Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Цели: задачи урока: • Образовательная: 1. Познакомить с новыми и вспомнить известные понятия. 2. Дать знания учащимся о горных породах. • Развивающая: 3. Формировать умения различать по внешним признакам осадочные, мсанматические, метоморфические горные породы. 4. Привести примеры использования горных пород и минералов человеком. • Воспитательная: 5. Формирование бережного отношения к объектам природы. Оборудование: Физическая карта полушарий, атлас, учебник. Коллекция горных пород (раздаточный материал), ЛОС. Тип урока: изучение новой темы; урок - практикум. Методы урока: словесно -наглядный, практический, частично -поисковый. Форма: индивидуально - групповая. Эпиграф к уроку: «Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни не подозревая, что знакомство с ними обогатило наш опыт во всех областях жизни». К.Г.Паустовский. План урока: I. Организация класса. II. Повторение пройденного и проверка знаний. III. Изучение нового материала. 1. Теоретическая часть. IV. Первичное закрепление. V. Практическая часть (обучающая). VI. Закрепление. VII. Итог урока. Оценки. VIII. Задание на дом. Конспект урока. I. Организационная часть. Готовность к уроку. Определение темы и цели урока. Известно, что земная кора состоит из тел, которые называются горными породами. Сегодня мы на уроке познакомимся с горными породами и научимся их распознавать. Зачитываю эпиграф. Но мы, прежде чем приступить к изучению темы, вспомним пройденное. II. Проверка знаний. Тесты. 1. Как называется внутренний слой Земли, который состоит преимущественно из железа: а) Мантия b) Ядро с) Земная кора d) Литосфера. 2. Внешний слой Земли называется: а) Мантия b) Ядро с) Земная кора d) Литосфера. З. Оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии называют: а) Мантия b) Ядро с) Земная кора d) Литосфера. 4. Часть земного шара твердая и одновременно пластичная - это: а) Мантия. b) Ядро с) Земная кора d) Литосфера. З.Воздушная оболочка Земли называется: а) Атмосфера b) Биосфера с) Литосфера d) Гидросфера. б. Водно оболочкой Земли называют: а) Атмосфера Ь) Биосфера с) Литосфера d) Гидросфера. 7. Оболочка жизни - это: а) Атмосфера Ь) Биосфера с) Литосфера d) Гидросфера 8. Как называется окружность, находящаяся на ровном расстоянии от полюсов Земли: а) Экватор Ь) Параллель с) Меридиан d) Северный полярный круг. 9. Окружности, проходящие через полюса земли: а) Параллели Ь) Полярные круги с) Меридианы d) Полюса. 10. Прибор для определения сторон горизонта - это: а) Нивенир Ь) Масштаб с) Компас d) Глазомер. Игра «Крестики - нолики». 1 + 2 + 3 0 4 + 5 0 6 0 7 + 8 0 9 + 10 0 11 0 12 + 13 + 14 0 15 + Правильный ответ «+»; неправильный ответ «0». 1. На нашей планете шесть материков. 2. Литосферная плита - это крупный блок. 3. На карте горы обозначаются зеленым, желтым или светло - коричневым цветом. 4. Литосферные плиты перемещаются. 5. Географической широтой называют расстояние точки от начального меридиана. 6. Параллель - это линии, соединяющие северный и южный полюс. 7. Смена дня и ночи в результате вращения Земли вокруг своей оси. 8. Земля вокруг своей оси делает оборот за год. 9. Слово «география» означает «описание Земли». 10. Земля - это звезда. 11. Азимут - это уменьшенное расстояние в несколько раз. 12. Масштаб бывает именованный. 13. Относительную высоту определяют с помощью нивелира. 14. Рельеф местности на плане обозначают цветом. 15. Модель Земли - глобус. Работы учащиеся сдают учителю, так же, как и творческие задания. III. Изучение новой темы. Рассказ учителя, используя ЛОС «Строение Земли». Итак, мы вспомнили, а сегодня мы побываем с вами в царстве камня. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных, человека. Они рождаются, живут и умирают, как живые существа. Горные породы бывают твердые, жидкие и газообразные. Схема на доске: Горные породы Твердые жидкие газообразные (гранит) (нефть) (газ) Горные породы состоят из веществ, называемых минералами. Вода в море и нарядная снежинка - тоже минералы, хотя трудно в это поверить. Восхитительное по форме, красоте и прочности, все это вызывало у человека массу вопросов: откуда появились камни? Куда они исчезают? Почему они разные? Ученые пришли к выводу, что свойства горных пород зависят от их происхождения. (По ходу рассказа учителя рисуется схема на доске, ребята рисуют ее в тетради). Происхождения горных пород Магматические осадочные метаморфические Глубинные изверженные неорганические органические Обломочные химические Магматические рождаются в пламени из раскаленных веществ, т.е магмы. Магма (гр. слово) месиво, густая мазь. Магма образуется в глубине земных недр. Если в земной коре возникает трещина, то вещество становится жидким и по трещинам поднимается к поверхности Земли. Поэтому магматические горные породы различают глубинные и излившие. Глубинные, например: гранит, излившие - базальт. Породы, оказавшиеся на земной поверхности начинают обжигать лучи солнца, пронизывают холодные ветры, сковывают льды, в них внедряются микробы, корни растений, вода. газы и т.п. Тогда горные породы превращаются в обломочные и осадочные. Этот обломочный материал реки, ветер, ледники переносят в понижения - в океаны, моря, озера, болота. Часть выпадает в виде осадка, а часть усваивается организмами и идет образование известковых скелетов и панцирей. Среди осадочных пород выделяются две группы (схема дополняется). Пласты осадочных пород под давлением сверху начинают уплотняться. Под давлением и под действием высоких температур из осадочных и магматических пород образуются метаморфические. (Метаморфоз - превращение). 1. Бурый уголь превращается в антрацит. 2. Антрацит - в графит (простой карандаш). 3. Известняк - в мрамор. (образцы показать в сравнении). Примечание. 1. Объясняя материал, учитель показывает те горные породы, о которых он упоминал в рассказе. 2. По ходу объяснения обращается к схеме. 3. По ходу объяснения учащиеся находят у себя эти горные породы. IV. Первичное закрепление. 1. Где встречаются горные породы? 2. Как различаются по физическому состоянию? 3. Как различаются по происхождению? V. Практическая часть. Теперь, мы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах и охарактеризуйте их по плану (план в таблице). Учащиеся заполняют таблицу. Характеристика горных пород План название Горные породы Гранит Известняк Торф 1 . Цвет Серый (розовый) белый Бурый (коричневый) 2. Структура зернистая, плотная, землистая Зернистый Плотная Землистая 3. Вес тяжелый, ср. тяжести, легкий Тяжелый Средней тяжести Легкий происхождение Магмат. осадочное осадочное 1. Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу. 2. Затем обмениваются мнениями в группе (4 чел.) 3. Затем 3 учащихся знакомят класс с ответом. 4. Самоконтроль по ключу. (учащиеся сверяют свои ответы с данными). Таблица с ответами вывешивается. Учащиеся исправляют ошибки. Где применяют горные породы (дополняем). Гранит - строительный материал, делают скульптуры. Известняк - строительный материал, с его помощью повышают плодородие почв. Торф - горючее полезное ископаемое, удобрение, химическое сырье (синтетические ткани, пластмасса). Заключение. Почти все горные породы являются минеральными богатствами. Наша страна богата полезными ископаемыми. Но добывая их, человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо приводить в порядок. То есть нужно засыпать шахты, превратить карьеры в цветущие сады или пруды. Иначе природа начинает «мстить» человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения и т.д. Они как бы напоминают, что человек тоже является частью природы. Итог. Что мы узнали на уроке? Что вам больше всего понравилось? Итак, подошло к концу наше путешествие в мир камня. В следующий раз мы познакомимся с движением, происходящей в земной коре. Домашнее задание. Творческое. «Человек из горной породы». Представьте, что горная порода превратилась в человека, которого можно нарисовать. Попробуйте нарисовать, отразив в рисунке ваши ощущения, полученные вами при ее изучении. | |
Просмотров: 1193 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|