средствами вышел из него Китай? 6) Смогут ли китайцы избежать экологической катастрофы? III. Итог урока Самооценка урока. Китай. Пути экономического и социального преобразования Великий шелковый путь (выступление учащегося) В начале 90-х гг. появилось множество публикаций о возрождении Великого шелкового пути. Шелковый путь – это не только техническое сооружение, а , прежде всего, коммуникация в геополитическом и геоэкономическом пространстве. Великий шелковый путь(ВШП) нельзя отобразить в виде единственного торгового маршрута, это , прежде всего, разветвленный коммуникационный каркас, соединявший древние цивилизации. Как правило, не было и купцов, совершавших длительное хождение с Запада на Восток, из Европы в Китай, и сама торговля имела особый геополитический характер. Китайский шелк начал наступление на средиземноморский рынок, впервые появившись в Риме при императоре Августе. Шелк, приравниваемый по цене к золоту, выкачивал из римской империи огромные средства. Торговля осуществлялась через посредников (парфяне, евреи). Второе возрождение ВШП началось в середине века, после 500- летнего перерыва. Вновь возобновилась сухопутные связи между Западом и востоком. Из Китая торговый путь пролегал через Ланьчжоу и Дунган, где разветвлялся на два генеральных направления. Другой маршрут Великого шелкового пути пролегал через Турфан на Самарканд и бухару, далее к Византии через Нишапур. В результате такой конфигурации на Великом пути сложились срединные коммуникационные полюса, где сходились только материальные торговые потоки и осуществлялся интенсивный информационный и культурный обмен. Место встречи торговых караванов Восток-Запад была столица персидской провинции Хорасан-Нишапур. «Ничто не вечно под луной». Созданные рукой человека полюса процветания в геоэкономическом пространстве являлись желанными целями евразийской геополитики. Здесь оставили свой след величайшие полководцы всех времен и народов – Александр Македонский и Чингисхан. За всю историю существования Великого Шелкового пути только монгольской империи удалось получить полный контроль над трансконтинентальный трассой. Покоритель Вселенной Чингисхан неожиданно появился из-за «сухого моря» (пустыня Гоби). Благодаря своим новым вассалам, Чингисхан получил возможность контролировать восточную часть Шелкового пути. Для полководца, обладавшего стратегическим виденьем, международная торговля играла исключительную роль. Приемники Чингисхана продолжили западный поход, закончив его на берегах Дуная и Черного моря, где были созданы торговые фактории. Золотоордынские города пребывали в зените богатства и роскоши. Монголы настолько уверовали в свое могущество и непобедимость Орды, что строили города без крепостных стен. Но «железный» Тимур оставил пелепелища на месте золотоордынских городов и тем самым разрушил коммуникационный каркас сложившегося геоэкономического евразийского пространства. И Великий путь пришел в запустение. Долгая дорога возрождения. После 500- летнего забвения на рубеже третьего тысячелетия вновь появляются попытки возрождения Великого шелкового пути. Возрождение Шелкового пути началось с открытия железнодорожного маршрута Ляньюньгань- Роттердам, протяженностью в 12 тыс. км. Маршрут назван Северным коридором Трансазиатской железнодорожной магистрали. Природные и погодные условия на протяжении ВШП, как и два тысячелетия назад, исключительно неблагоприятны. Международный транспортный коридор – это результат огромных политических, дипломатических и экономических усилий заинтересованных государств. Никакая стыковка железнодорожной или другой колеи сама по себе еще не обеспечивает эффективность транспортировки грузов по всей трассе. В связи с этим в долгосрочной перспективе не выдерживает критики широко разрекламированный проект Евро- Азиатского международного транспортного коридора (TRACECA) ИЗ Западной и Северной Европы, через Черное море на Южный Кавказ и далее Каспий в Центральную Азию. В мае 1993г. Европейский союз представил в Брюсселе программу TRACECA под названием «Возрождение Великого пути». Программа TRACECA констатировала создание транспортного коридора в обход России. На транспортной конференции TRACECA в Тбилиси (апрель 1997г.) была подтверждена стратегия на создание транспортного коридора в обход России. Действительно, проект является альтернативной российской транспортной монополии на выход в Европу в случае ухудшения геополитического положения на Северном Кавказе. Доминированием геополитики можно объяснить и исключительно низкую рентабельность грузоперевозок по предлагаемым маршрутам по сравнению с другими. За годы существования проекта TRACECA не удалось выполнить главных намеченных целей, в том числе обеспечить совместимость внутренних регламентирующих документов и процедур в области торговли и транзита с принятыми в ЕС техническими нормами и стандартами. Проект TRACECA стал «глиняным» фундаментом для других искусственных межгосударственных политических и экономических объединений. После падения «железного занавеса» западные эксперты прогнозировали высокую эффективность транспортировки по возрожденному Великому шелковому пути. Однако этого не произошло. Дальнейшее повышение цен на энергоносители и ухудшение технического состояния дорог стран СНГ снизили эффективность перевозок. Увеличилась и протяженность западного участка пути, проходящего через страны с высоким уровнем жизни (и заработной платы), что отразилось в росте транспортных тарифов. Сквозная перевозка массовых грузов между конечными пунктами евразийской магистрали стала дороже морской, например, между Шанхаем и Роттердамом. Оставалась надежда на экономический рост бывших социалистических республик. Но разрушительные рыночные преобразования сделали местную продукцию еще более неконкурентоспособной на западном и восточном рынках. На возможных маршрутах ВШП возникло множество новых государственных и таможенных границ. Новым независимым государствам пока не удалось создать конкурентоспособные региональные условия хозяйствования, благоприятные для зарубежных инвестиций. Возрождение Великого шелкового пути откладывается на неопределенное время. | |
Просмотров: 2423 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|