Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Тема: Строение Земли. Учение о литосферных плитах. Цели и задачи урока: • Образовательная: • Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении Земли о различных методах изучения глубин. • Познакомить со строением земной коры. Раскрыть причины движения литосферных плит, дать общее представление о теории глобальной тектоники, рассказать об изменении материков и океанов в будущем. • Развивающая: 3. Развивать интерес к изучению Земли, расширить кругозор. Учить работать в коллективе, критически относиться к оценке своих знаний, делать обобщения и выводы. • Воспитательная: 4. Способствовать формированию мировоззренческого взгляда о постоянном развитии литосферы. Оборудование: Физическая карта полушарий, атласы, учебная таблица «Оболочки Земли», картосхема «Литосферные плиты», ЛОС, учебные принадлежности. Тип урока: словесно - наглядный с элементами критического мышления. Форма: индивидуально — групповая. План урока: I. Организация класса. II. Изучение нового материала. 1. Аклуализация знаний. 2. Работа с таблицами и рисунками для усвоения знаний по строению Земли. III. Первичное закрепление. IV. Теория о литосферных плитах. Сопоставление картосхемы и физической карты полушарий. V. Вторичное закрепление. VI. Итог урока. Оценки. VII. Задание на дом. Конспект урока. I. Организация класса. Готовность к уроку. II. Изучение нового материала. 1 .Попробуйте отгадать загадку и вы узнаете, что мы будем изучать: ни начала, ни конца ни затылка, ни лица знают все и млад и стар что она - большущий шар. (Земля). 2. Итак, мы продолжаем знакомиться с планетой Земля. Начертим таблицу: Я знаю Узнал новое 3. В первую колонку «Я знаю» вы пишете, все, что уже знаете о Земле. Затем дополняют друг друга в паре, потом в группе. (4 человека). 4. Обмен информацией. Учитель кратко записывает на доске Схема «Паучок»: Все ли мы знаем о Земле? 5. А сейчас мы представим себя инопланетянами, как мы могли бы увидеть Землю. Учащиеся перечисляют облака, мировой океан, различают материки, лес, отмечают шарообразность. Учитель: Белая пелена облака - это «атмосфера» атлас - «пар», сфера - «шар», т.е воздушная оболочка. Водная гладь - гидросфера (водная оболочка), . лес - это оболочка жизни, т.е. биосфера. Верхняя твердая оболочка - литосфера (литос - каменное). Могут назвать и сами учащиеся, опираясь на таблицу «Строение Земли» или на свои знания. Вывод: Мы узнали, что Земля имеет внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера и литосфера. Запишем в таблицу «Узнал новое». 6. Человек изучает эти оболочки, но более сложно изучать литосферу. вспомните или предположите как, каким способом можно узнать внутреннее строение Земли. Учащиеся называют, учитель поддерживает диалог. Делаем вывод (опора на ЛОС): • Бурение скважин (15 км.); • Извержение вулканов; • Распространение волн землетрясений. В результате исследований удалось узнать, что внутри земной шар состоит из трех слоев. На таблице «Строение земли» учащиеся называют. 7. знакомство с оболочками (опережающее задание). 8. перед нами оболочки внутреннего строения Земли, каждая расскажет о себе. Рассказ ведут от первого лица. Рассказ о земной коре: «Я земная кора - внешний слой. Моя нижняя граница располагается под сушей и океанами. Под равнинами моя толщина 30-40 км.,, а в горах уже - 70-80 км. Под океанами - от 3 до 7 кмю Поэтому меня различают океаническую и материковую.» 9. на доске изображена схема, эту схему учащиеся переносят в тетрадь: Океаническая материковая 3 – 7 км. Равнины горы 30 – 40 км. 70 – 80 км. Рассказ о мантии: «Я - мантия, располагаюсь под земной корой до 2900 км. Мое название произошло от греческого слова «мантион» - покрывало. Я составляю 83% объема земли и 675 ее массы. Температура моего тела составляет от 100° до 3800°. В нижней части горные породы находятся в расплавленном состоянии» рассказ ядра: «Я нахожусь в центре Земли. Мой радиус равен 3500 км. Я состою из железа и никеля. У меня 2 части - внешняя и внутренняя. Внешняя часть - в расплавленном виде, а внутренняя - из твердого вещества» 8. итак, какие слои включает литосфера? Найдем ответ в учебнике (стр46). Учащиеся записывают в таблицу «Что я узнал». Учитель: поверхность литосферы неровная, что определяет рельеф Земли. Вспомним, что такое рельеф? Из каких форм состоит рельеф? III. Первичное закрепление. 1 . Вспомним слои Земли. 2. Как различается земная кора? 3 . Что такое литосфера? 4. Заполните пропуски. Внутри Земли находится __ , которое окружено __ . Ее вещество разогрето и отличается высокой пластичностью. Наружная оболочка Земли называется __ . Земную кору и верхнюю часть мантии называют ____ . IV. Теория литосферных плит. 1. Объяснение учителя с использованием ЛОС. Изучение Земли из космоса показало, что земная кора состоит из огромных плотно прилегающих друг к другу блоков, которые назвали литосферными плитами. 2. Работа с картосхемой «Литосферные плиты». (учебник, стр.47). Учащиеся рассматривают. а) Назвать литосферные плиты; b) С какими названиями они похожи? (метрики и океаны); с) А совпадают ли границы? d) Одинаковы ли по размеру плиты? Литосферные плиты как бы впаяны в вещество мантии. Литосферные плиты движутся по отношению друг к другу, мы не замечаем так, как скорость ежегодно составляет 2-5см. Но за 10, 20, 100 лет это получается не так уж мало. Почему же движутся плиты? (Учащиеся рассуждают, предполагают, высказывают свое мнение). После этого вычерчивают схему на доске и в тетради. 3. Что же происходит в результате движения плит? Если идут навстречу друг к другу, то они сталкиваются? Если расходятся, то появляется разлом. 4. Если земная кора материковая и океаническая, то океаническая уходит под материковую образуя желоб и поднятия - это горы или дугообразные острова. Если сталкиваются две литосферные плиты материковые, как, например, Евразийская и Индо - Австралийская, образовались горы Гималаи. Плиты земной коры перемещаются не только горизонтально, но и вертикально, поэтому горные образования становятся выше или ниже. Все движения сопровождаются землетрясением. (Кроме того, что использую ЛОС, я показываю это еще и наглядно). Беру две тетради в руки и начинаю приближать или раздвигать в стороны. При приближении стараюсь показать так, чтобы края тетради поднялись. Или один край поднялся, а другой оказался под ним. Одновременно на физической карту полушарий показываю и говорю, как образовались горы Гималаи, Анды, островные дуги в Тихом океане, оз. Танганьика, Красное море и др. приморья. Как выглядели очертания и размеры материков в прошлом? Изменится ли в будущем? На эти вопросы отвечает тектоника. Согласно теории глобальной тектоники, что все меняется и будет меняться. В прошлом был один материк Понгея, который разделился на Лавразию и Гондвану, те, в свою очередь разделились на материки северного и южного полушария. Так, по теории в будущем атлантический океан станет больше, а Тихий океан уменьшится, материки объединятся. Все, что происходит на нашей планете, тесно связано с космическими процессами. Надо помнить, что наша жизнь, всего лишь миг в быстротечном и вечном времени. Время надо ценить и не растрачивать его. 5. Записываем в колонку таблицы «Что узнал». V. Вторичное закрепление. а) Что такое литосферные плиты? b) Как называются плиты? с) Какие движения совершают литосферные плиты? d) Какие природные явления связаны с движением литосферных плит? VI. Итог урока: Что мы узнали? Что вам было интересно? VII. Домашнее задание. Творческое задание. Рассказ о литосферных плитах и об оболочках Земли (от первого лица). Написать стихи (на выбор). | |
Просмотров: 1635 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|